Продолжаем про Гамлета (который, как я вижу по отсутствию комментариев, чешется у меня одного, ну да ладно).
Мы остановились вот на чем.
4. Как же соотносится с "тайной" тот факт, что о преступлении Клавдия во всеуслышание заявили актеры со сцены во время представления «Мышеловки», да еще все вдобавок увидели смущение Клавдия?
А-а! Так ведь «придворные» увидели совсем не то, что видели мы, зрители! Это очень тонкий момент, который я, например, даже и близко не чувствовал. А именно: когда на сцене появляется «Луциан» - который в пьесе и есть убийца - Гамлет громко объявляет (без всякой на то необходимости): «Это, мол, племянник короля!» И тут же следом этот Луциан короля-то и убивает. Судя по внезапности реплики Гамлета, мы можем предположить, что он, в запале, не подумал о том, как на сюжет пьесы отреагируют придворные и не смогут ли они разгадать его тайну. Когда же он это сообразил, то поспешил направить их по ложному следу - пьеса, дескать, о том, как племянник, которому хочется на трон, убивает дядю-короля. Неудивительно, что 1) все (Полоний, королева) крайне возмущены 2) никто не спрашивает, почему это вдруг король встал и ушел посреди представления (еще бы, такая наглость!).
5. А почему король так сильно и внезапно отреагировал на «убийство» на сцене, несмотря на то, что в прологе представления была пантомима, в которой все было показано?
На это у Вильсона есть только теория, хоть, впрочем, и убедительная. А именно - к этому моменту шекспировской пьесы у нас есть такая интересная «триада» - три персонажа, и каждого своя теория безумия Гамлета.
- Гертруда - считает, что Гамлет в освновном переживает из-за ее скоропостижного брака - «o’rhasty marriage», что есть правда, но частично. В разговоре с ней Гамлет все время это упоминает.
- Полоний - полагает, что всему виной любовь к Офелии. Он это не устает подчеркивать - когда, перед началом «Мышеловки», Гамлет садится рядом с Офелией, Полоний сразу замечает королю «Did you mark that?». Да и Гамлет, завидев Полония, усердно начинает подбрасывать ему реплики про Офелию.
- хитрый Клавдий - подозревает, что тут что-то не сходится, что Гамлет что-то скрывает (и заранее начинает планировать его отсылку в Англию). Потом подсылает к нему Розенкранца с Гильденстерном. А прямо перед пьесой Гамлет ему дает наводку: когда король входит, между ними происходит такой диалог:
King. How fares our cousin Hamlet?
Ham. Excellent, i' faith; of the chameleon's dish. I eat the air, promise-cramm'd.
Т.е. «питаюсь пустыми обещаниями», а обещание тут, очевидно - то, что Гамлета торжественно объявили наследником. Позднее, на мольбу Гильдернстерна поделиться наконец с ним, что гнетет дорогого принца, Гамлет (типа по секрету) отвечает: «Sir, I lack advancement.» Какого же вам надо адванстмента, кричит несчастный Гильдернстерн, раз вас официально объявили наследником? Ну, это когда еще будет, с туманным видом отвечает Гамлет (намекая - я хочу быстрее). Короче, подтвеждает подозрения Клавдия.
Так вот Вильсон предполагает, что во время пролога король, королева и канцлер обсуждают свои теории и не смотрят на сцену, поэтому и пропускают пантомиму, которая иначе безусловно погубила бы план Гамлета. На это указывает его реакция, когда после пантомимы Офелия спрашивает принца «Че это щаз было?», а он отвечает:
Ham. Marry, this is miching malhecho; it means mischief.
Легко представить, что он взбешен. Он же давал четкие указания актерам - никакого гримасничания, никакого дураковаляния, все всерьез, а они мало того что делают по своему, так еще и чуть все дело не провалили. Но не успел Гамлет понять, что на этот раз пронесло, и перевести дух, как на сцену выходит Пролог. Гамлет в отчаянии: «Этот урод сейчас все выложит прежде времени! Вот козлы актеры, не могут сделать, как им сказано!» Только он это выражает чуть по-другому:
Ham. We shall know by this fellow. The players cannot keep counsel; they'll tell all.
Но ему опять повезло - Пролог оказался краток (как женская любовь, замечает принц). И вот дальше наконец все сработало по плану. Пьеса недаром называется «Мышеловка» - Гамлет пытается «поймать совесть короля», а для этого нужна «наживка» - надо, чтобы король в нужный момент безотрывно смотрел на сцену. И как раз реплика Гамлета о «племяннике короля» срабатывает, как надо - приковывает внимание короля в нужный момент, и заодно сбивает с толку всех остальных.
6. Почему Гамлет так хамски ведет себя с Офелией?
Тут у Вильсона простое объяснение - Гамлет нечаянно подслушивает конец разговора Полония с королем, где первый обещает «выпустить» Офелию на принца, чтобы она из него все выпытала, а они бы подслушали. Он ведь входит сразу после окончания этого разговора. Неудивительно, что сразу после этого он называет Полония «fishmonger» (сутенер на тогдашнем слэнге), а Офелии предлагает идти в nunnery, что в те времена означало не только монастырь, но и бордель.
7. Так сумасшедший ли Гамлет на самом деле, или притворяется? И вообще каков он по характеру?
Продолжение следует.