Всемирное наследие. Ч.110. Старый город в Иерусалиме и его крепостные стены

Jun 14, 2018 12:29

Старый город в Иерусалиме и его крепостные стены (Old City of Jerusalem and its Walls) -- объект всемирного наследия ЮНЕСКО, включённый в Список наследия по предложению Иордании в 1981 г. Как священный город для трёх крупнейших авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим всегда имел большое символическое значение и до сих пор является местом расположения 220 важнейших исторических памятников человечества.




Старый город Иерусалима (ивр. ‏העיר העתיקה‏‎, араб. البلدة القديمة‎, арм. Երուսաղէմի հին քաղաք) представляет собой обнесённый стенами район площадью 0,9 км². Вплоть до 1860 г. он представлял собой весь Иерусалим, позднее сильно разросшийся. Существующие сейчас монументальные крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г. османским султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стен составляет около 4,5 км, они имеют высоту от 5 до 15 метров, и толщину до 5 метров. В общей сложности стены Старого города включают 35 башен, большинство которых (15) относятся к более доступной извне северной стене. В пределах крепостных стен Старого города располагается ряд святых мест ключевой важности: Храмовая гора и её подпорная Западная стена - для иудеев, храм Гроба Господня - для христиан, Кубат-ас-Сахра и мечеть Аль-Акса (на вершине Храмовой горы) - для мусульман. Сама Храмовая гора контролируется исламской организацией ВАКФ (Jerusalem Islamic Waqf). За пределами крепостных стен остаются такие ключевые места Иерусалима, как гора Сион на юго-западе и Елеонская гора на востоке. Традиционно Старый город разделяется на четыре неравных квартала, нынешние границы которых сформировались лишь в XIX в.: Мусульманский квартал, Христианский квартал, Еврейский квартал и Армянский квартал. Нынешнее население Старого города проживает в основном в Мусульманском и Христианском кварталах. Общая численность населения составляет ок. 37 тыс. чел. (в т.ч. более 30 тыс. - мусульмане).
Яффские ворота (‏שער יפו‏‎) - одни из восьми открытых ворот в стенах Старого города, являющиеся главными воротами христианского и армянского кварталов. Они расположены в западной части Старого города на важнейшем перекрёстке западной дороги, ведущей в Яффу, и южной дороги, ведущей на Вифлеем и Хеврон. Яффские ворота -- единственные из ворот Старого города, обращённые на запад, к Средиземному морю; и также единственные, расположенные под прямым углом к стене. Так же как и камни, использованные при строительстве всех других частей стен Старого города, камни Яффских ворот представляют собой большие вырубленные блоки песочного цвета.



Улица Умара ибн аль-Хаттаба (أبو حفص عمر بن الخطاب العدوي القرشي) (2-й праведный халиф в исламе, живший в VI-VII вв. н.э.). При нём мусульманские войска завладели Иерусалимом.



Немецкая лютеранская Церковь Христа Искупителя (Erlöserkirche) в Христианском квартале (1898 г.).



Храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня (Sanctum Sepulchrum). Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.



В храме ежегодно сходит Благодатный огонь. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев. Храм также используется для богослужений коптской, сирийской и эфиопской христианскими церквями.



Несколько фотографий удалось сделать внутри храма. В этом помещении, как считается, и находится Голгофа, где был распят Иисус.



Алтарь на Голгофе.



Один из куполов храма.



Армянкий хачкар (каменный крест).



Кувуклия (Κουβούκλιον - «покой, опочивальня») - небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Именно в неё ежегодно во время православной Пасхи сходит благодатный огонь.



15-метровый минарет мечети Умара ибн аль-Хаттаба (1465 г.) возвышается над Храмом Гроба Господня.



Одной из важных христианских святынь Старого города является Виа Долороза (Via Dolorosa) - крестный путь Иисуса Христа, от Львиных ворот Старого города до Голгофы.



