Click to view
"Что нужно для спектакля? Хорошая история. Комната, где эту историю можно рассказывать (может, придется стены подкрасить). Несколько друзей, с которыми эту историю можно рассказать - не слишком много, только провернных временем. Реквизита пару штук. И ты - зритель, который придет услышать эту историю." Так пишет в буклете спектакля основатель труппы
http://www.theatrebedlam.org, режиссер и исполнитель Гамлета, Эрик Такер. И он готов подтвердить свои слова делом.
Про этих ребят я узнал совершенно случайно и сразу заинтересовался. Во-первых, "Гамлет", ну, это понятно. Во-вторых, они играют вчетвером! И не дуркуют, как Reduced Shakespeare Company (про которых я тогда не знал еще), а всерьез. Без костюмов. Без сцены. Без декораций. Как они это делают?
В рецензиях - от просто положительных до положительно восторженных - много критиков называло эту постановку raw, т.е. сырой. Но "сырой" не в смысле "неготовой", а в смысле - как мясо, непрожаренной и с кровью, максимально сохраняющей оригинальный вкус. Мне кажется, это прилагательное совершенно точно попало в точку. Просто, если "ничего нет", то чем удержать зрителя? Только актерской игрой. Но играть уж надо, как говорится, "на все деньги". И они играют, ох как играют. Всю душу вынимают.
Но при этом они, конечно, хитрые ребята - в смысле, режиссер у них хитрый - и свой формат они очень грамотно используют для усиления эффекта. Например, поскольку они играют без сцены, актеры постоянно перемещаются по залу по проходам между креслами. Это дает действию постоянную динамику и трехмерность. Актеры всегда рядом с тобой, и это оказывается очень важно, потому что сила эмоции, как и гравитация, уменьшается пропроционально квадрату расстояния от источника. Когда после сцены при дворе Гамлет упал в соседнее со мной кресло (а я-то гадал, почему там написано "не занимать") и, всхлипывая, как маленький ребенок, сказал "Oh, if this too, too solid flesh would melt and turn itself into a dew" - я не только ему верил, я сам с трудом сдерживал слезы, потому что вот же, живой Гамлет сидит рядом с тобой и плачет.
Во-вторых, оказалось, что воображение зрителя (willing suspension of disbelief) может работать гораздо сильнее, чем обычно, особенно с хорошими актерами. Полония и Лаэрта играл один и тот же актер. Вот он надел очки в роговой оправе и выпрямился - стал Полоний, снял очки и сунул руки в карманы - стал молодой Лаэрт. А в следующей сцене надел кепочку - и стал Горацио. И ведь работает! Тяжелее всех было единственной девушке в их компании, Андрус Николз - ей приходилось перевоплощаться из Офелии в Гертруду и обратно вообще без помощи каких-либо вспомогательных предметов. Но ей не нужно, она крута (реально).
В-третьих, они еще по ходу дела придумали много интересных мелких фишек:
- за счет того, что комната небольшая, они могли в нескольких начальных сценах, где действие происходит ночью, погрузить зал в полный мрак, а актеры освещали каждый сам себя ручными фонариками. Эффект потрясающий.
- за Призрака говорили трое актеров сразу (все, кто не Гамлет :-)) Тоже хорошее решение - сразу слышно, где говорит человек, а где Не Человек.
- для сцены с могилой они неожиданно притащили на середину комнаты мешок с землей и высыпали миленькую горку. Забавный контраст - костюмов настоящих нет, а земля настоящая, вот она.
- ближе к концу спектакля они стали вводить гэги, видимо, полагая, что зрители устали. Так, Клавдий попытался убежать от Гамлета и притвориться Озриком (их играл один и тот же актер; Озрика обозначала глупая улыбка и шляпа, так вот когда Клавдий вдруг надел эту шляпу, Гамлет его "потерял"). На крохотную роль в пару строк вытащили кого-то из публики. И так далее.
- в спектакле было два антракта. Во время антракта они просят всех встать, выйти в фойе, переставляют кресла, а потом зрителей запускают опять. И всем приходится заново рассаживаться, и с другого места и спектакль смотрится по-другому. (Кстати, в их постановке "Жанна ДАрк" одно из действий начинается прямо в фойе :-)) Стулья они, кстати, сами переставляли. И зрителей перед спектаклем сами рассаживали, их же всего четверо в театре.
Короче говоря, классно у них вышло. Я жалею только, что так поздно о них узнал и успел только на закрытие сезона, т.е. на последнего "Гамлета", а так я бы сам еще раз сходил, и Иру с Ваней сводил бы. Теперь вот жду, что они покажут в новом сезоне.