Тушеночный Принц.
Предисловие...
“I'm so happy. Cause today I found my friends.
They're in my head. I'm so ugly. But that's ok.”
Yeah yeah yeah yeah.....
Kurt Cobain
Николай. - Привет Энди, спасибо, что согласился встретиться и побеседовать с мной. Хочу задать тебе пару вопросов о твоем перформансе в
Тель Авивском музее на выставке "WANTED". Энди. - Конечно. С удовольствием.
- Скажи, что это был за перформанс? В смысле, что во время него происходило?
- Скажем так, я решил, что у меня сегодня
Пурим, ну и заодно присвоил себе выставку мертвеца.
- То есть, ты переоделся в самого Уорхола, и пришел на его выставку?
- Ну да.
- Какую цель ты преследовал таким экстравагантным ходом и воскрешением именно образа Уорхола на его выставке?
Понимаешь в чем тут дело. Меня всегда интересовала мысль о том, что бы было, если бы, скажем кто-нибудь из великих людей, вдруг проснулся и увидел, как мы распоряжаемся его наследием. А так как я, можно сказать, на творчестве Энди Уорхола съел собаку, то меня интересовала его личность. Я думал, ну вот что было бы, если бы он приехал к нам в Израиль? Но так как все мы знаем, что его уже нет, то единственным условным вариантом для фантазии на эту тему, мне видится воскрешение. Конечно, сама по себе идея воскрешения кажется нелепой. И от этого как бы абсурдна. Просто мне почему-то кажется, что абсурд - это смешно и весело. К тому же, сама идея воскрешения напрямую связана со Святой Землей. И я подумал, что бы было, если бы Энди воскрес? Мне кажется первое, что бы его заинтересовало, это то, на сколько он смог запомниться и прославиться, причем среди обычных людей. (Он всегда говорил, - Что бы мне такое придумать, чтобы меня запомнили люди? Вот как джинсы например.) И мне кажется, для того, что бы это выяснить, нет лучшего способа, для художника, кроме как прийти на собственную выставку. Или на выставку работ посвященных тебе. К тому же, Уорхол был прирожденным тусовщиком. И мне кажется эта идея понравилась бы самому Энди.
- Ок. и какими именно действиями ты пытался это выяснять?
Я пришел на выставку, и после того как всю её обошел, стал тихонько подкрадываться к людям. И в тот момент, когда их взор был обращен на один из шедевров поп-арта, я вдруг обращался к ним примерно с такими словами; - Извините пожалуйста, могу ли я вам задать вопрос? Обычно все отвечали: - Да, конечно. - Скажите, что вы видите в картине, на которую вы собственно сейчас смотрите? И в этот самый момент (я хочу это подчеркнуть) рождался сам перформанс, то что называют живое искусство, потому что между нами завязывался диалог. И еще это было искусство потому, что все люди, с которыми мне удалось пообщаться, отвечали честно, а по-моему, в настоящем искусстве без этого никак.
- И что же они тебе отвечали?
Во-первых, я хочу сказать спасибо и обратиться ко всем, с кем мы встретились. Я был очень рад с вами пообщаться, и получил от этого массу удовольствия.
Надо отметить, что сама выставка не состояла исключительно из работ короля поп-арта. Скорее это коллекция, которая включает в себя работы Жана Мишеля Баския, Тома Вассельмана, и других. Например, один мужчина, средних лет, на мой вопрос, что он видит в картине перед собой,(а это оказалась работа Баския) тактично указал мне на объяснение, которое прикреплено справа возле самой картины, иди мол, почитай. На что я ему сказал; - А что если без подсказки? Тогда он мне искренне признался, что без объяснений он бы в жизни до этого не догадался. А если бы у него и был такой шанс, то по его же мнению, это очень тяжело самому увидеть. И практически невозможно.
Хочу сказать, что меня взволновал его ответ. Я и не думал, что все может оказаться так скучно.
- Ну наверняка была и другая реакция?
