Продолжим наше путешествие по вечному городу. Чтобы завершить тему античности, обратимся еще к некоторым архитектурным шедеврам, построенным древними римлянами, но сохранившимися лишь потому, что они были преобразованы в храмы и дворцы уже христианскими властями. Одним из них является Замок Св.Ангела (который, строго говоря, не входит по непонятным причинам в границы объекта всемирного наследия). Castel Sant'Angelo был сначала гробницей, затем замком, резиденцией пап и хранилищем их ценностей и одновременно тюрьмой и, наконец, в наши дни является архитектурным памятником - музеем.
Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны - 84 м) был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа - император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой язвы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, - отсюда и произошло название замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость.
Естественно, что сооружение, существующее почти две тысячи лет, неоднократно перестраивалось и его помещения относятся к разным эпохам. Спиралеобразная галерея, датируемая временем Адриана, вела к залу, где находились погребальные урны. Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую XVI в., которая до XVIII столетия находилась на вершине замка.
От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в. В зале Правосудия (Sala della Giustizia) в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) - пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок Святого Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами. В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.
Другой античный шедевр, дошедший до нас, благодаря превращению его в свое время в христианский храм - знаменитый Пантеон. Пантео́н (др.-греч. храм или место, посвящённое всем Богам) - «храм всех богов», памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Ранее поверхность купола украшали звезды, но позже их растащили. Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В период полдня проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, великий Рафаэль Санти
и короли Виктор Эммануил II
и Умберто I.
Вид на Пантеон сзади.
Термы Диоклетиана - руины древнеримских бань рядом с современной площадью Республики. Строительство терм началось в 298 году. В 305 году они были освящены в честь Диоклетиана. Бани площадью более 13 га. построены по плану сходному с термами Каракаллы и Траяна. Сооружения вмещали до 3 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.
Термы Диоклетиана в современном виде это площадь Республики, на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), посвящённая Богородице, ангелам и мученикам, благодаря чему развалины терм дошли нас в относительно неплохо сохранившемся состоянии.
Церковь построена, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году. В основе плана церкви лежит греческий (равносторонний) крест. Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. Сейчас фасадом служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн), основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод. Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII-XVIII веков.
Некоторые помещения терм занимает Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano, c 1889 г.) с собранием римского и греческого искусства.
Храм Божественного Адриана - храм в честь императора Адриана Риме, руины которого сегодня встроены в здание римской биржи. Он был воздвигнут храм в честь Адриана в 145 году. Храм в коринфском стиле украшали 13 мраморных колонн по боковым сторонам и по 8 колонн узким боковым сторонам. От постройки до наших дней сохранились лишь одиннадцать коринфских колонн высотой 15 метров и одна из стен целлы.
В 1878 году здание было перестроено для римской биржи и торгово-промышленной палаты, при этом античные фрагменты были очищены от надстройки XVII века.
Ну и последнее место, которое мы сегодня посетим - Капитолийский холм и расположенные на нем Капитолийские музеи. Музеи были построены в христианские времена, но в них находится великолепнейшая коллекция античных скульптур с окружающих территорий, поэтому поместим их именно в этот раздел. Итак, Капитолий (Капитоли́йский холм) (лат. Capitolium, итал. Monte Capitolino) - один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм Юпитера, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима. Современный архитектурный ансамбль холма создал Микеланджело в 1536-1546 годах по заказу папы римского Павла III. Наверх ведут три лестницы.
У подножия центральной лестницы Кордонаты (Cordonata), спроектированной Микеланджело, лежат два египетских льва из черного базальта.
На балюстраде Кордонаты стоят огромные римские мраморные статуи Диоскуров, божественных братьев-близнецов, детей Зевса и Леды. Они были обнаружены при раскопках на берегах Тибра, где располагался посвященный им храм, отреставрированы и установлены на Капитолии в 1583 г.
Капитолийская площадь (piazza del Campidoglio) имеет трпециевидную форму, и с трех сторон ее окружают дворцы. Центральный из них, Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio) был построен в XIV веке
на фундаменте разрушенного общеримского государственного архива (Табулария).
Сейчас в здании находится мэрия. В центре площади установлен монумент Марка Аврелия (II в., копия, оригинал в Капитолийских музеях).
Сам оригинал выглядит так.
Это одно из немногих античных конных бронзовых изваяний, дошедших до наших дней. От переплавки в Средние века его спасло заблуждение: считалось, что это изображение Константина, римского императора, принявшего христианство.
Знаменитые музеи Капитолия расположены рядом с Сенаторским дворцом. Справа находится дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori, XVII в.), слева - Новый дворец (Palazzo Nuovo, XVIII в.).
Одним из наиболее интересных экспонатов дворца Консерваторов является бронзовая скульптура "Мальчик, вытаскивающий занозу" (римская копия с древнегреческого оригинала, V в. до.н.э.)
Геркулес с Бычьего форума.
Фрагменты колосса Константина.
Интерьер Нового дворца.
Венера Капитолийская (II в., копия Афродиты Праксителя).
"Умирающий галл" (копия с утерянного оригинала, III в. до н.э.)
Фонтан Марфорио (Marforio, II в.), изображающий Океана или речного бога.
Завтра продолжим прогулку по Риму христианскому.
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests) Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil) Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent Всемирное наследие. Ч.9. Церковь Вознесения в Коломенском/Church of the Ascension, Kolomenskoye Всемирное наследие. Ч.10. Золотые горы Алтая / Golden Mountains of Altai Всемирное наследие. Ч.10А. Природный парк «Зона покоя Укок» (Золотые горы Алтая) Всемирное наследие. Ч.11. Куршская коса / Curonian Spit Всемирное наследие. Ч.12. Киев: Софийский собор и Киево-Печерская лавра Всемирное наследие. Ч.13. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников Всемирное наследие. Ч.14. Берега Сены в Париже / Paris, Banks of the Seine Всемирное наследие. Ч.15. Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом /Mont-Saint-Michel and its Bay Всемирное наследие. Ч.16. Московский Кремль и Красная площадь / Kremlin and Red Square, Moscow Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.1 Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.2 Всемирное наследие. Ч.18. Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата Всемирное наследие Ч.19. Исторический центр Неаполя (Италия) - Historic Centre of Naples Всемирное наследие. Ч.20. Вилла Адриана в Тиволи. Villa Adriana (Tivoli) Всемирное наследие Ч.21. Град Ватикан / Vatican City Всемирное наследие Ч.22. Исторический центр Рима / Historic Centre of Rome. Ч.А. Рим античный.