Три эк-стаза

Mar 30, 2013 10:15

Продолжая линию Хайдеггера, выявляющую тенденцию присутствия превосходить собственные пределы, выражающуюся в «экстатичности» человеческой реальности, Сартр излагает в «Бытие и Ничто» свое учение о трех эк-стазах, которе представляет чрезвычайную ценность для нашего исследования. Но, прежде чем излагать его суть, следует заметить определенное ( Read more... )

Хайдеггер, Сартр

Leave a comment

Comments 8

evgeniirudnyi March 30 2013, 08:50:55 UTC
Вопрос который остается, что происходит во времени после смерти Я. Я появился в этом мире и я исчезну. Я также вижу, что мир меняется. Есть ли у Сартра что-либо на эту тему? Или у него только Я и Другой, которые рассматриваются как вечные элементы бытия?

Reply

andrey_gasilin March 30 2013, 10:02:57 UTC
Философскую позицию Сартра по отношению к смерти я затрону чуть позже. В целом, его можно свести к позиции Эпикура: смерти нет, так как для сознания нет ничего "потустороннего". В этом Сартр последовательный материалист ( ... )

Reply

evgeniirudnyi March 30 2013, 11:01:20 UTC
Я опишу мою позицию подробнее, чтобы вы лучше понимали мои вопросы.

У меня естественно-техническое образование, которое подразумевает взгляд на природу как механизм. В то же время я вижу проблемы с такой точкой зрения и ищу возможные альтернативы. Позиция Сартра Я и Другой в этом отношении интересна, однако важный вопрос, который меня волнует, остается без рассмотрения.

Я имею в виду эволюцию. Вроде бы из того, что мы знаем о природе, отвергнуть эволюцию невозможно. С другой стороны, также невозможно сказать, как в ходе эволюции возникла жизнь и сознание.

Общий вопрос, который мне в философии Сартра непонятен, это космология Сартра. Вы написали, что он материалист. Однако тогда он вроде бы должен признать материю, которая развивается по законам природы. На этом пути я лично не вижу, как Я и Другой могут вообще возникнуть.

Reply

andrey_gasilin March 30 2013, 17:30:57 UTC
Да, конечно Сартр признаёт материю, существующую по законам природы. Всякую чистую предметность, выражением которой и является материя, он называет в-себе-бытием. Основные свойства этого модуса бытия - абсолютная законченность, замкнутость, определённость. Этому модусу Сартр противопоставляет для-себя-бытие, которое существует в принципиално иной плоскости реальности. Вернее, в этом модусе к в-себе-бытию прибавляется нечто новое, что выводит его на принципиально новый уровень. На этом уровне ему соответсвует принципиальная незавершённость, разомкнутость, нестабильность. Сердцевиной и источником этой фундаментальной нестабильности выступает алкающее Ничто, которое паразитирует на изначальной законченности бытия ( ... )

Reply


Leave a comment

Up