Напишу немного про поезда, на которых мы ехали от Екатеринбурга, тем более сегодня пока ещё катим и вот уж неделя в дороге. Кстати, у меня время почему-то не растягивается, а наоборот сжимается, будто уехали вчера и не верится, что уже завтра никаких поездов на ближайшую неделю. Да, похвастаюсь, видимо дорога меня-таки ушатала и я научился спать в поезде. Так вот, возращаясь к нашим сибирским поездам, в сущности это был поезд в Нерюнгри (Москва-Нерюнгри и Новосибирск-Нерюнгри) только по разным маршрутам. И наше времяпрепровождение в них. Всё-таки как-никак, а двое с половиной суток мы с ними на пару провели. Если же сумарно посчитать наше время в поезде, то получится почти четверо суток -- девяносто часов. Если не учитывать поезд до Москвы (не знаю как это объяснить, зачем его не учитывать), то получатся примерно равные участки Москва-Екб (27 часов), Екб-Новосибирск (21 час) и Новосибирск-Иркутск (32) часа. До Владивостока от Иркутска ещё ехать и ехать, только сейчас, около Красноярска мы можем сказать, что половина страны позади.
Я уже не помню как так получилось, что взял билет до Новосибирска. Начальная идея была сделать, по возможности, остановку в Красноярске так, чтобы у нас был световой день на осмотр города. Но почему-то в интернетах с нашей части Родины билетов было не купить (чтобы были билеты в одном сегменте вагона с хотя бы одним нижним местом). Интересно было то, что купить нельзя было не только на дальние даты, но и ближние (смотреть я начал за сорок дней до даты). Притом, что некоторые направления за такой долгий срок в интернете вообще не показывались (только если выбрать дату поближе). У меня была идея, что это связано с политикой продажи, так как до Урала мест на поезда было валом. Проверить через прокси (вот я ленивый) так и не удалось. Может быть и правда их так шустро раскупают? Магия. Зато сейчас можно будет при случае (и интернете проверить). Вторым (и не менее важным) фактом, мешающим нам посетить Красноярск было то, что физически невозможно приехать оттуда утром, уехать ночью и быть в Иркутске во вменяемое местное время, насколько я понял. Просто города не так удобно расположены, между ними 19 часов езды на поезде (как между Белгородом и СПб), в такой интервал конечно можно вместить что-то, но точно не одну ночь или не день и ночь, так или иначе, билетов все равно не было. А вот в Новосибирске стоянка шесть часов, в почти удобное местное время (фактически с пяти до десяти вечера), еще и в Иркутск прибываем в восемь утра.
Отдельно хочется сказать пару слов о инициативе РЖД выставлять московское время в билетах и на всех станциях следования. Хорошо я вычитал об этом в замечательном
блоге одной зарубежной пары, которые путешествовали по России и встряли (перепутали время) в Иркутске. Да тут не только интурист встрянет, тут можно и самому перепутать, если не читать внимательно сноски. Из удобств такой схемы для пассажиров, только возможность достаточно быстро прикинуть длительность поездки (пока считал часы в поезде замучался в уме делать поправки на местное время, но вспомнив время отправления-прибытия на билетах относительно просто высчитал часы). Но господа, для этого можно просто рядом писать длительность (на сайте пишется) поездки. Я понимаю, что для внутренней кухни работа в одном часовом поясе это необходимость, иначе просто невозможно, так было всегда впрочем, но зачем эту внутреннюю необходимость выкидывать наружу. Так помимо билетов, следующим шагом было поставить все часы на вокзалах и станциях в московскую зону, меня чуть кондратий не приобнял в Ёбурге, когда вместо ожидаемых шести вечера, я увидел четыре (если бы на запад ехали, это была бы лёгкая паника).
Сразу, раз уж коснулся вопроса билетов, скажу, что на всё про всё мы потратили около двадцати пяти тысяч рублей, точную цифру мне лень сейчас искать в планшете, может быть при редактировании поста, оставлю здесь. Кажется двадцать две тысячи, если не считать супер-дорогих (серьёзно) билетов Белгород-Москва. Да, по поводу лени, я вот сейчас пишу пост без интернета, лёжа на второй полке нашего купе, даже ссылку на пост этих интуристов не оставлю (оставил), но тут либо скорость (успеть выложить на станции где есть связь), либо качество :). Будем искать баланс, то же самое про фото. Так вот, я ещё весной считал стоимость билетов, выходило около двадцати, но тут уж хитрая политика РЖД с их коэффициентами и подобной мутью. Притом, что мы пользуемся мега-хаком, берём детский билет без места (ещё полтора месяца такой халявы) и кидаем монетку с Олесей, чья спина будет страдать (шучу, страдает в основном Олеся, но кто спит ночью с Матвеем, имеет доп. сон днём). Я смотрел, ради интереса, билеты Москва-Иркутск на самолёт и знаете, те же S7 (не реклама), обошлись бы в девять-десять тысяч в один конец, то есть если бы не эти уловки с детскими (правда и отдельное детское у РЖД значительно дешевле самолётного детского), и наше желание посмотреть страну, ехать поездом просто невыгодно экономически. Я не знаю, на что надеется РЖД, только если на текущую жесть в экономике. Про сервис я не буду писать, правила «Забор горячей воды строго с 20 по 22, чай по желанию пассажира в любое время суток» и «Пользование постельными принадлежностями без белья запрещено, своё бельё использовать нельзя». Конечно это немного ненормально возить с собой бельё, но такие правила не меньший вывих мозга.
