О прохождении препятствий

Sep 01, 2009 15:08


Православное вероучение наставляет, что видимый мир, во всём его многообразии, был создан Творцом из ничего. В основание всех его свойств положен промысел Господа всемогущего и всеблагого, предназначившего, чтобы было так, а не иначе: всё видимое Творение изначально хорошо весьма. Человеку от сотворения дана, среди прочих способностей, способность чувственных ощущений, которые сегодня мы называем органолептическими - другое дело, насколько мы умело, или неумело, научившись, или разучившись (сравнительно с Адамом) ими пользуемся. Опираясь на эти органолептические чувства, мы делаем умозаключения о весьма разнообразных свойствах мироздания (чтобы в дальнейшем применять эти выводы в своей деятельности) и получаем, тем самым, первейшие и главнейшие свидетельства о непридуманности, непризрачности, несомненной неиллюзорности окружающего. То есть, свойства мироздания от сотворения и этот комплект чувств так и устроены, чтобы дать человеку наиболее полные, и притом непосредственно доступные сведения об устройстве окружающего фрагмента видимого творения, где бы человек ни оказался.

Если же некто извещает об открытии некоего действующего агента материального мира, недоступного ни для одного из человеческих органолептических ощущений, то это основание сразу же предположить, что здесь проявляется действие нетелесного, т.е. духовного, аггельского начала. Говорю "аггельского", демонического потому, что такие открытия делаются обыкновенно людьми апостасийными, далёкими от святости. В качестве примеров таких неощутимых агентов приведу широко известные и применяемые в разных областях, включая медицину, рентгеновские лучи, вообще т.наз проникающую радиацию всех видов.

То есть, говоря прямо, телесное, видимое мироздание и создано так, что не может доставлять ощущений иных, свыше имеющихся органов чувств. Другое дело, что у громадного большинства людей чувствительность этих органов сильно загрублена и поэтому нюх собачий острее, чем обычного тленного человека, слух летучей мыши тоньше, зрение орла зорче. После же сотворения, в Эдеме было по-другому: у животных не было, не могло быть этих преимуществ над их владыкой.

Сама полнота неиллюзорности плотного мира, его незыблемость в изменчивости может послужить поводом для соблазнительного предположения о протооснове видимого мира, которую якобы использовал Бог в ходе творения и которая, таким образом, существовала и до начала библейского времени. В качестве такой протоосновы обыкновенно объявлялись "атомы", в последующем же появились и теории, которые объявили, что эти атомы сами являются составными образованиями, и даже одно время фигурировало в качестве едва ли не официального государственного догмата, что "электрон неисчерпаем так же, как и атом".

Если изучающий свойства мироздания или уточняющий их человек впал в соблазн и предположил что-то ошибочное, то Бог вполне в силах попустить ему получить и такое опытное подтверждение, которое в сущности лишь попущенная имитация. Так получены опытные свидетельства в пользу атомной гипотезы строения материи - но они, в такой картине, свидетельствуют лишь о том, что проверяющий таким способом сначала уверовал в дьявольскую подсказку и поставил задачу оспорить Бога, и увлечь за собой людей.

Можно, конечно, соорудить и гибридную теорию (приверженцев таких взглядов хватает), согласно которой атомы не сами по себе, но также творение Божье, и упомянутая в Библии "безвидная и пустая земля" с самого начала времён имела атомную структуру или, как вариант, в самом начале сотворения этой земли был этакий доатомный кипящий котёл с ещё более "элементарными" составляющими, которые через какие-то мгновения сложились в атомы, из которых уже составилась и земля.

Но с тех пор, как было впервые придумано само понятие "атом", и до получения эмпирического исследовательского опыта, как будто свидетельствующего о его реальности, прошло огромное время, тысячелетия. А до этой эпохи атом, как таковой, был исключительно умозрительным понятием. Дело в том, что имеющиеся у человека органолептические способности не позволяют человеку наблюдать и свидетельствовать об атоме непосредственно, и тем более об объектах, из которых составляются атомы. Для таких опытных свидетельств пришлось выдумать и изготовить весьма изощренные устройства, которые исключительно для того и предназначены, чтобы регистрировать события атомной реальности - и ничего другого эти устройства делать не умеют. То есть, признав существование атомов и субатомных образований, мы тем самым должны признать, что у человека изначально нет ровно никаких способностей, чтобы открыть для себя этот грандиозный пласт знаний и вытекающих из них умений, то есть что Бог при Творении человека сознательно и обдуманно установил препятствие к овладению человеком этих знаний, и лишь через много-много времени наука человеческая с огромным трудом и с невероятными ухищрениями начала приоткрывать это знание, изначально сокрытое от человека.

