О периодизации истории Церкви

Sep 01, 2009 18:20


Историю христианства на Руси естественно представить в виде периодов, разделённых ключевыми событиями. В качестве таковых в данной схеме предлагается принять следующие: 1. крещение Руси. 2. Хула на Христа. 3. Хула на Святаго Духа. 4. Богоборческая революция, т.е. хула на Бога Триединого. Такой подход ставит на естественное главное место отношения Главных действующих Лиц и христиан, оставляя на более низкой иерархической ступени взаимоотношения между ветвями Церкви, иерархами (Патриархами, митрополитами, епископами) и паствой, отношения с другими народами и государствами и проч.
Данный подход не требует пересмотра картины, представленной в трудах авторитетных учёных, посвятивших свои усилия летописанию и исследованию истории взаимоотношений людей в Церкви. Напротив, введение данной или подобной периодизации “поверх” имеющихся схем смогло бы взаимообогатить картины этих иерархических уровней несколькими существенными штрихами.
Первый период, между принятием христианства и хулой на Спасителя, при рассмотрении верхнего иерархического уровня (отношения Отца, Сына и Святаго Духа и бренных детей) можно считать более или менее благополучным. По-видимому, "иметь веру большую, чем горчичное зерно", было в порядке вещей, и, в самом деле, "ничего не было невозможного для них". Не в диковину было врачевание такое, какому учил Христос, не великой редкостью были люди обладавшие многими способностями (дарами Св. Духа), которые сейчас бы назвали колдовскими (как и Самого Христа обвиняли в колдовстве), в общинах христианских не было мотиваций к занятию коммерцией как источнику хлеба насущного, поскольку проблемы бытового плана решались в евангельском духе с прямой помощью Отца, вообще, участие в общественном разделении труда не практиковалось как единственный способ жизни и выживания. (В современной историографии этот тезис отражается как т.наз. “экономическая неразвитость”.) В общем и целом, быстро (в историческом масштабе времени) и победно распространялся христианский уклад жизни, устраиваемый в близком или даже буквальном соответствии с учением Христа.
Постепенно к такому положению вещей привыкли, стали считать, что Отец небесный при любых обстоятельствах обязан благодетельствовать детей, появилась жестоковыйность и очень скоро: ересь жидовствующих. В ганзейском торговом (т.е. служившем маммоне) Новгороде поднял голову Хам.
Центральный пункт ереси жидовствующих: "настоящий Спаситель ещё не родился" является прямой хулой на Христа. Еретики буквально соревновались в нанесении оскорблений Спасителю, как словесных (площадная брань), так и действием . Многие христиане ужаснулись и приняли решение не иметь ничего общего с такими хулителями. Так или иначе, в единстве Церкви появились трещины, были заложены предпосылки для дальнейших расколов. Многие предчувствовали что-то ужасное, может быть, даже отдавали себе отчёт, что с такими нравами не за горами и произнесение хулы на Духа Святаго - и готовились к концу света (ложились спать в гробах, не надеясь проснуться назавтра и т.п.). Ушедшие в расколы как бы заменяли один великий грех (хулу на Спасителя) на меньший, по их мнению, на собственноручный подрыв единства Церкви. Такая "эквилибристика" с грехами вела к самым плачевным результатам, но кто возьмётся давать советы в подобной ситуации?
Хула на Духа (начало следующего этапа) не заставила себя долго ждать, вероятно, были произнесены бранные слова о Духе. Предположительно, это сделал сын Иоанна IV царевич Иоанн, за что немедленно получил от отца удар, стоивший ему жизни. Произошло это, как известно, в 1581 году, 16 ноября (по тогдашнему, старому стилю; теперь это 29 ноября). Похоже, главной целью и мотивацией многогранной деятельности этого царя было предотвращение этой предвиденной им второй хулы, и свою энергию он направил на истребление под разными предлогами потомков новгородских хулителей Христа как наиболее вероятной среды для появления новых хулителей; некоторая (точнее, ветхозаветная) логика в этом, конечно, присутствовала, но, узурпировав прерогативу Судии, он подал ближним, в т.ч. сыну, едва ли не худший пример, чем жидовствующие новгородцы и их последователи.