Была одна очень интересная женщина, которая смотрела, на Уорхоловский вариант Тайной Вечери в тот момент, когда я решился с ней заговорить. И после очередного отсыла меня к табличке с объяснениями, и последующей просьбой с моей стороны, попробовать поискать объяснение самостоятельно, мы с ней начали разговаривать. Я спросил, известен ли ей оригинал картины великого Да Винчи? Она сказала, что знает, о чем речь. Затем я спросил, знаком ли ей старый спор по поводу одного из апостолов, то ли это мужчина, то ли женщина? И обратила ли она внимание на то, что у Уорхола это однозначно женщина, более того, она попадает в круг с цифрами 57? Что, по её мнению, это могло значить? Ответ был таким: ей кажется, Энди хотел сказать, что на этой теме спекулируют. Она меня просто очаровала своим ответом.
Andy Warhol, The Last Supper (Camel/57) (detail), 1986
Synthetic polymer paint and silkscreen ink on canvas, 299.7x883.9
Реакция на самом деле у всех была своя, и она была непредсказуема. Но главное во всём этом - подлинность самого процесса.
- Расскажи с чего началась твоя идея об Израильском варианте Энди Уорхола?
Опять-таки, понимаешь как это получилось... Сижу я у себя на работе, как говорится, ничто не предвещало бурю, как вдруг один из моих ассистентов говорит мне, так, невзначай; - А ты знаешь, что я по ящику видел? Откуда мне знать, я же его почти не смотрю. Ну говорю, че там? Он мне выдаёт, что мол, сейчас выставку будут делать с работами Энди Уорхола в ТельАвивском музее. И что он видел какой-то репортаж на эту тему и почти в самом конце, какому-то деятелю искусств задали такой вопрос: А что бы было, если бы например, Энди Уорхол был израильтянином? Что бы он нарисовал? И этот товарищ, вдруг достает баночку Люфа и тычет ею в камеру со словами: он бы нарисовал ЭТО! Для того, чтобы понять, какую реакцию на меня произвела эта невинная история, надо сказать, что сначала, меня это, ну просто ввело в состояние шока! Я подумал: Какой ужас! Этого не может быть! Дело в том, что идею самого рисунка израильской иконы поп-арта я давно вынашивал. И давно уже думал, почему никто еще не нарисовал «Люф»? По-моему, это же так очевидно. И вот тебе на! Я почти дорисовал её, и тут появляется человек в телевизоре и кидает мою идею в эфир. Я, конечно, не претендую на то, что это исключительно моя идея, так как идеи сами по себе витают в воздухе. Общеизвестно, что для каждой идеи просто наступает своё время, и автор тот, кто первым ее уловил. Но если кто-то говорит твою идею по телевизору, это уже слишком, чтобы быть случайностью. И я решил: это дело так оставлять нельзя и надо бороться за свой рисунок. В конце концов, я на него потратил кучу времени. Те кто сомневаются, или думают, что идея товарища из телевизора, а я все это подстроил позже, может спросить тех, кто знает меня лично. Я этот Люф не первый год вынашиваю. Тот, кто хоть как-то посвящен в мои идеи по поводу поп-арта, могут вам это подтвердить. В общем я пошел в атаку! И я стал думать как израильский Уорхол. Что бы он предпринял для того, чтобы заявить о себе? Как бы он лучше всего к этому подошел? И тут опять, ко мне сама по себе пришла идея воскрешения. К тому же меня вдохновил сам автор, вон посмотрите сколько он Иисусов нарисовал, понимаете?
Andy Warhol, The Last Supper (Christ 112 Times) (detail),1986
Acrylic and silkscreen ink on canvas, 203.2x1000.7
И я решил, что лучше всего будет сделать перформанс, на тему поп-арта, переодевшись в самого Энди. Тут еще совпадение. Энди родился 6-го августа, и если бы он был с нами, ему было бы 85 лет. А перформанс я сделал 9 августа, как раз на третий день после. И это своего рода подарок для него. Хотя открытие выставки состоялось 8-го.
- А тебе не кажется, что сам образ не очень похож на Энди Уорхола?
И почему ты не сделал свой перформанс в день открытия?
