Напишу немного не про КРОМ, но, возможно будет кому-либо интересно для понимания специфики Поочья как контактного региона в культурном и генетическом плане. У А.С. Сыроватко есть интересная статья: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41484354_77845742.pdf - "Биритуальность в погребальном обряде вятичей: парадоксы могильника Кременье". Эта статья - часть целого ряда статей автора, посвященных могильникам с кремациями на средней Оке второй половины I тыс. н.э. (Щуровский комплекс, Лужки, Кременье). Их оставило население с весьма устойчивым погребальным обрядом, отличным, например, от вятичского, да и вообще от западной традиции (как и от восточной) в данном регионе. Это кремации на стороне, которые впоследствии, вероятно, очищались от остатков инвентаря, помещались в сосуды из органики и располагались непосредственно на земле. Как правило, в таких кремациях, среди костей человека находятся и кости животных. Для раннего периода этой
( ... )
Вспомнил момент из статьи Лухтанаса и Полякова про голядь, вы вероятно, должны помнить эту статью:
"Объективности ради отметим, что на археологической карте средней Оки между массивами мощинской, позднедьяковской и рязано-окской культур встречаются отдельные могильники с кремациями последней четверти I тыс. н. э. (Потемкина и др. 2013: 260-266; Сыроватко 2014: 214). Исследователи допускают возможность существования здесь автохтонного населения, происхождение которого восходит к эпохе переселения народов или даже к раннему железному веку (Сыроватко 2014:74). Допускается не только принадлежность этих памятников к новой культурной группе, но и наличие иной формы обрядности для уже известных культур - мощинской или позднедьяковской (Там же: 73)"."
Нет, каких-либо относительно обоснованных предположений на этот счет мне не известно. Единственное, авторы статей связывают эту группу с поздними дьяковцами. В тоже время, вполне вероятно, что позднедьяковская культура была "полиэтничной" в современном понимании.
Здравствуйте! Вы выглядите сведующим в археологии человеком. Однозначно ли распространение "раннекруговой славянской керамики" (по определению Макарова в работе "Русь в ix-x веках: археологическая панорама") в ареале позднедьяковской (мерянской) культуры может истолковываться в пользу инфильтрации славянского населения в эти края? Вообще, насколько сильно археологи обращают внимание на керамику в случае, когда нужно разграничить один этнос и другой? Ведь, теоретически, можно объяснять и "контрафактом"?
Очень интересно. На раскопках в Константиново столкнулись именно с этим - сочетание традиционнных грунтовых погребений КРОМ со странноватыми кремациями почти на поверхности.
Это интересный момент, т.к., в целом, подобный тип погребений в Щурово датируется периодом от VIII века, а классический КРОМ к тому моменту уже прекращает существование, следовательно, в случае синхронности, можно предполагать удревнение обряда в среднем Поочье. Хотя, датировать подобные погребения действительно сложно. Про свинью да, запоминающееся:)
"В результате раскопок, проведенных экспедицией ГИМ, в 2020-2021 г., было исследовано 19 погребений, датирующихся IV-VII вв. н.э. В центральной части могильника было выявлено пять погребений по обряду кремации VII в., составляющих отдельную группу в северо-западной (западной) части раскопа. Заметим, что общее количество трупосожжений на памятниках рязано-окских финнов не велико (всего известно 39 кремаций). " https://www.archaeolog.ru/media/2021/Конференции/Кремации%20семинар%209%20ноя/Программа%20семинара%20и%20тезисы_09.11.2021.pdf
Любопытно, спасибо. Будем ждать дальнейшего анализа, может быть удастся выяснить, имеют ли отношение эти кремации к тому обряду, который фиксируется в Щурово.
Часть с археологическим резюме неплохая, хотя там есть странные пассажи с ссылками на Хейердала, "возрастающая пассионарность", да и доминирующее положение КРОМ в системе культур района Центральной России - расплывчатый термин. А вот генетическая часть да, выглядит неинформативно. Но, мне, конечно, сложно ее оценить в полной мере.
Reply
Вспомнил момент из статьи Лухтанаса и Полякова про голядь, вы вероятно, должны помнить эту статью:
"Объективности ради отметим, что на археологической карте средней Оки между массивами мощинской, позднедьяковской и рязано-окской культур встречаются отдельные могильники с кремациями последней четверти I тыс. н. э. (Потемкина и др. 2013: 260-266; Сыроватко 2014: 214). Исследователи допускают возможность существования здесь автохтонного населения, происхождение которого восходит к эпохе переселения народов или даже к раннему железному веку (Сыроватко 2014:74). Допускается не только принадлежность этих памятников к новой культурной группе, но и наличие иной формы обрядности для уже известных культур - мощинской или позднедьяковской (Там же: 73)"."
Это о тех же кремациях?
Reply
Reply
Reply
Reply
Вы выглядите сведующим в археологии человеком.
Однозначно ли распространение "раннекруговой славянской керамики" (по определению Макарова в работе "Русь в ix-x веках: археологическая панорама") в ареале позднедьяковской (мерянской) культуры может истолковываться в пользу инфильтрации славянского населения в эти края? Вообще, насколько сильно археологи обращают внимание на керамику в случае, когда нужно разграничить один этнос и другой? Ведь, теоретически, можно объяснять и "контрафактом"?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Про свинью да, запоминающееся:)
Reply
"В результате раскопок, проведенных экспедицией ГИМ, в 2020-2021 г., было исследовано 19 погребений, датирующихся IV-VII вв. н.э. В центральной части могильника было выявлено пять погребений по обряду кремации VII в., составляющих отдельную группу в северо-западной (западной) части раскопа. Заметим, что общее количество трупосожжений на памятниках рязано-окских финнов не велико (всего известно 39 кремаций). "
https://www.archaeolog.ru/media/2021/Конференции/Кремации%20семинар%209%20ноя/Программа%20семинара%20и%20тезисы_09.11.2021.pdf
Reply
Reply
http://www.erjournal.ru/journals_n/1657299926.pdf
Буду ждать, когда от генетиков выйдет.
Reply
А вот генетическая часть да, выглядит неинформативно. Но, мне, конечно, сложно ее оценить в полной мере.
Reply
Да там много странных пассажей. Про связь элит и т.д. Про русов - аорсов.
Reply
Leave a comment