На мой взгляд, такое предположение противоречит догмату о всеблагости Отца нашего небесного. Отец изначально не устанавливает для своих сотворенных детей препятствий к достижения блага. Если эти теории в самом деле честное знание, способствующее жизни чистой и ведущей во спасение, то по всеблагости Своей Он не мог сокрыть его от детей, и сокрыть настолько тщательно, что только очень неочевидные догадки мыслителей, далёких от Церкви, смогли приоткрыть эти плотные завесы над такой тайной мироздания. Таким образом, само отсутствие у человека способности непосредственно чувствовать атомы и проявления естества, которые могут быть объяснены только в рамках атомистических воззрений - уже может служить доказательством того, что это знание не ведёт к благу и не способствует его достижению. То есть доказательством иллюзорности, химеричности и ложности всего свода знаний, опирающегося на атомные и т.п. гипотезы. Отсюда же понятно, что опытные свидетельства, получаемые в ходе специально для того организуемых экспериментов и интерпретируемые в поддержку этих воззрений - предоставлены лукавым.

Для человека православного совершенно естественно придерживаться в этом вопросе (как и в других) точки зрения Святых отцов Вселенской Церкви: творение сотворено из ничего, никаких атомов, лежащих в основе веществ и предметов, нет, это химеры.

Различные же формы вещества от сотворения обладают свойствами различными, отличаются градациями проявления этих свойств: что-то жидкое, что-то твёрдое, что-то рыхлое, что-то блестит, что-то тусклое, что-то прозрачное, есть глина, песок, металлы различных видов, есть дерево, есть воздух, есть плоть одушевлённых существ, и плоть человека, взятая из персти земной. Всеми своими свойствами они обладают не потому, что лежащие в их основе атомные структуры так их предопределили (на самом деле, исторически, атомные свойства сплошь и рядом "подгоняли" под этот "доатомный" эмпирический опыт), но потому, что Бог их такими создал: "С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир..." (кн. Прем. Сол, 9, 9, см. также об этом Притч., 3, 19 и 8, 22).

Свойство твёрдости, прочности, способность сохранять очертания под внешними воздействиями позволяет вещам этого мира удерживаться от слипания и смешения друг с другом в безвидную и пустую персть (как бы сказали сейчас, неструктурированную), которая получилась бы, если бы вещам было позволено беспрепятственно проникать друг в друга, взаимно и неограниченно перемешиваться своим содержанием, не удерживая сколько-нибудь устойчивую форму и границу. То есть такая устойчивость вещей это, конечно, проявление той самой премудрости, которая была при сотворении мироздания. Даже сама возможность давать имена всякой твари - ведь именно Бог привёл к Адаму животных ещё в Эдеме, чтобы видеть, как Адам будет их именовать - немыслима без сохранения во времени принадлежности животных роду к своему роду.

Итак имеются две основные картины: одна не нуждается в атомах, другая опирается на атомизм. В одной картине свойство устойчивости, прочности, твёрдости установлено для вещей и предметов от Бога, и разумеется не противоречит тому, что и эти предметы созданы из ничего (точнее, из ничего через стадию безвидной и пустой земли). В другой, атомистической, наличие таких свойств с необходимостью приписывается свойствам атомных структур, ансамблей, и свойства этих последних следуют из свойств отдельных разновидностей атомов, составляющих их.

По этой науке, атомы никуда не деваются и никуда не исчезают, кроме очень редких случаев, по большей части воображаемых, "модельных", когда и само-то вещества-то как таковое, исчезает, как бы в некотором горниле, где ни о какой твёрдости и прочности и речи быть не может, и в некоторых других сходных ситуациях, когда теряется постоянство и многих других свойств.

В этих двух картинах должна совершенно по-разному интерпретироваться ситуация, когда одно твёрдое тело, вынуждаемое каким-то усилием или действием, пытается вторгнуться, проникнуть в другое, также обладающее свойством сопротивляться такому вторжению. В первом случае нечто, сформированное из ничего, пытается войти в другое нечто, сделанное из того же. Обыкновенно, этого не происходит: предмет проявляет сопротивление, и причина этого в том, что они так созданы Богом, и это, конечно, самый разумный и мудрый выбор их свойств.

Это, как говорят, устав естества - но и не более того. Закон, Логос, незыблем, уставы же, как говорят, бывают препобеждаемы, в некоторых случаях, при определённых обстоятельствах. Препобеждал их неоднократно Христос Бог, подобное же делали Святые чудотворцы, силою дарованного им Святого Духа. (Хотя, на мой взгляд, не очень корректно говорить о победе Бога всемогущего над творением, ибо оно изначально полностью было, и остаётся, и пребудет подвластным Творцу: ничего не происходит без воли на то Вседержителя; побеждают же, по смыслу, сознательно сопротивляющегося.)