Ну так вот, на первый поезд у нас был билет в плацкартный вагон, но мы пережили это. С нами ехали какие-то молодёжные активисты, которые кричали кричалки, играли в настолки и тоже следовали в Новосибирск. Матвей их развлекал танцами еще на перроне в Екатеринбурге. Непосредственно же рядом ехала молодая тихая пара, уже перед окончанием поездки, как это водится мы разговорились, оказывается они едут в Благовещенск через Тынду (да это реальное путешествие), они начали правда нам что-то задвигать про Господа нашего Иисуса Христа и задавать вопросы как живём мы и чем дышим, но мы быстро свернули дискуссию на какие-то более мирские темы. Олеся за нарушенный свой ночной сон оттянулась днем на верхней, по очереди развлекали Матвея как могли. Помню еще вышли на последней большой остановке перед Новосибирском, там была мерзотная погода и продавали огромных копчёных рыбин (больше размером я видел только на Перекопе в Крыму). Если бы не поездка, я бы такую заточил, ом ном.
Там же на наши свободные боковушки села тётя, которая ехала тоже в Новосиб. Собственно говоря больше ничего примечательного не было. Могу ещё отметить только то, что дольше (эта поездка двадцать один час) я никогда не ездил, хотя может быть Харьков-Львов. Но этот личный рекорд будет побит очень скоро, с помощью плеча Новосибирск-Иркутск.
Второй поезд был купе, проводница нам чем-то напомнила ту с Нижнего Новгорода, тоже долго докапывалась до билетов, потом спросила о том, что Матвею пять лет (хитрая!), пришлось по датам считать, что ещё четыре. Как-будто они в кассу билет без места продадут на ребёнка пяти лет, не думаю. Вагон старый, по типу того, который вёз нас из Казани в Екатеринбург, но мне кажется, что получше. Полки тут по ощущениям моей спины тут шире, сегодня я был дежурным с Матвеем внизу. Вместо того, чтобы отсыпаться за ночь (шучу, уже поспал), я лежу и пишу этот пост. С нами едет семья из Читы, они гостили в Новосибирске, а сейчас едут к знакомым, тоже на Байкал, но в Бурятию, станция Селенга. Нам выходить часов на шесть раньше. У них девочка Таня, чуть младше Матвея и они впринципе хорошо ладят. В Красноярске, не упустил возможности получасовой стоянки, выбежал до привокзальной площади, сделал пару снимков, ещё впереди красивые холмы покрытые лесом, но извините, это уже останется в моей памяти. Пока я спал, Матвей нашёл еще одного товарища, на вид постарше, и они где-то там играют. Хорошо, что мы едем не так долго, мне рассказывали как дети порой сбивались в целые банды за дни поездки :)
В целом я не жалею, что мы решились именно на поезда и с пересадками. Изначально у меня было много вариантов с поездом (первоначальный совершенно нереальный Москва-Екб-Алма-Ата-Урумчи-Пекин, не менее жесткий Москва-Благовещенск-Пекин, более-менее реальный Москва-Иркутск-Владивосток-Пекин и даже какая-то совсем уже жесть с БАМом), но не жалею что выбрал один из них (наиболее адекватный и несложный), а не более простой и дешёвый с самолётом Москва-Пекин. Иначе как бы мы посмотрели страну? Да, конечно это энергозатратно, да и времени убегает куча (неделя-то и убежала), и остановки небольшие, но тем не менее. Также не жалею, что решил делать остановки, без остановок в поезде можно опухнуть и идея посмотреть страну тоже сильно теряется. С другой стороны в отпуск куда-то далеко, времени было бы жалко, взял бы самолёт. Хватило ли нам того времени какое у нас было, чтобы посмотреть города? В каком-то смысле да, в Новосибирске времени было только уж очень мало. Почитав про разные варианты поездить по Сибири теперь хочу прокатиться по БАМу, там конечно достаточно сурово, но в этом и смыл. Проехать по БАМу до конца страны и, сделав петлю, вернуться обратно по Транссибу в тот же Иркутск (или Новосибирск) с посещением городов по пути, выглядит неплохо. Однако, если соберусь как минимум до Новосибирска возьму прямой-обратный билет на самолёт, второй раз ехать по этому маршруту не вижу ни радости, ни экономии чего-либо.