К вопросу о дегуманизации образования

May 25, 2013 09:29

Сегодня решил выложить в ЖЖ свой доклад годовой давности, подготовленный для ежегодной конференции "Гуманитарий в роли педагога", проходящей у нас в РГГУ. События уходящего учебного года, в ходе которого мой вуз был признан неэффективным, а философский факультет лишился бюджетных мест в бакалавриат, добавили актуальности этой работе.

Read more... )

образование, Фуко, РГГУ

Leave a comment

Comments 14

evgeniirudnyi May 25 2013, 13:58:07 UTC
Термин дегуманизация подразумевает, что когда-то раньше было лучше. Однако из вашего текста следует, что когда-то раньше было уже давным давно и после этого лучше уже не было. Как-то не очень логично.

Рассматривая греков как идеальную модель, не надо забывать, что в греческом обществе были рабы. Кто-то был философом, кто-то был рабом, кому как повезло.

Reply

andrey_gasilin May 26 2013, 05:45:44 UTC
Нет, термин "дегуманизация" обозначает вовсе не то, "...что когда-то раньше было лучше...", а тенденцию противоположную "гуманизации". Греков я беру не в качестве своеобразного "золотого века" и недостижимого идеала, а только для выяснения исходного значения термина "педагогика". По поводу рабства - здесь оно вообще не при чём, так как в фокусе исследования не жизнь греческого полиса в целом, а конкретный вопрос: истоки европейской концепции образования ( ... )

Reply


evgeniirudnyi May 26 2013, 10:09:06 UTC
Я согласен, что борьба за гражданские права на Западе существенно изменила жизнь общества в лучшую сторону. Однако, мне кажется, что лучше всего рассматривать положение на Западе и в России раздельно. Во-первых, если говорить про гуманизацию образования в России, то можно рассматривать только последние двадцать лет. В советские времена образование существовало только в строгих дисциплинарных рамках. Во-вторых, какие признаки дегуманизации вы видите на Западе ( ... )

Reply

andrey_gasilin May 26 2013, 11:09:31 UTC
Конечно, образовательная система в России и "на Западе" имеет серьёзные различия. Но стоит учитывать, что в последние годы Россия ориентируется на болонскую систему и пытается реконструировать все свои уровни образования под неё. Так что базовый вектор отечественных образовательных реформ имеет в основе как раз общеевропейские тенденции ( ... )

Reply

evgeniirudnyi May 26 2013, 15:02:41 UTC
Во времена физиков-лириков я только родился, поэтому точно сказать не могу. Мое школьное и университетское образование прошло в СССР в эпоху застоя. На поверхности наверное можно было бы заметить традиции гуманизации: Пушкин, Толстой, Достоевский и т.д. Тем не менее лучшая характеристика образования того времени была бы как "шаг вправо или шаг влево рассматривается как побег со всеми вытекающими последствиями". Я думаю, фильм Асса достаточно точно передает атмосферу с гуманизацией в СССР.

Время идет и общество на Западе меняется. Времена Фракции Красной Армии в Германии уже прошли. Люди уже отвыкли от войны, привыкли к стабильности, хотят регулярно получать хорошую зарплату, далее пенсию, и другие социальные блага. В Die Zeit некоторое время назад была статья на тему, почему, собственно говоря, немецкие дети должны жить лучше, чем их родители (с подтекстом, что лучше уже некуда). В немецком обществе сейчас часто можно услышать, что время учить китайский. Некоторый пессимизм налицо - например см. фильм Меланхолия. Что есть, то есть.

Reply

andrey_gasilin May 26 2013, 17:32:37 UTC
Боюсь, для того, чтобы эту ситуацию переломить, нужно какое-то масштабное потрясение. Или целый букет новых культурных течений, как в уже упомянутую эпоху Ренессанса. Рузумеется, гораздо лучше последнее. Но это сложнее.

Reply


marina_baluyeva July 15 2013, 05:41:39 UTC
Большое спасибо. Очень толковая статья. Жаль, что небольшая.Мне кажется, настало время писать об этом больше, чаще и подробнее.Система "технологий" в сфере образования не срабатывает, дети и студенты учатся все хуже. Поставленные цели фантастичны, даже если планировать всего лишь отлаженный компьютер, недостижимо и это. Трагикомедия ЕГЭ это доказывает.В Российской системе образования, к тому же, дети и учителя еще и повод для существования неслыханного бюрократического аппарата, средство для существования этого аппарата, заложники этого аппарата.

Reply

andrey_gasilin July 15 2013, 06:29:31 UTC
Спасибо. Объём статьи ограничен требованиями сборника, для которого она писалась. А так, конечно, проблема многоуровневая и требует подробного разбора.

Reply


Leave a comment

Up