Поэтому, если такое условие соблюдено, если дарован Святой Дух, включая и такой дар, то человек, которому даровано и который верит в саму возможность этого, может, при необходимости без усилий, без повреждений передать вещь через стену, или даже пройти сам. Скажем, это можно представить себе так, что каменная стена, сделанная, как помним, изначально из ничего, на время этого проникновения в неё может обратиться в пустоту, образовав подвижную и тут же исчезающую, заполняющуюся полость в своей толще, необходимую для перемещения сквозь неё, притом удобную, насколько это требуется. Для человека слабого это не под силу, для Господа же ничего трудного нет. Более того, если возникла нужда и мысль пройти через стену, то "знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф. 6, 8). Итак Бог вполне властен выслать Своего Ангела, который откроет и затем закроет проход в препятствии.

Подобного рода чудо ничуть не более удивительно, не более алогично, и, следовательно, не более запрещено, чем отверждение воды на время, когда на неё становится стопа Святого, чем размягчение меча солдатского до состояния воска при попытке усекновения головы Святого (св. Емилиан, ок. 300 г.), чем множество других чудес, касающихся изменения свойств предметов и веществ, приведённых в канонических источниках. Более того, такое прохождение насквозь не ведёт ни к разрушению, ни даже к малейшему повреждению преодолеваемого препятствия. Будучи неодушевлённым, препятствие и не может испытать никакого неудобства, даже временного.

Разумеется, это невозможно в картине альтернативной, атомистической: для подобного требуется, чтобы исчезли или сами атомы, или связи между ними, причём только на время этого проникновения и непременно с тем, чтобы они вновь возникли и упорядоченно расположились точно в прежнем порядке. В атомной науке немалая доля её псевдозаконов формулируется как запреты, и по сути таковыми они и являются, и эти правила чародейские и следствия из них прямо запрещают подобные события, утверждают их практически абсолютную невозможность.

Поскольку есть основания утверждать, что атомы химеричны, то эти запреты, поскольку касаются свойств лишь воображаемых объектов - тоже химеричны, и существуют прежде всего как вера человека в эту науку. Мне кажется в высшей степени справедливым, что тому, кто незыблемо, непоколебимо, истово верует в атомы, - и не позволяется преступить самих основ этой соблазнительной веры, дающей столь разветвлённую иллюзию знания. Итак верующий в атомы - и не сможет пройти сквозь стену.

Может возникнуть вопрос: это всё умозрительные построения (что, разумеется, не отрицается), а вот имеются ли в Св. Писании и Св. Предании православной Церкви какие-то подтверждения на этот счёт?

Когда происходило Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Он при появлении на свет из лона Пречистой матери Своей не причинил ей страданий и родовых болезней. Это может означать, что плоть Бога вочеловечившегося прошла сквозь плоть Пречистой Приснодевы, нимало не повредив и не поранив её.

Это не означает развенчания величайшего Чуда из чудес, это не является даже объяснением. Более того, я не считаю сколько-нибудь обоснованным предположение, что при Рождестве плоть Бога обращалась в пустоту хотя бы на мгновение, либо подобное происходило с плотью Приснодевы Богородицы Марии. Такого не было: настоящая плоть, полновесная, живая, со всеми мыслимыми качествами, присущими плоти как живой - прошла одна через другую.

Всё же, если даже и такое стало возможным единственный раз в истории времён, то кратковременное обращение в проходимую пустоту вещества неодушевлённого, с последующим возвращением последнего в исходное состояние - тем более возможно.

В пятой главе книги Деяний Апостолов (ст. 17 - 23) рассказано, как тогдашний первосвященник с другими саддукеями, исполнившись зависти в Апостолам, заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и вывел их. После этого служители сообщили "темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью". Мне не кажется вероятным, чтобы у Ангела была нужда возиться с отмычками, приспособлениями, инструментами или подбирать ключи, чтобы отпереть и затем вновь запереть засовы или замки той темницы. Хоть и выведены были Апостолы через двери, всё же, думаю, запорные устройства, подчиняясь воле Господа, прошли друг сквозь друга без каких бы то ни было усилий или препятствий, и затем возвращены тем же порядком в исходное запертое состояние.

Также, весьма ранним ветхозаветным прообразом подобного преодоления препятствия может служить прохождение Израиля под водительством Моисея пророка по дну моря Чермного. Сразу после этого, проход, временный коридор в толще моря закрылся, море было возвращено в исходное состояние, непроходимое для преследователей, которые и нашли в нём свою могилу.
Previous post Next post
Up