«Смертные» грехи оратора
№1 Поговорите с моей спиной
На мой взгляд, самым страшным грехом, убывающим наповал любую даже саму интересную презентацию, является грех, который условно можно назвать «Поговорите с моей спиной». Вспомните свои чувства, когда оратор поворачивался к вам спиной и начинал читать с экрана. Даже если вам симпатична спина (или что-то еще) спикера, но любоваться красотами эта не та цель, ради которой вы пришли на презентацию. Оратор помни - люди пришли послушать тебя, а не твой прекрасный зад!
Предвкушаю ваши вопросы. Первый, а «что делать, если надо что-то показать на экране»? Встать рядом с экраном (если это возможно), повернуться боком к аудитории и показать рукой или указкой на экран и сразу же повернуться лицом. Если надо что-то долго показывать, то постарайтесь интересные моменты на слайдах выделить анимацией, а не указкой. Второй вопрос - «если надо подсмотреть на текст на экране или проконтролировать ход анимации, можно ли смотреть на экран»? В идеальном варианте - нет. Для этого есть презентационный компьютер, экраны в зале. Перед выступлением постарайтесь поставить компьютер таким образом, чтобы его видеть. Короткие взгляды на монитор компьютера еще никого не раздражали.
№1.1 Смотри мне в глаза!
Вы когда-нибудь признавались в любви? И куда вы в этот момент смотрели? А вы были в ситуации, когда вы с кем-то говорите, а ваш собеседник все время смотрит в сторону? Вот также чувствует себя аудитория, если оратор не смотрит в зал, а конкретно на каждого из зала. Водите глазами из стороны в сторону, на мгновенье сфокусируйтесь на ком-то и продолжайте «сканирование». Не забывайте первый и последние ряды, края. Учтите, что если вы на долгое время потеряете кого-то из виду, то человек «заснет»,и а потом «заразит» своим сном и своих соседей. Другими словами ему станет скучно и он станет ерзать и мешать остальным и вам в том числе. Не дайте ему эту возможность - смотрите на него. Обычно период сканирования это максимум минута вне зависимости от размера зала.
№2. А можно мне другой билетик вытянуть
Помните свои ощущения, когда придя на экзамен, вы вытянули именно тот билет, который не готовили? Вот такое же разочарование испытывает аудитория, когда понимают, что оратор не готов. Совет простой - надо готовиться и знать предметную область, о которой собираетесь говорить. Поверьте на слово, то все хорошие экспромты -- это подготовленные экспромты. Готовьтесь и аудитория будет вам благодарна.
№3 Буратинам здесь не место
Жесты, жестикуляция и передвижения по сцене. Ходить можно. Нельзя быть закрепощенным и «деревянным». Чтобы аудитория вам верила, у вас должен быть вид уверенного в себе человека. Уверенность, это поза -- плечи расправлены, голова приподнята, спина прямая, ноги расставлены достаточно широко, чтобы положение тела было устойчивым, колени выпрямлены, центр тяжести немного смещен вперед.
Говорят, что ходить по сцене можно только во время пауз в речи. Наверное. Но я так не делаю и не думаю, что мои переходы кого-то раздражали или отвлекали. Так что ходите, но не суетитесь.
И последнее про жесты. Ваши жесты это визуализация ваших же слов. Вы говорите про сумасшедший рост продаж, а сами чуть приподняли руку или говорите про свободу и сжимаете кулаки? Ваши жесты вас же и выдают. Думайте о жестах, контролируйте их.
№4 Много букв - не осилил
Зачем нужны слайды, если все и так будет рассказано устно? Затем, чтобы визуальный образ закрепил сказанное в мозгу слушателя. Подавляющее большинство людей отличаются от Юлия Цезаря и не могут одновременно слушать и читать. Они либо слушают, либо читают. Если говорить о презентациях, то второе либо преобладает над первым и вас не слышат. А ведь именно речь важна. Поэтому запомните простое правило - все тексты на слайде должны быть написаны 20 и более кеглем (5-6 строк максимум) и забудьте про сложно подчиненные предложения. Вместо «Скорость обработки каждого файла возросла на 15%» напишите «Быстрее на 15%». Исключения составляют цитаты, но и их можно оформит так, чтобы выделить главное. Например, выделить жирным - «Дорогие коллеги, Присылайте свои комментарии о новых выпусках R&D Express. Мы будем рады вашим предложениям и вопросам, предлагайте свои темы для обсуждения на страницах следующих выпусков.».
№5 Я расскажу, они пока будут читать
Продолжая тему слайдов, хочу остановиться на другой крайности - текст и речь про разное. Известно, что только Юлий Цезарь мог одновременно делать два дела. Какова вероятность того, что в аудитории будут сидеть сплошь Юлии Цезари? Я полагаю, что 0. Поэтому не перегружайте людей - пусть слайды будут помогать вашей речи, а не мешать ей. Внесите на слайды краткие тезисы, повторяющие ваши же слова и такая комбинация послужит дополнительным «якорем», закрепляющим вашу мысль в головах слушателей.