Обстоятельства смерти наследников Ивана Грозного, характер завершения царствования династии Рюриковичей, вероятно, следует воспринимать как прямое, всем показываемое и непосредственно наблюдаемое проявление гнева Господня, именно за перешедшую все границы наглую, жестоковыйную неблагодарность.
Последующие события, называемые "Смутным временем", в этом контексте следует рассматривать как деятельность людей, направленную лишь на приспособление к существованию в новых условиях "отсутствия режима наибольшего благоприятствования" со стороны Отца. Всё же, нам было позволено Господом преодолеть смуту, народная молитва (иногда также называемая молитвенным подвигом) была Им услышана, нам было позволено сохранить скорлупу - государство. В этот раз Вседержитель закрыл глаза на то, что народного осознания и покаяния о сиих событиях не произошло.
Несложно сообразить, почему эти прискорбные события (две хулы) не получили широкого документального отражения. Многим современникам (во всяком случае, проницательным) всё было ясно и без разъяснений, рассказывать же потомкам - для этого надо было либо преодолеть стыд ("ведь Сам Христос предупреждал!, и именно на нас свалился этот позор, и именно наши грехи тому причиной") и гордыню. Либо стать обличителем таких гордецов и еретиков, полностью отдавая себе отчёт в бесполезности, бесперспективности и опасности такого занятия. Таким образом, в общем и целом, участники событий по разным причинам замалчивали прошедшие прискорбные события. В результате у последующих поколений бытовало мнение, что фактов хулы как бы и не было.
С момента второй хулы Россия, по большому счёту, теряет моральное право называться христианским государством и начинает стремительно катиться в пропасть секуляризации и прогресса. Столь же стремительно утрачивалась способность распознавать соблазны доктрины, сформированной фарисеями, т.е. иудаизма. Нарастали беспомощность и неспособность сформировать адекватную христианскую реакцию перед лицом массированного наступления этой религии. В результате к началу 20-го века страна (как и другие прежде христианские государства) имела широчайшую сеть как и религиозных иудейских общин, так и организаций эмансипационных производных иудаизма - проводников замаскированного иудейского духа, масонства (кальки с фарисейства), массы агентов влияния. Некоторым, хотя и слабым, утешением можно считать массовое "дозревание" плодов христианства в этот период, их "конвертацию" в осязаемые, материальные "ценности".
Шквал богоборческих революций начала 20-го века явился не более чем естественным результатом этой цепи событий: хулой на Отца и подтверждением хулы на Сына и на Духа. Революции эти имели социально-экономическую личину лишь для соблазнения и отвода глаз; настоящее их содержание - религиозное.
На уровне ассоциации, здесь уместно ввести термины "весна христианства", "лето", "осень" и "зима", наполняемые цивилизационным смыслом. С изрядной долей условности, цивилизационная "весна" - это период распространения христианства, и крещение Руси, по-видимому, попадает на её самый конец. Цивилизационное "лето", "эпоха града Китежа" - до первой хулы (новгородская ересь), которая на уровне ассоциаций соответствует "первому сентябрьскому заморозку", хула на Духа - "осень вступает в права". Осень - пора увядания и одновременно урожая, весьма сытое время, с точки зрения избытка материальных ресурсов, но и разгар отмирания, время грусти. "Зима" началась с выстрелом "Авроры". Сейчас "зима" закачивается.
Разумеется, подобная попытка подсчёта "сезонов" не гарантирована от ошибок. Также, введение в рассмотрение католической ветви подразумевает, что границы сезонов для них несколько смещаются. "Лето" у них, по всей видимости, закончилось раньше, настала затяжная "осень", "зимы" они, почитай, не видали, "осенняя слякоть и гниль" у них продолжается по сию пору.
Характеристики нашей цивилизационной "зимы" с учётом библейских признаков язычества приведены в отдельном тексте (см. статью, следующую за данной).