- Я абсолютно согласен, что сам по себе образ является чисто символичным. Что касается парика, то он не особо похож на те, которые Энди любил носить. Это связано с тем, что у меня было мало времени, и недостаточно средств, чтобы подготовиться, как следует. Чуть больше недели, а мне надо было ещё многое успеть. Я очень хотел, но технически не успевал сделать перформанс в день открытия выставки. Мне надо было закончить свою работу, а именно - подготовить более не менее законченный вариант Люфа. А так как я его уже очень долго, оттачиваю, вынашиваю, то мне, всё же, хотелось наконец-то явить его миру. К тому же мне надо было распечатать его, потом надо было достать парик, отнести парик парикмахеру, что бы тот смог подстричь его на мне, подготовить какой-нибудь прикид, в стиле рассеянный гений, и продумать сам перформанс. Все это с мизерным бюджетом и за одну неделю. Но если так подсчитать, то все же больше всего времени ушло на рисование самого Люфа.
Andy Klimenko, LUF (לוף Like Hebrew Spam), 2013
- А что ты собирался делать со своим распечатанным люфом?
- Дело в том, что во время самого перформанса, как говорится, по ходу пьесы, в тот момент, когда диалог о мертвеце и его искусстве начинал принимать образ некрофилии, то я вдруг заявлял, что у меня есть предложение. А именно я предлагал взглянуть на мой Люф. Я говорил так: у меня лично нет с собой таблички с объяснениями, но если мы говорим о контексте, что искусство подразумевает под собой некое послание, давайте попробуем его найти в моем Люфе. Так как, я - автор сего произведения, я не могу к этому подойти объективно. И мне необходимо знать мнение людей, пришедших на выставку Энди. Искусство ли это или каша-малаша? Есть чё, или плагиат галимый? Еще я говорил, что лично сам уже в нем много чего нашел, но мне хотелось бы услышать ваше мнение. И тут наш диалог, приобретая новую силу, перерождался. И каждый делился своими наблюдениями.
- Хорошо. Давай остановимся на самом выборе образа Люфа и его аналогии у Уорхала.
Я так понимаю, что ты имеешь в ввиду знаменитый Уорхоловский суп Кемббел, который он нарисовал? Но почему именно он? Почему не Мэрилин Монро, ведь он ее тоже рисовал, и она более популярна, чем суп. Так почему именно суп?
- Понимаешь, вопрос надо ставить иначе. Не почему именно суп, а почему консервная банка? Понимаете в чем тут соль?
- Раскажи подробней.
- Дело в том, для того, чтобы сегодня говорить о поп-арте, недостаточно сходить на выставку. Это не удивительно. Мне вообще кажется, для того, чтобы сегодня понять истинное положение вещей, надо в буквальном смысле «копать» не жалея сил. Причем во всех направлениях. Дело в том, что когда поп-арт родился, к нему не было такого отношения как сегодня - всем по кайфу и он наш друг. Для того, чтобы вообще говорить об этом, надо хотя бы иметь представление о том, какие настроения были в мире искусства того времени, в живописи как таковой и живописи в частности. Jackson Pollock, Mark Rothko были уже признаны публикой. Это была мода на абстрактный экспрессионизм. И многие ждали «поезда» с той стороны. В том смысле, что надежды на новые веяния в мире искусства, а также формирования какого -то нового стиля под этим влиянием были обращены в сторону абстрактного экспрессионизма. Но вдруг появляется поп-арт, со своими узнаваемыми образами из мира массовой культуры. Да еще какой-то рекламщик Энди со своей бандой, и со своими консервными баночками, которые он наштамповал у себя на фабрике, с помощью трафаретной печати. Это был настоящий авангард своего времени и он пришел оттуда, откуда не ждали. Подумайте на секунду, какую ассоциативную нагрузку может нести в себе изображение консервной банки?
По- моему, это образ законсервированного общества. Чтобы не казаться голословным, я могу привести цитату из романа одного известного автора:
«Мы живем в век консервов, нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжёвано и даже пережито. Консервы. Остается только открывать банки. Доставка в дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски. Консервы.»
Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка», 1945 год
Обратите внимание что это было сказано за двадцать с лишним лет до появления знаменитого Супа Кэмпбел. Мне неизвестно, читал ли Энди эту книгу в своё время или нет, но по-моему, описание - самое что не на есть подходящее. В конце концов, Великий и ужасный, как теперь его называют, знал что делает.
- Ок. Тогда следующий вопрос который сам напрашивается, что ты хотел сказать своим Люфом в контексте его национальной принадлежности?
