Шекспиромания на марше: Julius Caesar (Royal Shakespeare Company, 2012)

Nov 28, 2014 15:17

image Click to view



Режиссер Грегори Доран - страшный человек. Потому что теперь непонятно, как будут люди после него ставить эту пьесу. Ближайшие лет пять или десять, по-моему, никто не возьмется, потому что любая попытка будет выглядеть либо слабее, либо подражанием. Доран "угадал", что насколько "Макбет" - это the Scottish play, настолько "Цезарь" - the african play. Он поместил действие по пост-колониальную Африку, и это "работает" сразу в двух измерениях:
1. политическая обстановка - раздрай в стране, на фоне которого поднимается сильный лидер, несущий стабильность, но при этом захватывающий все больше и больше власти; простой народ, который этому рад, и элита, которая против этого протестует; ликвидация сильного лидера, ведущая, в конце концов, только к очередному витку гражданской войны, гибели борцов за свободу и появлению очередного сильного лидера, еще более опасного и жестокого, чем прежний.
2. мистическая обстановка - предсказания, суеверия, жертвоприношения. Как кто-то сказал, "если бы Шекспир был жив сейчас, в современной Африке он гораздо скорее узнал бы черты привычного ему мира, чем в современной Европе".

Благодаря этому африканская атмосфера и текст пьесы подходят друг другу, как ножны к мечу, ажно слышен щелчок. Ну и еще надо сказать, что, даже безотносительно к обстановке, пьеса (которую я прежде не читал и начал читать недели две назад) оказалась очень интересной - живые характеры, мощные диалоги - вполне на уровне "Макбета" и прочих более полулярных трагедий.

image Click to view



Вы, наверно, уже поняли, что мне просто слов нет, как понравилось. Среди всех экранизаций Шекспира, ничего сильнее этого я с экрана еще не видел.

Frinds, Romans, Countrymen - речь Марка Антония на похоронах Цезаря - обалденная вещь. Брутус - супер-уважаемый римлянин - только что 1) убил Цезаря 2) убедил остальных заговорщиков не убивать без необходимости Марка Антония, но замириться с ним, предложить ему долю в управлении государством дать ему похоронить Цезаря 3) объяснил римлянам причины своих действий (Caesar was ambitions - властолюбив) и добился их одобрения. И вот посмотрите, как Марк Антоний разворачивает толпу - когда он первый раз говорит Brutus is an honorable man - слышен гул одобрения, но чем больше он это повторяет, не уставая при этом напоминать про доброту Цезаря, тем больше это раздражает слушателей. Просто шедевр:
https://www.youtube.com/watch?v=2Q7apiYunEU

Man of Honor vs Man of Action:
https://www.youtube.com/watch?v=v5UTRSzuajo

Shakespeare Unlocked - отрывки и интереснейшие репетиции:
https://www.youtube.com/watch?v=G7XV-cAGcPo

Мы с Ваней взялись смотреть диск три дня назад и посмотрели, можно сказать, не отрываясь (т.е. Ира нас отрывала, когда было время идти спать). Потом еще каждый вечер обсуждали. Ване очень понравились Брут, Кассий, и обе женские роли - Порша и Кальпурнния. И еще мальчик Люциус, слуга Брута, которому Брут все время спать не дает. Кассия ему было очень жалко. Ира начала было смотреть, но на реплике предсказателя "Caesar, beware the Ides of March!" она вспомнила спектакль Sharespeare Abridged, заржала, сказала "What the hell is Ides of March?" и ушла. Ну а мне больше всего понравилась центральная четверка - Брут, Кассий, Цезарь, Марк Антоний, но вообще слабых ролей я тут не заметил.

Спектакль приезжал в Нью-Йорк, и я, как последний баклан, прощелкал клювом - увидев, что играют только чернокожие актеры, я решил, что это дань политкорректности. Но диск не является полностью копией спектакля - большинство сцен было переснято для телевидения, что для зрителя, мне кажется, лучше. Некоторые сцены взяты прямо из живого спектакля.

А вот еще интересная штука - моноспектакль на 40 минут I, Cinna, показывающий историю глазами одного из эпизодических персонажей:
https://www.youtube.com/watch?v=6xQAr5le0UU

movies, theater, shakespeare

Previous post Next post
Up