Если пост дан человекам в помощь, то с этой точки зрения не лишено правдоподобия предположение, что пост предназначен, в том числе, чтобы помочь человеку выработать аскетические навыки, навыки преодоления искушений. В том числе, и прежде всего, искушений плотских. Данный ограниченный аспект и является предметом этой заметки.
Не буду здесь касаться высших смыслов поста, высоких ступеней изощрённого монашеского совершенства и подвигов, но приведу только самые простые соображения.
Совершенно неслучайно Иисус Христос постился, по Евангелию, сразу по получении Им дара Святого Духа, во всей полноте. Поскольку этот Дар, в числе прочего, раскрывает и задействует трудновообразимые возможности тела человеческого, заложенные при сотворении человека, то Христос, почувствовал (предполагаю), как у Него внезапно «спала пелена», обострилось восприятие, пришла сила повелевать Ангелами Божьими, (Мк. 1, 13) и т.д. (Дары Духа только к этому не сводятся, разумеется). Конечно, для Иисуса, знающего и понимающего Писание как никто другой, это не было неожиданностью - но не было неожиданностью только на уровне представлений. Как телесные ощущения, это представляло ошеломляющую новизну.
Сказать «спала пелена» очень слабо. Скорее надо говорить «открылись шлюзы» восприятия, причём потоки восприятия не сминают, не захлёстывают, но оказываются управляемыми, можно концентрировать внимание на многих, очень многих предметах по своему желанию. Итак Отцом было даровано Своему божественному Сыну божественное всеведение и всевидение, и многое другое. Разумеется, это, а также всё то, о чём весьма немногословно сказано у Евангелистов о времени поста Господа Иисуса Христа, представляло огромный соблазн - использовать свои способности не для Божественных целей, а для личного возвеличивания и власти.
Но Иисус Христос - Человек Сыновнего долга, поэтому все соблазны (и соблазн повелевать народами одним усилием сконцентрированной воли, соблазн невинно развлечься, безопасно прыгнув с большой высоты) были побеждены и отставлены. Для этого пришлось применить нечеловеческую твёрдость и выдержку, и после преодоления искушений Он целиком, без остатка посвятил себя Службе, Миссии.
Вот, чтобы дать Своим будущим последователям науку, как воспитывается такая твёрдость и выдержка, пример, до какой степени плоть может быть подвластно духу, и как выглядит эта школа, и был явлен нам пример поста Спасителя.
Школа укрощения плоти, школа аскетизма, школа терпения является бесценным наследием, оставленным нам Богом и древними Святыми. Навыки этой науки могут иметь самые широкие применения, более того, в некоторых распространённых ситуациях они незаменимы. Например, имею мнение, что победой в Великой Войне 1941-45 гг. мы обязаны тому, что воевавшие наши предки умели делать нужное и даже невозможное «через «не могу», умели обходиться без необходимого, как нам кажется теперь, минимума удобств, умели терпеть и сдерживать свои слабости. Если бы наша сторона приняли за правило, что решающими факторами являются материально-техническое снабжение, обеспеченность машинным парком и запчастями, регулярность подвоза колбасы - то по этим правилам должны были неизбежно оказаться побеждёнными. Итак, эти умения (точнее, малые остатки навыков, которые, были унаследованы от родителей, а теми, в свою очередь - от пращуров, которые были гораздо ближе к святости) и стали важнейшим фактором победы в этой войне. (Разумеется, речь идёт о человеческих обстоятельствах, которые предположительно могут способствовать, и сильно способствовать; но без воли на то Бога никакая победа невозможна. Почему Бог благоволил советской стороне, каких именно людей это заслуга перед Богом, ведь не легионов безбожников? - вопрос отдельного рассмотрения.)
Если рассмотреть с этой позиции современное состояние, то бросается в глаза людская изнеженность и безоружность перед сиюминутными прихотями тела. Причём это относится как к сословиям, весь смысл существования которых состоит, похоже, в роскошным потаканиям себе, точно так же и к многим из беднейших слоёв, с завистью только подсматривающих за кричащим развратом нуворишей и в сердце считающих себя незаслуженно обделённым этим блюдом. Это обозначается теперь словом «гедонизм», а в Св. Писании: «поклонение астартам». Говоря о современном народном состоянии, то надо признаться себе, что остатки аскетических навыков мы растеряли, и это нераскаянное наследие богоборческого периода ещё сослужит нам очень недобрую службу.
Другой пример, когда необходимо длительное противостояние соблазнам плоти, - это время вынашивания матерью плода и послеродового очищения. Без малого год супругам требуется воздержание - иначе, как говорят Святые (например, Исидор Пелусиот, Нил Афонский мироточивый), половые сношения в ненадлежащее время, сношения вопреки Божьему благословению «плодиться и размножаться», воровские, нечестивые сношения - приводят к самым печальным последствиям для маленького человека, которому только предстоит родиться. Воздержание поста, и особенно длительного и строгого Великого поста, служит тогда начинающей семье необходимой школой укрощения плоти. Конечно, крайне желательно, чтобы обучение человека таким навыкам начиналось «с младых ногтей» - это огромное подспорье в деле противостояния соблазнам.
Причём Христос учит не просто о преодолении телесных соблазнов. Ведь можно подавлять требования тела, при этом ругаясь, злясь, проклиная и стараясь ужалить побольнее всех и вся вокруг - так тоже бывает. Христос учит поститься, сохраняя при этом приветливость, благожелательное расположение духа, трезвость ума, не поддаваясь другим страстям - несмотря на то, что искушения в пост усиливаются. Если говорить о помощи, которую оказывает школа поста постящемуся, то без таких навыков, разумеется, пользы нет никакой.
Выработанная и закреплённая способность переносить невзгоды и ограничения не со скрежетом зубовным, а с кроткой улыбкой - это великое подспорье и в годы невзгод, и в ежедневной жизни.