В качестве дополнительного примечания к тексту об истории изобретения колеса, хотелось бы предложить ещё вот какие соображения.
В доступных мне этимологических словарях лексические единицы "машина" и "маска" фигурируют как довольно поздние заимствования из романо-германских языков либо из самой латыни. Догадываюсь, для античных латинян это тоже заимствования: в античном мире латинская культура довольно поздняя, и испытала более или менее заметные влияния со стороны более древних культур. Среди таковых была и культура евреев ветхозаветного времени: это был весьма и весьма заметный на тогдашней мировой арене народ, с весьма древней (уже и к тому времени) письменной историей, с разветвлённой по всей ойкумене, сплочённой и влиятельной сетью высококультурных общин.
Далее, из еврейских источников того времени знаем, что с понятием "машина" они были знакомы весьма задолго до Пришествия Христова, см. напр. вторую книгу Паралипомемнон (гл. 26) и книгу прор. Иезекииля (гл. 4 и гл. 26), т-же книги Маккавейские (более поздние). Показательно, что машины сразу фигурируют как машины военного назначения: стенобитные, метательные.
Вероятно, латиняне заимствовали это слово у евреев.
Имею предположение (впрочем голословное, я, увы, не гебраист), что в том языке, на котором говорили древние евреи, слова "машина" и "маска" - однокоренные, более того, это изначально формы одного и того же слова. "Маска" - это нечто "вместо человека", заменитель, заместитель человека в какой-либо ситуации или виде деятельности, соответственно военная "маскина" (машина, махина и т.д.) - это заместитель человека в опасном ратном труде (ну или, эквивалентно, применение военных приспособлений, машин - способ увеличения "эффективной численности" своего войска). В Св. Писании часто упоминаются ангелы Божии, принимающие человеческий облик, делающие по поручению Бога разные дела, свойственные и человекам, помогающие им в различных предприятиях и т.п. В этом отношении они тоже как бы "заместители человека", но, в отличие от машин, они совершенно сознательно выполняют волю Господа. Этим они кардинально отличаются от бездушных машин.
Любопытны библейские контексты, в которых фигурируют машины:
2 Пар, 26:
"14 И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни.
15 И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен.
16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.",
это красноречивое место оставлю без комментария, а ещё из кн. прор. Иезекииля (гл. 4), где сам Бог говорит пророку:
"1 И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим;
2 и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины;
3 и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву.
4 Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их.
5 И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
6 И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе. "
Здесь привлекаемые машины, фигурируют как символические орудия скорого Божьего наказания ветхих евреев, не просто наказания, а знаменательного наказания, уже отнюдь не символического. Не следует ли понимать так, что современники Пророка, "умножившие беззакония более, нежели язычники", презрев Господа, более полагаются на себя, на свои выдающиеся способности... на квалификацию строителей могучих машин? (В приведённом отрывке есть приказ Бога "расставить машины", но не объясняется, что это такое, как их делать, а ведь это отнюдь не простенькие в проектировании и изготовлении вещицы... значит, евреи и Пророк были с ними достаточно близко знакомы?) В этом случае, символизм наказания машинами может быть прочитан так: "раз горделиво увлеклись машинами, презрев помощь Господа - так понесёте через них наказание". К слову, этот мотив весьма и весьма востребован и в современной масс-культуре, см. всякого рода "матрицы", "восстания машин", бродячие сюжеты о бунтующих киборгах и проч.
Для того, чтобы исследовать новозаветный взгляд на машины вообще, не только военные и подобные, вспомним, как именно реализуется в "цивильной" сфере принцип "замещения" человека. Именно, машина предназначается прежде всего для выполнения повторяющихся, однообразных операций, в конечном счёте для тиражирования изделий, для умножения их количества "с целью удовлетворения потребностей", "извлечения прибыли" и т.п., т.е. в тех сферах, к которым человек приспособлен мало, которые не любит, в которых человек деградирует. В современной экономической науке это отражается как проблема "роста производительности труда", приоритетнейшая проблема языческого хозяйствования.
