Некоторые боевые операции британских спецподразделений, проводившихся в годы Второй мировой войны, просто поражают воображение. Одной из таких миссий специального отряда морской пехоты Королевских ВМС Британии стала диверсионная операция во французском порту города Бордо, проведенная в декабре 1942 года и носившая кодовое наименование "Франктон".
Порт Бордо, после захвата Франции имел для Третьего Рейха стратегическое значение. Дело в том, что он располагался не на берегу Бискайского залива, а в глубине реки около 100 км от устья. Сам же порт представлял собой крупную перевалочную базу, куда заходили немецкие транспортные суда и суда союзников с грузами. Поэтому выбор места для диверсии был не случаен.
Разработку операции поручили начальнику штаба комбинированных операций лорду Луи Маунтбаттену. Сама же операция имела много сложностей. От авиаудара было решено отказаться, это могло привести к большим жертвам среди гражданского населения Бордо. Высадка десанта также не принесла бы успеха, в связи с удаленностью порта от устья реки. Именно тогда и было принято решение на создание специального отряда из числа морской пехоты. Доставить отряд к месту проведения операции было решено на лодках-байдарках.
Лорд Луи Маунтбаттен, 1944 год.
Командовать отрядом назначили майора Королевской морской пехоты Герберта Хаслера. К 1943 году он имел большой опыт службы, участвовал в боях во Франции и Норвегии. Подготовка к операции шла в строжайшей тайне. Для ее выполнения Хаслер подобрал людей, его заместителем стал капитан Дж. Стюарт, остальные 32 человека были отобраны из спецподразделений морской пехоты. Так на свет появился патрульно-боновый отряд Королевской морской пехоты (англ.- Royal Marines Boom Patrol Detachment).
Для выполнения операции была тщательно переработана обычная байдарка, двухместная длиной около 5 м и грузоподъемностью около 300 кг; в варианте предложенным Хаслером в нее укладывалось восемь магнитных зарядов с часовыми взрывателями, личное имущество и провиант, средства маскировки и навигации. Вооружение диверсантов состояло только из личного оружия, по пистолету-пулемету, две гранаты и простому пистолету на каждого. Высадку решено было производить с подводной лодки. Всего в отряд вошло в итоге шесть экипажей. Каждое каноэ получило свое наименование. Подготовка отряда началась летом 1942 года на базе Королевских ВМС в Шотландии.
Майор Г. Хаслер (сидит спереди) и капитан Дж. Стюарт во время подготовки группы.
Сама же операция началась в ночь 7 декабря 1942 года. Подводная лодка Королевских ВМС "Тунец" (HMS "Tuna") высадила десант в 10 милях от берега, около 20:00 часов. Десантникам требовалось за ночь проплыть эти самые 10 миль. Изначально были проблемы, одна лодка была повреждена при спуске, всего в дальнейший путь отправилось уже пять экипажей. При переходе десантники попали в сильное волнение, при этом потеряв еще один экипаж. Перед самым входом в устье реки волна перевернула еще одну лодку, Хаслер отдал распоряжение экипажу самостоятельно выбираться на берег. Этот экипаж впоследствии попал в плен, немцы их расстреляли.
Высадка группы с подводной лодки.
К устью Жироны оставшиеся экипажи все же прибыли вовремя, к рассвету. При этом группа наткнулась на стоянку немецких боевых кораблей, проход к Бордо хорошо охранялся. Но повезло, Хаслеру и оставшимся диверсантам удалось пройти незамеченными. В следующую ночь группе предстояло самое сложное, пройти вверх по течению реки до объекта. На это ушло еще несколько суток, к Бордо в итоге дошло всего два экипажа. Еще одно каноэ, при движении по реке получило механические повреждения, ее пришлось затопить. К утру 10 декабря оставшиеся приблизились к порту Бордо.
Атаку на стоявшие в порту корабли два оставшихся экипажа провели в следующую ночь. Хаслер с напарником капралом Спарксом, установили заряды на японском сухогрузе, танкере и тральщике. Второй экипаж в составе капрала Лэйвела и матроса Миллса заминировали транспортный корабль и небольшой пассажирский транспорт. Около часа ночи 11 декабря операция завершилась. Оставалось сделать совсем немного, а именно уйти с места диверсии и добраться аж до Гибралтара.
Это удалось сделать не всем. Лэйвел и Миллс были пойманы немецкими властями. Их расстреляли, также как и остальные экипажи, которым не удалось пробиться к объекту. Один экипаж утонул еще в море, в ночь на 8 декабря. Хаслер и Спаркс, после долгого блуждания в итоге вышли на французское Сопротивление. В Гибралтар их удалось переправить только в апреле 1943 года. Именно они и остались единственными выжившими в той очень нелегкой и уникальной диверсионной операции "Франктон".
Герберт Хаслер (слева) и Билл Спаркс в порту Бордо, 1966 год.