От Матфея Святое благовествование, глава 6:
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Также у Луки, глава 12:
22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело - одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
Матфей и Лука Апостолы прямо свидетельствуют: Христос говорит, что Сам Бог Отец , прекрасно одевающий цветы лилии полевые, тем более будет не хуже одевать нас, маловеров. (Ныне устаревшее выражение "кольми паче" означает "тем более".)
Следует ли нам буквально воспринимать эти слова, что именно Сам Бог будет одевать христиан? Ответом на этот вопрос может быть эпизод из книги "Бытие": «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.» (гл. 3, 21)
Прямо утверждается, что Бог сделал одежды и одел их. То есть всемогущества Господа вполне хватает на это дело. Как именно сделал это Он, мне не ведомо. Я предполагаю только, что кожа эта не была содрана с животных, но создана отдельно, для этого случая.
Какие у Бога возможности, чтобы выполнить обетование об одежде, о котором говорит Спаситель? В тварном мире предостаточно всякого рода материала для этого: в растениях, из земли от сотворения произрастающих, содержатся волокна, и мягкие, и прочные, звери одеты шерстью, птицы - легчайшим и теплейшим пухом. Некоторые членистоногие и насекомые умеют давать несравненной прочности и гладкости волокно - пауки, шелкопряды. Другой вопрос, как это всё собрать в одежду. Наблюдение живности в природе даёт, что многие обладают поразительными умениями в деле использования этих материалов. Может ли Бог одной силой Своего помышления приказать этим животным, как будто для того и созданным, соткать одежду для человека, для многих людей, для весьма многих людей? Для Бога это не составляет труда, человеку же для этого стОит хотя бы воздержаться от бессмысленного истребления окружающей живой твари, иногда и кажущейся бесполезной. Более того, всё многообразие животных создано как раз для того, чтобы человек владычествовал над ними, и человек даже может, пользуясь этим благословением Отцовым, сам принять участие в создании одежды для себя.
Причём, если эти материалы от природы обладают изысканной красотой, то и одежда, из них сотканная, будет не хуже одеяния лилий полевых. Красота оперения самых нарядных птиц, легчайший пух, изысканные цветы, прочнейшие нити насекомых - всё это может быть вплетено в эту ткань, и обновляться хоть каждый день, поскольку слуги человеческие и должны непрестанно окружать его в том спасительном и благодатном образе жизни, который восстановил Второй Адам Своей Жертвой, для нашего спасения и в будущей жизни, и в этой.
Если человек так одевается, что его одежда каждый день непрестанно обновляется и вычищается слугами, по воле Бога, знающего и о наших предпочтениях в одежде, и о наших занятиях, и о погоде на сегодняшних день, то нужен ли, необходим ли ему запас одежды? - Конечно, нет, на таком человеке всегда одежда самая лучшая, всегда новенькая «с иголочки», всегда подогнана и «сидит как влитая», поистине царская, а другой и не нужно.
Отмечено, что у ветхозаветных евреев, длительно водимых Самим Богом и Его пророком Моисеем, «одежды их не ветшали» (Неем. 9, 21, т-же Втор. 8, 4). Может быть, Ангелы не давали рваться нитям и лохматиться ткани, может быть, мельчайшая живность ночью, или во время отдыха незаметно для владельцев одежды, исправляла износ, подновляла, укрепляла и чинила случайно порванные места - и то, и другое вполне во власти Вседержителя, и народ Моисеев был избавлен от этих хлопот. Христос говорит, что Церковь верных, обратившихся к Христу в Его полноте, тем более (кольми паче) будет избавлена от этих хлопот.
Евангелие сообщает нам, что одеяние Иисуса Христа составляли ризы и хитон, «не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Вероятно, это специальное замечание Апостола о хитоне Спасителя даёт понять читателю, что хитон при ближайшем рассмотрении оказался настолько необыкновенным, что воины решили не рвать его на части. Думаю, Христос, Сын возлюбленный, был одет Отцом небесным именно так, как о том сказано Сыном в Евангелии.
Что же касается фасонов: я никогда не видал такой одежды от Бога. Бог Всеблагий знает, в какие именно одежды нас лучше одеть, больше ничего не могу сказать.
Современная традиция одевания, в том числе среди называемых христиан, состоит в том, что мы считаем себя вынужденными хранить запасы одежды на всякие случаи жизни, на всякие погоды и времена года - и эти одежды не от Бога, и об этих одеждах мы заботимся заранее, покупая её произведённую на промышленных предприятиях, заказывая пошив у мастеров или пошивая самостоятельно. Наша дальновидная забота об одежде доходит до того, что само человеческое государство считает необходимым направлять особое внимание высших правительственных чинов на производящую одежду в огромных количествах «лёгкую» промышленность.
Конечно, это бесконечно далеко от заповеданного Богом и, конечно, такое пренебрежение заповедью, данной Сыном, заставляет Отца скорбеть в сердце Своём. И скорбь эта только умножается, когда верующие христиане, уделяя нарочито мало внимания ежедневной одежде, одеваясь в нарочито тёмные тона, - и при этом приобретая, как язычники, одежду не от Бога, и заботясь об одежде на завтрашний день и на следующий сезон - считают это надлежащим следованием этой малой заповеди. Хотя это, конечно, не что иное, как наше явное свидетельство о нашем маловерии в Бога, недоверии Богу. И какое тогда значение имеет, в штаны с рубахой мы одеты или в купленную у торговца накидку-хитон? - они, изделия рук человеческих, имеют равно далёкое отношение к Богу.
Далее Христос говорит, что внимание, которое стоит уделять вопросу одевания (также и пропитания), если человеку так уж захотелось принять в этом участие, потрудиться на этом поприще - это самое большее заботиться о том, что одеть лишь сегодня, теперь и сейчас, но не завтра и не через месяц - «довольно для каждого дня своей заботы» - и тогда сам Бог, у Которого всё предусмотрено, будет помогать одеваться и питаться, впрочем не отбирая у человека свободы труда и творчества на этих поприщах, если тот захочет.
Как в наши времена всеобщего оскудения веры можно узнать, что эта заповедь может быть выполнена именно так, как сказано Спасителем? Также и об этом Дух Святый через Пророка величайшего говорит: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Итак не стоит ждать, если мы, обнажая своё неверие и подвластность бесу жадности, не в силах совершить эту невеликую жертву: расстаться в явными излишками одежды, и не имеем раскаяния в том - не стоит ждать, что нам в ответ будут дарованы щедроты от Бога . Только покаяние, явленное в делах, даёт надежду, что будем поощрены одеждой царской, неветшающей, даваемой в знамение любви от Самого Отца, подобно тому, как одеваем был Иосиф прекрасный, сын возлюбленный отца своего Иакова.
Между тем, этот подход - иметь на себе единственный комплект одежды, но зато самого наивысшего качества, сам по себе способен дать большие практические преимущества. Такой человек всегда налегке, не обременён заботой об одежде и о хранении собраний одежды - чем более дорогой, тем более требующей хозяйского внимания, а то и трудов челяди, для этого нанимаемой. Руки свободны от этой обузы, голова не болит о хранении, о прочности замков на хранилищах и о проделках моли в них. Помыслы могут быть отданы более важным делам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Решения о второстепенных, приземлённых задачах принимаются быстро, и столь же быстро исполняются. Этим приобретается лёгкость на подъём, свобода путешествия и скорость передвижения. Не будем забывать также и об обычае, ценимом язычниками: «по одёжке встречают». А если когда-то придётся поделиться и этой единственной одеждой - то и тут Господь, для Которого нет ничего трудного, скоро восполнит эту небольшую потерю.