Недостаток бытия и желание

Mar 16, 2013 18:42

С указанной негативностью сознания у Сартра связана и концепция фундаментального недостатка бытия (manque d'être), присущего человеческой реальности. Сама способность человека действовать целенаправленно, желать чего-то, свидетельствует об исходном недостатке, имеющемся в «природе» человека. Сартр пишет: «Желание есть недостаток бытия, оно ( Read more... )

Домокрит, Керкегор, Сартр

Leave a comment

Comments 14

seashellfreedom March 16 2013, 17:06:20 UTC
Мамардашвили на момент выхода этого его обзора не читал Лакана? Так выходит.

Reply

andrey_gasilin March 16 2013, 17:30:47 UTC
Хрен его знает. Но гонит он там откровенную пургу. Если желаете, ознакомьтесь: http://philosophy.ru/library/mmk/sartre.html

Reply

seashellfreedom March 16 2013, 17:34:40 UTC
Ознакомлюсь, но позже.
Может пурга оттого, что Мамардашвили картезианец? А картезианство не очень дружит с постсовременной темой желания-нехватки.

Reply

andrey_gasilin March 16 2013, 17:50:01 UTC
Вот цитата самого Мамардашвили о сути своих претензий к Сартру:

«Фраза Блока (которую я приводил) о том, что интеллигенция может искупить свою вину перед народом только в свете тотального мифа, есть пример невыполнения до конца интеллектуальной ответственности и тем самым как раз вина, но не перед народом, а перед бытием. Существуют некоторые комплексы, которые останавливают мысль; есть некоторые слишком лёгкие фразы, подобные блоковским, которые в экзистенциализме тоже останавливают мысль. Есть один пример интеллектуальной биографии, жизненной биографии, которая просто ходячее подтверждение этого. Я имею в виду Сартра. Не только в философии, но уже в живой биографии этого человека есть некоторые комплексы, родившиеся тем стихийным путём, который я описывал; они остановили ответственность выполнения мысли до конца. Сартр становился всегда лёгкой жертвой любых революционарных и так далее фраз».

Reply


lavrentevdv March 18 2013, 11:02:33 UTC
Комментарий после изучения Шопенгауэра:

Гегель (у Гегеля кроме господствующего было и просто вожделеющее сознание, то есть желающее овладеть вещами или восполнить недостаток собственного бытия) и Шопенгауэр делали акцент на желании и сознания как недостатке бытия. По-моему недостаток - это и есть неполноценность, которую нужно восполнить. Воля у Шопенгауэра как раз и обладает стремлением восполнить недостаток, которое невозможно восполнить, откуда и проистекает страдание. Половое влечение рассматривается как высшая степень стремления или утверждения жизни. От Шопенгауэра только перехожу к Кьеркегору, поэтому не могу прокомментировать про тревогу.

Reply


evgeniirudnyi March 18 2013, 18:51:53 UTC
Я сейчас нашел короткое видео с Ван Фраассеном, где он приводит примеры из Сартра

What makes Personal Identity Continue? (Bas van Fraassen)

http://www.closertotruth.com/video-profile/What-makes-Personal-Identity-Continue-Bas-van-Fraassen-/1378

Ван Фраассен явно любит Сартра. В его книге Empricial Stance он говорит, что эмоции играют важную роль в научной революции и он ссылается на изучение эмоций у Сартра. Правда деталей не дает.

Reply

andrey_gasilin March 18 2013, 18:57:21 UTC
У Сартра есть работа под названием Esquisse d'une théorie des émotions (Набросок теории эмоций). К сожалению, она пока не переведена на русский язык. Возможно, Ван Фраассен её имеет в виду.

Reply


Leave a comment

Up