- Опять таки, для того, чтобы строить какую-то концепцию по поводу искусства и того, что я хотел этим сказать, надо иметь базу. Когда я спрашивал у людей, что они видят в Люфе, были и такие, которые не знали сперва, как к этому подойти. Я говорил, что готов дать подсказку, но пусть ищут сами, иначе где же тут, личное мнение, если я всё им сам расскажу. В первую очередь, я обращал их внимание на то, откуда нам знаком этот образ.
Надо сказать людям, которые просто не очень в теме, про то, откуда нам знаком Люф. Люф - это израильская армейская тушенка, которая выдавалась бойцам ЦАХАЛя. Это сухая пайка в полевых условиях. Это популярный образ в израильском обществе. Потому что в армии служат и мужчины, и женщины. Это образ нескольких поколений. Ты и твоя жена, твой отец и мать, быть может, даже твой дед и бабушка все знают Люф. Что касается вкусовых качеств, то тут надо еще поискать любителя, гурмана. Так как это последнее, на мой взгляд, к чему захочет прикоснуться солдат. Потому как, в армии есть еда и получше, не говоря уж о том, что зачастую ее избыточное количество просто выбрасывают.
- Да, всем знаком этот образ из армии, но можешь ли объяснить, что ты лично сам в нем нашел и из-за этого воссоздал его на картине?
- Ок, я попробую. Дело в том, как я уже сказал, это популярный израильский образ, ассоциирующийся с армией, к тому же еще и повторяющийся. Я лично вижу в нем символизм - Война. Это войны современного Израиля, которым не видно конца и края. Мы все время в одном и том же шаблоне, который повторяет тот же сценарий - общество, в котором все живут в ожидании следующего конфликта с нашими врагами. В постоянной войне из-за клочка земли. Мы очень маленькое и молодое государство с высокими технологиями, сумевшее чудом подняться и просуществовать до наших дней. Но с постоянной, и до сих пор не решенной проблемой угрозы войны. В обществе, где главный приоритет - это наша армия. Ни для кого ни секрет, что на неё уходит большая часть бюджета. Что же касается повторяющегося образа, то чисто психологически, когда человек смотрит на него, на образ который постоянно повторяется , то его мозг в какой-то момент теряет возможность концентрироваться и принимать верное решение. Так входят в состояния транса. На этом построена реклама - двигатель прогресса. Цветовая палитра использованная в «Люф», тоже ведь, не с потолка взята? И это только вершина айсберга. Я могу продолжать дальше, но я не вижу в этом смысла. В конце концов, по-моему, это не моё дело заниматься объяснениями, я художник, и моё дело - творить. А объяснения - не моя задача. К тому же, мне самому интересно, можно ли назвать это искусством? Знаешь, всё та же женщина, про которую я говорил выше, тоже спросила, что значить попробовать поискать? Ну наверно все зависит от вашей наблюдательности, фантазии, интеллекта, ассоциативного мышления...
- Ты говоришь, что уже давно думал об этой идее. Как она пришла тебе в голову?
- Ну я, честно говоря, уже не помню когда именно, по-моему, когда я переехал в ТА. Я кое-как влачил свое существование в этих каменных джунглях. Иногда у меня не было денег даже купить себе еды. Но у меня были друзья-солдаты, которые постоянно жили в разъездах. И я просил их привезти для меня Люф, кто сколько может. А так как я жил недалеко от центральной автобусной станции, то они периодически навещали меня с гостинцами. Однажды, за один раз у меня собралось баночек 12 или около того.
- То есть жизнь сама подала тебе такую идею. Понятно. Давай вернемся к самому перформансу. У тебя были ассистенты? Если да, то какая роль им была отведена?
- Со мной был мой главный ассистент КоКо. Его задачей было подливать масло в огонь. Он должен был подходить и просить у меня автограф, именно в тот момент, когда я уже с кем-то говорил. А если его кто-нибудь спрашивал про меня, он должен был говорить что-то типа: «Я многое в своей жизни видел, но такого еще не случалось. Человек и в самом деле воскрес, иначе как вы можете это объяснить - напялил на себя парик и делает современное искусство!» В случае же негативного развития и какой-то странной реакции, он должен был сказать: - Да выгоните этого трансвестита отсюда, он же оскорбляет светлую память о великом Энди! Так же была приглашена
Оксана, которая чудом смогла присоединиться к этому мероприятию, пожертвовав своим личными временем и планами на этот день. За что ей огромное спасибо. Её задача была снимать все это на камеру, для истории.