В полном соответствии с поставленной задачей: "наращивать количество одинаковых трудовых операций в единицу времени" машины реализуют циклы, они строятся прежде всего как устройства, предназначенные для циклического действия, в той или иной мере самостоятельного. Материальным воплощением принципа беспрестанно повторяющегося цикла является колесо "офан", соответственно, оно же главный конструктивный элемент машин (зубчатые колеса, ,роторы, шкивы и проч.), и возможно более широкое его применение - идеологический принцип проектирования машин, по соображениям хотя бы "технологичности". Ведь естественно, что цивилизация, поклоняющаяся колесу и колеснице “офан”, лучше всего, т.е. "технологичнее", умеет воспроизводить именно колесо. ("Мыслительные" машины, они же “вычислительные”, о которых распространяться не буду, тоже построены по принципу циклического повторения унифицированных, предельно примитивизированных операций; думаю, эта модель совершенно не отражает реального человеческого мышления).
Христом сказано: "трудящийся достоин пропитания". Как в новозаветном духе решается проблема обеспечения необходимым всех тех, кто находится в Завете с Богом? - очень просто.
Например, еда: сколь бы мало ни было в начале, всем хватит, всем вкусно и досыта, всем разумеется бесплатно, и остатков останется на всякий случай больше, чем было в начале.
Матф., 14:
“19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.”
Проблему "растягивания" ресурсов, если угодно, Божественного “тиражирования” (когда в полной мере учитываются и количество потребителей, и индивидуальные особенности и потребности, вкусы), берёт на Себя Бог. Как это делает Он, пребывающий НАД Творением, мы, находящиеся ВНУТРИ, не поймём. В этой схеме нет, за ненадобностью, никаких устройств и приспособлений, обеспечивающих размножение вещей - нет машин. И, если мы верим в ДУХ Нового Завета, то нет необходимости тиражировать для потребления ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО. Кроме того, в сообществе, скрупулёзно и точно выполняющем Завет с Христом, нет проблемы “урожайности зерновых”, нет проблемы “сохранения урожая”, нет проблемы “переработки продукции в промышленных масштабах”.
В таком укладе, человек, освобождённый Богом от забот, связанных с рутиной, с т.наз. “ресурсными ограничениями” (к слову сказать, выдуманными человеком весьма исторически поздно), получает массу времени, чтобы посвятить себя труду творческому, труду здоровому, труду общему, а не разобщающему. Божия заповедь Адаму “...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю” (Быт. 3. 19) получает в Новом Завете новое, настоящее наполнение: здоровый труд, здоровый пот, здоровая усталость, дающая телу здоровое удовлетворение. Змей - побежден, христиане, т.е. те, кто принял победу и цену этой победы - свободны, как использовать эту свободу? - нести Благую Весть. А что труд? - труд, можно сказать, как творческое хобби, а не как изнурительная необходимость.
С такой точки зрения, в новозаветное время надсмотрщик над машинами не трудится - он только обеспечивает машинный процесс, погоняет машину, является придатком машины. Если не трудится - значит, недостоин пропитания? Сейчас сталкиваемся с эффектом: покупаем в гипермаркетах пищу индустриального происхождения, много покупаем, много едим, разнообразно... Что едим? Питаемся ли, или поглощаем объёмы неких стандартизированных под машинное производство субстанций, сдобренных другими неведомыми субстанциями для длительного хранения, для яркого гастрономического эффекта? Боюсь, это только иллюзия пропитания, неизбежная плата за отказ от труда настоящего, труда своими руками, одно из “мягких” Отеческих знамений, даваемых во вразумление.
Далее, не будет преувеличением сказать, что практика применения машин уже давно превратилась в культ, причём государственный. Скажем, в не столь далёкие времена декларировался и неукоснительно проводился в жизнь государственный императив о преимущественном развитии промышленности группы “А”: “производство средств производства”, т.е. прежде всего машин, предназначенных для воспроизводства машин же. Причём машин, непосредственно работающих на удовлетворение человеческих потребностей, не так много - остальные заняты на всякого рода вспомогательных операциях, призванных обеспечить какие-то ещё, ну совершенно необходимые вспомогательные операции, и т.д, и т.д., и т .д. ... В других странах этой цивилизации формулировка императива этого несколько видоизменяется, сущность остаётся прежней. Это одна из форм религии “поклонения плодам рук своих”, т.е. культа ваалов. Итак мы не просто без меры применяем машины - мы им поклоняемся.
