С указанной негативностью сознания у Сартра связана и концепция фундаментального недостатка бытия (manque d'être), присущего человеческой реальности. Сама способность человека действовать целенаправленно, желать чего-то, свидетельствует об исходном недостатке, имеющемся в «природе» человека. Сартр пишет: «Желание есть недостаток бытия, оно
(
Read more... )
Comments 14
Reply
Reply
Может пурга оттого, что Мамардашвили картезианец? А картезианство не очень дружит с постсовременной темой желания-нехватки.
Reply
«Фраза Блока (которую я приводил) о том, что интеллигенция может искупить свою вину перед народом только в свете тотального мифа, есть пример невыполнения до конца интеллектуальной ответственности и тем самым как раз вина, но не перед народом, а перед бытием. Существуют некоторые комплексы, которые останавливают мысль; есть некоторые слишком лёгкие фразы, подобные блоковским, которые в экзистенциализме тоже останавливают мысль. Есть один пример интеллектуальной биографии, жизненной биографии, которая просто ходячее подтверждение этого. Я имею в виду Сартра. Не только в философии, но уже в живой биографии этого человека есть некоторые комплексы, родившиеся тем стихийным путём, который я описывал; они остановили ответственность выполнения мысли до конца. Сартр становился всегда лёгкой жертвой любых революционарных и так далее фраз».
Reply
Гегель (у Гегеля кроме господствующего было и просто вожделеющее сознание, то есть желающее овладеть вещами или восполнить недостаток собственного бытия) и Шопенгауэр делали акцент на желании и сознания как недостатке бытия. По-моему недостаток - это и есть неполноценность, которую нужно восполнить. Воля у Шопенгауэра как раз и обладает стремлением восполнить недостаток, которое невозможно восполнить, откуда и проистекает страдание. Половое влечение рассматривается как высшая степень стремления или утверждения жизни. От Шопенгауэра только перехожу к Кьеркегору, поэтому не могу прокомментировать про тревогу.
Reply
What makes Personal Identity Continue? (Bas van Fraassen)
http://www.closertotruth.com/video-profile/What-makes-Personal-Identity-Continue-Bas-van-Fraassen-/1378
Ван Фраассен явно любит Сартра. В его книге Empricial Stance он говорит, что эмоции играют важную роль в научной революции и он ссылается на изучение эмоций у Сартра. Правда деталей не дает.
Reply
Reply
Leave a comment