- По-твоему, то что ты сделал можно назвать современным искусством?
- А давай не так. Энди Уорхол, или например Жан-Мишель Баския, Банкси, Obеy, Dolk, Синие Носы, Мамышев-Монро, Группа «Война», Pussy Riot, Олег Кулик - это современное искусство или нет? Если да, то почему я - нет?
- А ты не думал, что тебя оттуда попрут?
- Была такая мысль.
- А были попытки тебя выгнать?
- Попытка была. В какой-то момент, ко мне подошел один из смотрителей музея, явно арабского происхождения. Видимо он не понял, что тут происходит, и поэтому предпринял попытку всё это пресечь на корню. Он подошел с грозным взглядом, и сказал; - Ты кто такой? - В смысле? Художник. - А что ты тут раздаешь всем? Я ответил ему, что своё искусство. Он сказал - А ты знаешь, что в музее нельзя раздавать листовки? На что я ему ответил. - Это ты говоришь, любезный, но только я почему то, никогда об этом раньше не слышал, и от тебя -впервые. И по-тихоньку свалил от него, как колобок. А так как он был «прикреплен» к своему стулу, это было нетрудно сделать. Было понятно, что он пойдет сейчас стучать начальству. И через время я опять с ним столкнулся. Я же там, как вертолет, кружил два с половиной часа, и в какой-то момент смотрю, он на меня летит, как истребитель. Ну думаю, началось! Он подошел быстрыми шагами, и говорит: - Ты знаешь, я узнавал насчет твоих листовок, и выяснилось, что оказывается это можно делать. - Да ладно, говорю я, а я думал, ты меня уже бить пришел. И опять от него, как колобок...
- А ты раздавал свой рисунок всем подряд, как обычно раздают рекламные листовки?
- Нет. Я не хотел, чтобы мою работу постигла та же участь, что и листовки. Я имею ввиду, что люди потом их выбрасывают и они валяются на полу, а мне бы этого не хотелось. Поэтому я предлагал оставить им мой Люф исключительно в том случае, если люди действительно были готовы его взять. А напамять о нашей беседе, я предлагал оставить свой автограф.
- А были те кто по твоему мнению поняли суть твоих действий и вообще твой перформанс?
- Да, было несколько человек, которые сказали мне, мы знаем, ты переоделся в Энди. А в самом конце, когда я уже слегка устал и понял, - какая это всё таки тяжелая работа, быть художником, на меня налетел один тип, с широко раскрытыми глазами и протянутой рукой, со словами «Кто ты?! Откуда ты взялся?! И почему я о тебе раньше никогда не слышал?» Это было признание! Выяснилось, что его имя Rafael D. Maimon и что он - израильский художник, работающий в стиле поп-арт и что у него тоже есть свой Люф. Сначала я подумал: ну все! Я не первый! Но оказалось, что его Люф совсем не похож на мой. Потом он показал несколько своих работ со своего айпода. Больше всего мне запомнилась его работа, на которой изображена Суссита-спорт, оказывается был и такой вариант отечественного автомобиля. Он сказал, что вчера он не смог прийти на открытие, так как у него было открытие собственной выставки. И поэтому пришел сегодня. Еще он рассказал мне историю Люфа и пригласил меня на свою выставку. Мне он показался прикольным мужиком, но сейчас он почему то скрывается, он мне так и не ответил на мои сообщения в фэйсбуке.Я думаю, может он почувствовал во мне конкурента? Или же это своего рода, наш палестинский снобизм..? В общем, причины мне неизвестны. Но что бы он теперь не говорил, в тот момент когда мы с ним познакомились, он был самым настоящим Рафаэлем :)
- Ты думаешь поп-арт надо и можно вернуть?
- Ты знаешь, у Арти Шоу как-то спросили, вернется ли когда-нибудь свинг? Он сказал, вы думаете, армейскую форму образца 1938 года снова будут носить? Понимаешь? С другой стороны сам Энди говорил, что если твой стиль действительно хорош, то рано или поздно, он вернется в моду.
