Leave a comment

umbren June 3 2022, 08:01:05 UTC
Напишу немного не про КРОМ, но, возможно будет кому-либо интересно для понимания специфики Поочья как контактного региона в культурном и генетическом плане. У А.С. Сыроватко есть интересная статья: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41484354_77845742.pdf - "Биритуальность в погребальном обряде вятичей: парадоксы могильника Кременье". Эта статья - часть целого ряда статей автора, посвященных могильникам с кремациями на средней Оке второй половины I тыс. н.э. (Щуровский комплекс, Лужки, Кременье). Их оставило население с весьма устойчивым погребальным обрядом, отличным, например, от вятичского, да и вообще от западной традиции (как и от восточной) в данном регионе. Это кремации на стороне, которые впоследствии, вероятно, очищались от остатков инвентаря, помещались в сосуды из органики и располагались непосредственно на земле. Как правило, в таких кремациях, среди костей человека находятся и кости животных. Для раннего периода этой ( ... )

Reply

andvari5 June 3 2022, 19:11:11 UTC
Спасибо за уточняющий комментарий!

Вспомнил момент из статьи Лухтанаса и Полякова про голядь, вы вероятно, должны помнить эту статью:

"Объективности ради отметим, что на археологической карте средней Оки между массивами мощинской, позднедьяковской и рязано-окской культур встречаются отдельные могильники с кремациями последней четверти I тыс. н. э. (Потемкина и др. 2013: 260-266; Сыроватко 2014: 214). Исследователи допускают возможность существования здесь автохтонного населения, происхождение которого восходит к эпохе переселения народов или даже к раннему железному веку (Сыроватко 2014:74). Допускается не только принадлежность этих памятников к новой культурной группе, но и наличие иной формы обрядности для уже известных культур - мощинской или позднедьяковской (Там же: 73)"."

Это о тех же кремациях?

Reply

umbren June 3 2022, 20:29:10 UTC
Да, о тех же.

Reply

ext_6108125 July 10 2022, 12:07:50 UTC
А есть предположения о их этнической принадлежности?

Reply

umbren July 11 2022, 13:26:15 UTC
Нет, каких-либо относительно обоснованных предположений на этот счет мне не известно. Единственное, авторы статей связывают эту группу с поздними дьяковцами. В тоже время, вполне вероятно, что позднедьяковская культура была "полиэтничной" в современном понимании.

Reply

ext_5841513 July 12 2022, 13:23:06 UTC
Здравствуйте!
Вы выглядите сведующим в археологии человеком.
Однозначно ли распространение "раннекруговой славянской керамики" (по определению Макарова в работе "Русь в ix-x веках: археологическая панорама") в ареале позднедьяковской (мерянской) культуры может истолковываться в пользу инфильтрации славянского населения в эти края? Вообще, насколько сильно археологи обращают внимание на керамику в случае, когда нужно разграничить один этнос и другой? Ведь, теоретически, можно объяснять и "контрафактом"?

Reply

umbren July 13 2022, 09:25:07 UTC
Добрый день ( ... )

Reply

nicoljaus June 3 2022, 19:41:40 UTC
Очень интересно. На раскопках в Константиново столкнулись именно с этим - сочетание традиционнных грунтовых погребений КРОМ со странноватыми кремациями почти на поверхности.

Reply

umbren June 3 2022, 20:31:32 UTC
Интересная информация. А были ли попытки каким-либо образом датировать эти кремации?

Reply

nicoljaus June 3 2022, 20:42:42 UTC
Пока в раздумьях, насколько я знаю. Так все как-то сильно непросто, и раскопано пока мало. Но то, как Сыроватко жёг свинью, вспоминали ))

Reply

umbren June 4 2022, 10:37:32 UTC
Это интересный момент, т.к., в целом, подобный тип погребений в Щурово датируется периодом от VIII века, а классический КРОМ к тому моменту уже прекращает существование, следовательно, в случае синхронности, можно предполагать удревнение обряда в среднем Поочье. Хотя, датировать подобные погребения действительно сложно.
Про свинью да, запоминающееся:)

Reply

nicoljaus June 4 2022, 10:51:20 UTC
Предварительно как-то так:

"В результате раскопок, проведенных экспедицией ГИМ, в 2020-2021 г., было исследовано 19 погребений, датирующихся IV-VII вв. н.э. В центральной части могильника было выявлено пять погребений по обряду кремации VII в., составляющих отдельную группу в северо-западной (западной) части раскопа. Заметим, что общее количество трупосожжений на памятниках рязано-окских финнов не велико (всего известно 39 кремаций). "
https://www.archaeolog.ru/media/2021/Конференции/Кремации%20семинар%209%20ноя/Программа%20семинара%20и%20тезисы_09.11.2021.pdf

Reply

umbren June 5 2022, 17:17:25 UTC
Любопытно, спасибо. Будем ждать дальнейшего анализа, может быть удастся выяснить, имеют ли отношение эти кремации к тому обряду, который фиксируется в Щурово.

Reply

andvari5 July 12 2022, 13:54:23 UTC
Тут статья вышла. Но не от самих генетиков. Разочаровала меня.

http://www.erjournal.ru/journals_n/1657299926.pdf

Буду ждать, когда от генетиков выйдет.

Reply

umbren July 13 2022, 08:36:21 UTC
Часть с археологическим резюме неплохая, хотя там есть странные пассажи с ссылками на Хейердала, "возрастающая пассионарность", да и доминирующее положение КРОМ в системе культур района Центральной России - расплывчатый термин.
А вот генетическая часть да, выглядит неинформативно. Но, мне, конечно, сложно ее оценить в полной мере.

Reply

andvari5 July 13 2022, 08:41:00 UTC

Да там много странных пассажей. Про связь элит и т.д. Про русов - аорсов.

Reply


Leave a comment

Up