В процессе воспроизводства ненужных сущностей ненужными сущностями, каковыми являются машины, неизбежны всякого рода “нежелательные и непредусмотренные побочные эффекты” - скажем, от необходимости скученной городской жизни ради “рационализации потребления промышленностью раб. силы” до генерации городских помоек ошеломляющими темпами, отравления вод, земель, воздуха, истребления всей и всяческой живности, и т.п. Это тоже одно из “мягких” знамений.
Разве думает малый ребёнок, когда играет, о "производительности"? - для любящих родителей важно, чтобы ребёнок делал старательно, с выдумкой, красиво, аккуратно, творчески... Дети не играют в "рост производительности игрового процесса", это совершенно не интересно, а разумные родители и не поощряют этого, никому не нужны идентичные, размноженные, на одно лицо, результаты детской игры. Какой родитель в своём уме поощряет "штамповку", зачем это ему, ребёнку, семье? Дети, старательно игравшие, но построившие всего один, но занятный игрушечный домик, будут обласканы, поощрены, накормлены досыта и одеты красиво, невзирая на то, что домик - одни, а играющих - много. Во всяком случае, так принято в христианском социуме. Откуда родитель всё берёт - этого ребёнок не знает, это не его проблема, он об этом не думает, для ребёнка это появляется как "обыкновенное чудо". Точно так же Отец истинный, любящий любящих Его, Он же Бог Всемогущий, неизмеримо более могущественный, чем любой земной отец, Творец всего сущего, заведомо способен найти возможность и чудесным образом накормить, обиходить Своих чад, о чём и говорено Спасителем.
В культе колесниц присутствует целая система обрядов инициации. Это:
- многоступенчатая, сложная система подготовки,
- и строгая система испытаний кандидата в колесничники, включая медицинские испытания,
- сложная, строго регламентированная процедура вступления во владение колесницей,
- сложная процедура регистрации колесницы со множеством обязательных этапов,
- строгая, многоступенчатая процедура периодической испытаний колесницы,
- частые проверки на дороге выполнения всех этих условий специально уполномоченными лицами (ГИБДД; также в этом виде деятельности присутствуют черты мытаря),
- сюда же и требование неукоснительной упреждающей компенсации потенциального вреда от колесниц (страхование).
Обязательность и неизбежность этих обрядов устанавливается государством, т.е. это государственный культ, причём строгость обрядов инициации, в общем и целом, нарастает со временем по инициативе государства же. Правда, есть и неафишируемая возможность получить все письменные (документированные) свидетельства о прохождении этих обрядов: просто купить документы у жрецов культа колесниц за энное количество денег, поскольку в государственном пантеоне культ денег выше. Хотя номинально считается, что эти сферы не должны пересекаться.
Строгость этих обрядов определяется, на мой взгляд, тем, что колесница “офан”- вещь особо безжалостная, это известно по многовековой практике, и строгость эта, в общем-то, оправдана в рамках языческой парадигмы. На жертвенник культа колеса приносятся многочисленные жертвы, как в виде увечий, так и смертей, как самих колесничников, так и людей вроде бы непричастных. Жертвы эти вроде бы непреднамеренные... но:
Каждый человек окружён от рождения (и даже до него) ангелами и ангелочками, посланными Богом, Отцом истинным, многие из ангелов как раз и предназначены для того, чтоб “соломки подстелить”, в случае чего, в подобных ситуациях. Сделавшись адептом культа колесниц, человек (и цивилизация в целом) тем самым начинает практику, омерзительную Богу. Само собой разумеется, что ангелы Божии, ответственные за то, чтоб “подстелить соломки” в “аварийных ситуациях”, отзываются назад к Пославшему их. То есть, Господь не защищает автомобилистов, они по собственному выбору ввергаются во власть дьявола (напомним, колесо “офан” - дьявольское изобретение). Отсюда и жертвы, и их многочисленность, и тяжесть. Идол "колесо" “косит”, не разбирая.