Как видно из приводимого там рассмотрения, этот период (социалистический и пост-социалистический) характеризуется широчайшим распространением культов ваалов и астарт, маммоны и молоха (количество жертвоприношений которому, не исключено, превысило суммарное число живших в этот период), курящихся высот, столбов и дубрав, поклонением кумирам и воинству небесному, повальным чародейством (все термины понимаются в библейском смысле, несколько отличающемся от бытового или культурологического), культами нефти (пресловутое наше “сидение на нефтяной игле”), колеса и колесниц, машин.
Эти наблюдения позволяют прийти к выводу, что советская цивилизация, многими почитаемая как венец, вершина исторического развития России, на деле представляла собой падение в пропасть язычества, не имеющего в человеческой истории прецедентов по масштабу практикуемых жестокостей и сознательных оскорблений Господа, оскорблений, предусмотренных как Ветхим Заветом, так и Новым, по полному списку. Причём цивилизация, характеризующаяся язычеством тщательно маскируемым, что характерно прежде всего для практики иудаизма.
Как нам известно и из Библии, и из внебиблейских источников, языческие царства, несмотря на внешнее великолепие, обречены на исчезновение, поскольку, во-первых, омерзительны Господу Вседержителю, во-вторых, за их будущее никто из людей не даёт и ломаного гроша из своего кармана, то есть на словах готовы заплатить очень большую цену, но с неизменным условием: за чужой счёт.
Предположение о случившейся хуле на Св. Духа, хоть и не имеет запротоколированных свидетельств (приведённая версия о царевиче Иоанне не претендует на статус единственной), находит косвенное подтверждение при ретроспективном взгляде на долговременную, многовековую тенденцию нашей апостасии и деградации, приведшей в итоге в очевидно близкой перспективе быть стёртыми с лица земли. Несмотря на то, что не прерывались христианские обряды, грехи людьми исповедовались, Св. Причастие принималось, даже совершались религиозные подвиги во имя Бога - видно, что в течение этого периода был на нас какой-то очень тяжёлый неисповеданный грех, сокрытое тягчайшее оскорбление Господу, и оставалось только задаться вопросом и догадаться, какого рода этот грех.
Если предположить невозможное: Отец разлюбил своих бренных детей и раздумал посылать им Спасителя, Сына возлюбленного - то наше сегодняшнее состояние означало бы просто-напросто преддверие бесславного конца языческой человеческой истории.
Однако, описанная картина была бы неполной (и, соответственно, оценка периода - неадекватной) без упоминания следующего существенного момента.
Сразу после Крестной Жертвы Христа фарисеи торжествовали, считая эту свою проблему решённой раз и навсегда. Однако, как мы веруем и знаем, Спаситель после трёх дней во гробех продолжил свою земную миссию, будучи неузнаваем посторонними людьми. В это же время фарисеи и их последователи, надо понимать, праздновали свою большую победу.
Этот эпизод из Евангелий служит прообразом событий, происшедших после 1917 года. Сразу после победы Октябрьской революции фарисеи современные вновь посчитали, что "уж теперь-то с Христом точно покончено". Однако, после перерыва, заполненного праздничной свистопляской Гражданской войны (его прообраз - те три дня во гробех) и "зачисткой" оставшихся христиан, вновь появился - конечно, не Сам Христос лично - но Христианин с большой буквы, в настоящем значении этого слова. И, как и Христос, он тоже не был узнан в этом своём настоящем качестве.
Это был Иосиф Виссарионович Сталин. До поры-до времени он был вынужден оставаться на вторых ролях, в тени. Опираясь на общеизвестные исторические параллели, он с достаточной долей уверенности мог догадываться о скорой судьбе богоборцев из международной фарисейской партии. Ему достаточно было лишь не препятствовать осуществлению воли Вседержителя, и как бы сама собой, в полном соответствии с тайными чаяниями и амбициями участников, была оптимизирована очерёдность “пожирания революцией своих детей”. Руководствовался Сталин при этом, подобно царю Иоанну IV-му, преимущественно религиозными соображениями - хотя никому об этом, конечно, не объявлял.