Путь был намечен францисканцами в XIV в. вдоль остатков декумануса - римской дороги II века. Он начинается в Мусульманском квартале и заканчивается в храме Гроба Господня.
Пятая остановка Крестного пути - место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому дали нести крест до Лобного места. На этом месте римские конвоиры решили снять с Иисуса крест, так как он едва брёл с такой ношей. Из толпы зевак "выдернули" первого попавшегося - им оказался некто Симон Киринеянин.



Иисус, опершись о стену рукой, поднялся - на стене стоящей здесь сейчас францисканской часовни до сих пор имеется углубление, которое считают отпечатком его ладони.



Солдаты израильской армии, охраняющие вход в Мусульманский квартал.



Стена Плача или Западная Стена (‏הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‏‎) - часть древней стены (длиной 485 м) вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Это - величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.



В течение многих веков она является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Считается, что записка с просьбой о помощи к Богу, вложенная в щель между камнями Стены, позволяет выполнить самые сокровенные желания.



На площади у Стены -- огромное колическтво израильских военных, следящих за порядком.



Один из символов Иерусалима - золотой Купол Скалы (مسجد قبة الصخرة‎ ), - мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса, являющееся также одной из главных святынь ислама. Он был воздвигнут в VII в.



Сама мечеть Аль-Акса на первый взгляд выглядит гораздо скромнее, чем Купол Скалы. Вот она - слева, а справа - Елеонская, или Масличная гора (‏הַר הַזֵּיתִים‏‎) - возвышенность, издревле засаженная маслинами, откуда и произошло название. Здесь, в частности, находится древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых.



В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам.



Сама же мечеть Аль-Акса (или Эль-Масджид эль-Акса) (المسجد الأقصى‎) на Храмовой горе является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В ней одновременно могут молиться до 5 тыс. верующих.



Синагога "Хурва" в Еврейском квартале. Она была основана в начале XVIII в., но уже в 1721 г. была разрушена мусульманами. Находилась в руинах более 140 лет, став известна в народе как «Хурва» («руины»). Была восстановлена в 1864 г., но название «Хурва» всё равно оставалось общеупотребительным для её обозначения. Была главной синагогой ашкеназов Иерусалима до разрушения её силами Арабского легиона в 1948 г. После занятия Иерусалима силами Израиля в 1967 г. возникло несколько проектов восстановления синагоги. В 2000 г. правительством был утверждён план строительства на этом месте новой синагоги, которая должна была стать копией здания XIX в.. Новая синагога была открыта в 2010 г.



Древнеримские развалины в центре Старого города.



Сионские ворота (‏שַׁעַר צִיּוֹן‏‎), также известные под названием «Ворота пророка Давида» (на горе Сион находится гробница царя Давида). Расположены на юге Старого города, рядом с горой Сион. В современном виде построены турецким султаном Сулейманом Великолепным в 1540 г.



Южная стена Старого города.



Участок Западной стены Старого города.



Башня Давида (‏מגדל דוד‏‎) -- древняя цитадель, построенная во II в. до н. э. для обороны Старого города и укрепления стратегически слабых объектов, а затем разрушенная и перестроенная последовательно христианскими, мусульманскими, мамлюкскими и Османскими завоевателями Иерусалима. Своё название Башня Давида получила от византийских христиан, которые считали, что в этом месте был дворец царя Давида.



Совсем маленькую часть старого Иерусалима мне удалось посмотреть и показать, но, думаю, что даже эта малость позволяет представить себе величие этого удивительного города!



Всемирное наследие. Ч.109. Белый город в Тель-Авиве - архитектура «Современного движения»
Всемирное наследие. Ч.108. Старый город в Акре (Акко) / Old City of Acre
Ссылки на остальные посты, посвящённые объектам всемирного наследия ЮНЕСКО по всему миру можно найти на этой странице: Всемирное наследие. Ч.107. Святые места Бахаи в Хайфе и на западе Галилеи

Израиль, ЮНЕСКО, всемирное наследие, Иерусалим, крепости

Previous post Next post
Up