бештовская майса на исходе субботы. классика из классик.

Jan 11, 2009 00:14

Рассказывают, что как-то раз к БЕШТу пришел за советом нищий портной: срочно понадобилась крупная сумма денег (пока были нужны мелкие - он цадика не беспокоил). Р.Исроэль подумал немного и велел просителю отправиться в некое местечко, найти мост. Под тем мостом зарыт клад.

Отправился бедняга портной в то местечко. Всю ночь рыл под мостом - ничего не нашел. А под утро набрел на него один из местных. Тоже нищий портной. Разговорились. Выяснилось, что местный не только такой же нищий портной, но также был у БЕШТа и также просил помочь материально. Только БЕШТ отправил его за кладом не под мост в его местечке, а за печку в доме какого-то коллеги-портного в другом. Так он сразу махнул на это дело рукой. И советует, по дружески, своему новому знакомцу бросать лопату и валить домой. А у того лопата сама из рук валится: местечко то, в которое посылали маловера - его. И портной там один - он. Даже прощаться не стал - так заторопился домой. Дома, даже не поздоровавшись с домочадцами, бросился разбирать печку и очень скоро нашел горшок с золотыми. Отплясавшись, отдышавшись и поздоровавшись с супругой и детьми, портной неожиданно вспомнил оставленного под мостом собеседника: во-первых, БЕШТ этот клад сосватал тому, во-вторых, наводку дал, в-третьих, и еврей, и портной, и нищий - с кем ещё солидаризироваться, если не с таким? Тут же, пока не передумал, ссыпал половину золота в мешок, и тронулся в путь.
Не знал простодушный портной, что его благодетель, из под моста не ушел. Посмотрел в след улепетывающему собеседнику. Потом подобрал брошенную лопату. Покрутил её в руках. Усмехнулся собственной наивности: все же уже перекопано! Но не удержался - ткнул землю. Звякнуло. Они встретились на полпути. Двое нищих портных с мешками, полными золота. Менять то на то? Глупо как-то. А что делать? Не надумали ничего лучшего, чем обратиться за советом к БЕШТу. Проверенный вариант.
А БЕШТ их уже ждал. Напомнил одному что у того дочь на выданье (он же собственно на приданное деньги и искал). Другому, что у него сын - бобыль начинающий. Велел переженить и в качестве подъемных им по пол клада с каждой стороны выдать.
Много сказано на хасидских посиделках о том, что такое печка, что такое мост, кто такой портной и т.д. и т.п. Не буду в это углубляться. Зато(?) напомню, что очень похожая история приключилась со знаменитым краковским ростовщиком р.Айзиком Яклисом (Якубовичем). Которому много ночей подряд снилось, что под мостом в Праге его ждет клад. А на самом деле, ждал его там не клад, а начальник караула, охранявшего мост (по ряду версий в это время там шли какие-то боевые действия). Который посмеялся рассказу о навязчивом сне и рассказал о своем, практически, аналогичном и не менее нелепом: снилось ему, что в Кракове, в доме некоего Яклиса, в печке, запрятан, представьте себе, клад. Ну так он же не бросает все и не срывается в Краков? Естественно, р.Айзик срочно вернулся домой. Нашел клад. И поскольку в деньгах не нуждался и никаких добрых чувств к начальнику охраны пражского моста не испытывал, на половину суммы построил синагогу, которую незамысловато назвал "Синагога Айзика". Он ещё долго судился с соседним монастырем, руководство которого сильно препятствовало строительству, на его заключительных этапах (рискну предположить, что из-за высоты шпиля. Что-то такое) .

Ну, и для полноты картины, ещё одна аналогичная история о бедном портном(!) из маленького английского городка Свапема(?) - Джоне Чепмене. Которому три ночи подряд снилось, что под мостом в Лондоне его ждет клад. А на самом деле, ждал его там не клад, а начальник караула, охранявшего мост. Который посмеялся рассказу о навязчивом сне о кладе и рассказал о своем, практически, аналогичном и не менее нелепом: три ночи подряд снилось ему, что в каком-то Б-гом забытом Свапеме, в доме некоего Чепмена, в огороде, запрятан, представьте себе, клад. Ну так он же не бросает все и не срывается в этот Свапем? И т.д. вплоть до строительства впечатляющего здания городской ратуши на часть денег.

Может и ещё были случаи. Только их участники решили не распространяться: налоги, декларации, бедные родственники и посторонние вымогатели, знаете ли.

майсы

Previous post Next post
Up