Вторая мировая война имела двоякое содержание: для приверженцев нового безбожного мира это была защита социалистического отечества, для верующего меньшинства же и для самого Иосифа Виссарионовича это была навязанная, но неизбежная война за Христа и за Русь Святую. Он принял этот вызов, более того, шёл навстречу ему. С противоположной стороны фронта видение было также двояким: одни воевали с иудео-коммунистическим чудищем, направляли же их те, кто метил в Спасителя. По большому счёту, их целью было стравить два народа, в наибольшей степени сохранившие приверженность Христу (русский и немецкий) - это во-первых. Однако, просчёт был связан с тем, что Самому Христу эта бойня повредить никак не могла - ибо для стравливания народов потребовалась их предварительная дехристианизация в фарисейском стиле. Второй и более важной целью было - подготовить условия для расчистки площадки для строительства третьего Храма в Иерусалиме, т.е. для создания государства Израиль. Иосиф Виссарионович это отчётливо понимал. Понимал он также и то, что затея с этим строительством бесперспективна по той простой причине, что Сын Божий уже приходил, и, таким образом, религиозные лидеры иудаизма уже никакого мошиаха не смогут дождаться, сколько храмов ни строй, сколько ягнят не закалай. Поэтому со спокойным сердцем и не препятствовал созданию государства Израиль, возлагая на него функцию быть естественным резервуаром, куда будут выдавливаться из России наиболее ретивые адепты религиозного иудейского духа (как оно в дальнейшем и получилось).
Таким образом, главным содержанием самой кровопролитной войны было религиозное противостояние Христа и фарисеев.
В течение своей многогранной и разносторонней деятельности Иосиф Виссарионович в значительной степени реабилитировал православие как институт русского общества, реабилитировал русскую историю как историю православия и, что не менее важно, спас от уничтожения священническое сословие (с попыток раскола и уничтожения которого и начали большевики свою деятельность во власти) и восстановил патриаршество в РПЦ.
Фактически, под покровом пышного языческого загнивания ценой великих жертв у нас были сохранены зёрна православия - и хотя бы поэтому оценка нашей цивилизации 20-го века как однозначно и исключительно языческой должна быть корректирована. Да, цивилизация языческая - но с сохранёнными христианскими зёрнами.
Смерть Сталина была, по-видимому, следствием успеха заговора законспирированных группировок, каковой успех был попущен Господом. Дело в том, что Иосиф Виссарионович был эмоциональным человеком, и в какой-то момент эмоциональная вспышка неприязни к здешней еврейской этно-культурной компоненте (а он знал еврейство изнутри) пересилила вполне свойственное ему милосердие (сам лично он всегда принимал решение о карах с полным учётом заповеди "каким судом судите..."). Он подготовил проект тотального выселения евреев, фактически поголовного их обречения на смерть. По-видимому, Господь счёл это перегибом, к тому же народ советский, бывший русский, ещё ранее бывший христианский, не нажрался ещё вдосталь закваски фарисейской. Господь как бы давал знать: "Иосиф, не следует ограничивать их свободу в этом", и удалил его с земной площадки руками заговорщиков. Не исключено, что в отношении его был приведён в исполнение херем.
Если мы, кроме Господа Вседержителя, должны быть благодарны и кому-то из людей за сохранение семян православия на земле Руси сакральной - то это правителю Иосифу Сталину. Выполняя волю Божию, служа Христу, он в одиночку или почти в одиночку подготовил приход новой весны христианства, самое начало которой мы и наблюдаем сейчас.
Разумеется, увидим ли мы эту весну или нет - зависит от воли Отца нашего Небесного. У автора нет и не может быть никакой уверенности, что хула на Св. Духа, произнесённая кем-то из нас, другие наши грехи, чаша коих переполнена, будут всё же нам всем прощены.

Previous post Next post
Up