Язык как структура бытия-для-другого

May 11, 2013 22:00

Рассматривая сартровскую диалектику "Я-Другой" нельзя не коснуться его понимания языка, тем более, что только с помощью языка любая диалектика вообще оказывается возможной ( Read more... )

Хайдеггер, Сартр

Leave a comment

Comments 2

evgeniirudnyi May 14 2013, 07:07:53 UTC
Мне пришла в голову мысль, что в настоящее время можно увидеть попытки разрешить конфликт Я - Другой с помощью нейронауки. "Я" изучает мозг "Другого" и тем самым пытается убрать конфликт. Однако похоже, что такая попытка также обречена на неудачу.

Reply

andrey_gasilin May 14 2013, 10:33:34 UTC
Любопытная мысль!
По мнению Фуко, возможность современной объективации Другого, его раскрытия как объекта исследования в анатомическом смысле, появилась сравнительно недавно - в XVIII веке. Именно в это время в медицинский обиход вошла идея беспристрастного наблюдателя (чистый разум), рассматривающего потаённые структуры человеческого организма, выявляющего закономерности и логику их взаимодействия. Да, фактически это был способ Я объективировать Другого для того, чтобы отстоять собственную свободу - превратить Ближнего (в христианском понимании) в органический механизм, доступный изучению и полной объективации.
Современная нейронаука лишь на новом уровне продолжает то, начало чему заложили хирурги эпохи Просвещения. Человек продолжает извлекать из недр чужого Нутра собственные возможности Свободы. И, как вы совершенно верно заметили, окончательного успеха в этом проекте не будет и не может быть априори.

Reply


Leave a comment

Up