№6 Нет, я не тормоз
№7 Speedy Gonzales
Паузы и темп речи. Что может быть смешнее, когда на вопрос «Вы пьете пиво?» человек задумывается на пару минут, а потом говорит «Да». Паузу надо держать, когда вопрос сложный и вы либо действительно обдумываете ответ, либо специально держите паузу, делая вид, что обдумываете ответ. Если же говорить о публичных выступлениях, то паузы добавляют драматизма в речь - но только тогда, когда вы замолкаете на самом интересном и аудитория гадает, что же будет дальше. Также очень важно говорить с достаточным темпом. Не мямлить и не торопиться, будто бы вас куда-то гонят. Медленный темп усыпляет, а быстрый не позволяет многим понять вашу мысль. Но что же такое нормальный темп? Прислушайтесь к обычному разговору между друзьями и коллегами, с какой скоростью они говорят. Говорите также.
Справедливости ради, стоит отметить, что бывают случаи, когда вам надо сказать много за малый промежуток времени. Если у вас есть время на подготовку (пусть даже 5 минут) - используйте его для того, чтобы выкинуть не нужное и оставить только самую суть. Ни в коем случае не старайтесь ускорить свою речь с тем, чтобы впихнуть все задуманное - мысль просто не успеет влететь в голову слушателям. Если же времени нет - что ж, придется импровизировать и на ходу решать, что стоит упустить из рассказа, а на чем надо сконцентрироваться.
№8 Parole, Parole
В продолжение темы вербального контакта хотел бы затронуть вопрос мусора в нашей речи. Есть два типа мусора, который серьезно раздражает. Первый, это обычные мусорные слова вроде «аааааа», «ээээээ», «Да» где только можно, «Вот» и т.д. Обычно, такими словами заполняют паузы. Избавиться от этого просто - замолчите, пользы будет больше.
Второй тип мусора это использование английских слов там где это оправдано и там где нет. Я понимаю, когда на профессиональной тусовке используются понятные аудитории устоявшиеся термины (например, «дебаггер» вместо «отладчик», «фарма» вместо «спам, рекламирующий фармакологические препараты» и т.д.). Но когда через слово используется английские слова, это уже раздражает. Прочитайте сами и подумайте так ли надо говорить: «Исходя из скопа тасков данного проекта и бенефитов, которые проект принесет кастомерам, я считаю, что нам надо давить больше на вэлью номер один, а не упрощение риск ассесмента».
Раз уж мы заговорили об иностранном языке, то позвольте коснуться еще одной темы - выступление на иностранном языке. Большинство из нас не так хорошо знает язык, чтобы быть искрометным оратором на сцене, даже если на родном языке вы выступаете отлично. Сложно это, говорить, шутить, ощущать чужую аудиторию. Но выступать надо. Что делать?
- Обязательно напишите текст выступления. Напишите на иностранном языке и обязательно сами. Почему надо все делать самому, а не отдать переводчику. У меня был опыт работы с переводчиком. Текст был просто загляденье - грамотный, литературно красивый, но я не знал чуть ли не половину слов из текста. Заучить огромное количество нового не получилось и мое выступление превратилось в громкое чтение. Провал. Поэтому пишите своими словами, словами, которые вы знаете. Пишите простыми предложениями, максимально приближенными к устной речи
- Репетируйте и прислушивайтесь к советам по произношению или грамматике. Репетируйте не один-два раза, а больше.
- Придумайте красивое начало. Может быть связанное с темой предыдущего оратора, или по ходу выступления упомяните что-то из прошлых выступлений. Это добавит живости в речь
- Не расстраивайтесь, если выше выступление будет признано хорошим, гладким, но лишенным эмоций. Эмоции на чужом языке добавить еще сложнее, чем в родном.
№9 Папа, а с кем ты сейчас говоришь?
Ранее я говорил об использовании терминологии в речи. Конечно, ее можно использовать. Но только с теми, кто безусловно вас понимает. Готовясь к выступлению, обязательно досконально изучите аудиторию. Кто это, возраст, знание предметной области, терминологии. Зная это, вы сможете избежать анекдотического случая, вынесенного в заголовок параграфа.
Второй важный момент, о котором надо всегда помнить это цель вашего выступления. Вы что-то продаете? Или просто информируете или побуждаете к какому-либо действию? Все выступление должно быть подчинено этой цели. На самом деле любое выступление это продажа, но я бы не хотел дискутировать пол этому вопросу в этой статье. Если есть сомнения в моих словах - пишите, звоните. Обсудим.
Заключение
В самом начале статьи я обещал ответить на вопрос «Почему Стив Джобс так хорош как спикер?». Конечно же, он не делает грубых ошибок, конечно, он делает паузы там где надо и т.д. Но секрет прост - эмоциональный настрой аудитории. Аудитория ждет, аудитория верит, знает, что Стив приготовил им что-то особенное. Эмоциональный настрой таков, что покажи Стив кусок дерьма на палочке, аудитория будет в восторге. Я ни в коем случае не хочу приуменьшить мастерство оратора Стива Джобса, но вы должны понимать, если бы он выступал на конференции разработчиков Android, результат был бы не такой впечатляющий, не смотря на блестящее владение ораторским мастерством и следованию всем правилам.
Правила. Правила. Но так ли эти правила обязательны к исполнению? Разрушу ваш мозг - нет, не обязательны. Можно и тараторить и говорить медленно, и повернуться спиной, использовать термины и показывать на слайдах картинки не по теме речи. Можно. Но только в том случае, если вы умеете этим пользоваться, если у вас все получается, если вы блестящий оратор. Но если вы будете просто соблюдать описанные выше правила и набираться опыта, то поверьте мне на слово, успех как спикера у вас будет гарантированно