Я же предлагаю назвать все это
Avant-Pop! И я вовсе не первый, кто уже работает в этом направлении. Если кому интересно, пусть почитает манифест посвященный этому делу.
- Хочешь ли сказать что ты новый последователь дела Уорхола?
- Именно. Я - его продукт, я же и его зеркало. Более того, я хочу заявить, что я - самый настоящий израильский Энди. Если Уорхол пришел из мира рекламы, то я попал в мир коммерческого искусства с технической его стороны. И, по-моему, в этом нет ничего удивительного. Я хотел в него попасть, а искусство в какой то момент истории стало по большей части товаром. И однажды, придя устраиваться на новую работу, вместо привычного Андрей представился Энди, так как мне не нравилось, когда некоторые картавили звук "Рэ", и тем самым решил посмотреть что из этого выйдет. Это было около 7-ми лет назад. И теперь, вот уже 4 года, я работаю в так называемой фотолаборатории, и я самая настоящая машина которая 5 дней в неделю производит современное искусство. И все кто меня знает по работе и не только, называют меня именно Энди. Но я хочу сказать, что теперь пришло время делать мое искусство. А почему нет? Я уже думаю как Энди, говорю как Энди, кроме того, кто может так понять Энди, не иначе как сам Энди? Другими словами, все параметры идентичны, дело лишь в каких-то маленьких буковках. К тому же, все эти знаки - они же не случайны? Например. Организаторы выставки по всему городу развесили афиши с большими буквами WANTED? Скажите мне кого они там ищут? Мужик с ящика, говорил, не иначе, как про израильского Энди и мой Люф? Придя на свой перформанс в ТА музей и сдав свою сумку гардеробщице, я получит номерок под цифрой 2. Из всех возможных вариантов именно № 2.
Есть еще кое-что. Уорхол - ребенок из семьи иммигрантов, выходцев из восточной Европы. Моя семья - репатрианты из Украины. Настоящее имя при рождении Энди - Андрей. В детстве у нас у обоих были проблемы со здоровьем, а так же проблема с кожей в более зрелом возрасте. Человек который больше всего повлиял на него в детстве - это его мама Юля. Мою маму зовут Оля. Энди рос без отца, я могу сказать, что со мной похожая история. В конце концов, Энди тусовался с евреями, а я живу в Израиле.
Есть ещё очень любопытный момент, будьте добры мои дорогие, найдите в сети фильм, который называется «Энди Уорхол / Vies et Oeuvres de Andy Warhol (2007)» с русским дубляжем. Перемотайте его на 46 минуту и сосредоточтесь на том, что вот-вот должна произнести дублёрша, если уж совсем точно, то как раз после фразы «Но на самом деле это был новый разум, который учился у старого и учил его.» Сразу после этого! (между 18-20 секундой)
Click to view
Какую фамилию она только, что произнесла, говоря о картине «киты и зонтики»?
И вы всё еще думаете, что я это подстроил?
- Какие у тебя планы на будущее?
- Ну стать израильским Энди. Мне кажется условия для этого самые что ни на есть подходящие. Начать работать в полную силу. Если кто готов помочь мне в этом, я буду очень рад рассмотреть предложения о совместном сотрудничестве.
- Ну и последний вопрос, у кого ты учился своему делу?
- У Великого Русского Живописца Сергея Анатольевича Курёхина!
- Что бы ты хотел сказать тем читателям кто дочитает до этого момента? :)
- Я с большим интересом и радостью услышал бы какую-то критику в свой адрес, потому что гипотеза-гипотезой, но я хочу найти достойных оппонентов моей теории. Я буду ждать каких-то откликов. Ну и конечно, спасибо всем, кто мне всячески помогал и поддерживал в этой затее.
Отдельное спасибо - Eduard Shtrasner, Yan Malkin, Kosta Kogan,
Oksanna Korogodin, George Pick, Tal Zanzuri, Sasha BreakPhreak Abramovich, Yula Sheinfeld, Natali Kravets, Nickolai Inotaev, Natalia Zharkova, Olga Klimenko, Victoria Palitsky.
Вопросы от Nickolai Inotaev
Фото Oksanna Korogodin
фотографии работ ЭУ
Tel Aviv Museum of Art....послесловиЕ
«Король умер. Да здравствует король!»