Джон Фаулз "Коллекционер"

Jan 03, 2015 07:03

Срочная потребность поделиться.Прочитала, две мысли: "чёрт бы побрал этот постмодерн" и "срочно перечитывать".
Суть книги- история похищения ограниченным и сумасшедшим энтомологом творческой и умной девушки, рассказанная ими двоими. Как водится у постмодернистов, много мерзких подробностей и никакого счастливого конца. Пока история рассказывается Фредериком, она не страшна. Одержимость идеей, неумение оценивать свои поступки, ограниченность, неосознаваемая жестокость, отсутствие со-чувствия, совести, жалости... Всё это появляется потихоньку и изнутри выглядит нестрашно. можно отстраниться и с интересом следить за историей, подтрунивая над недалёкостью героя и иногда снисходительно жалеть его и его жертву.
А дневник Миранды пропитан настоящей жутью. История уже известна, но обретает глубину. Поверхностный взгляд недалёкого свихнутого человека и страх, отвращение и безысходность его жертвы. Миранда боится физического насилия, постоянной тишины, никогда не выбраться, духовной деградации и просто смерти. Она живёт, как наложница шейха- всё, что ни попросит и много больше, ей покупается, но ходить в ванную она будет со связанными руками и заклеенным ртом, а небо увидит несколько раз за пару месяцев, попытки сбежать безуспешны, тюремщик- всё худшее, что может представить в человеке яркая, светлая, жадная для жизни и знаний девушка- он жалок, но полностью доволен собой. Ему не нужны ни её картины, ни музыка, ни книги, только её несвобода.
Дневник Миранды, описание её учителя, её мысли- это прекрасно. Очень цельный образ того, каким человек должен быть. Я не со всем согласна, но это очень сильно.
Как же тяжело, должно быть, жить по данным принципам, но верны они все:
"1. Если ты - истинный художник, ты отдаешь себя творчеству целиком, без остатка. Ни малейших уступок, иначе ты - не художник. Во всяком случае, не тот, кого Ч.В. называет "творцом".
2. Избегай словоизвержений. Не разглагольствуй на заранее заготовленные темы, не вещай о заранее обсосанных идеях, чтобы произвести впечатление на слушателей.
3. В политике придерживайся левых взглядов, ибо только сторонники социализма - несмотря на все их просчеты - по-настоящему неравнодушны к людям. Они сочувствуют, они стремятся изменить мир к лучшему.
4. Ты должен творить, всегда и во всем. Если ты веришь во что-либо, ты должен действовать. Разглагольствовать о том, что собираешься сделать, - все равно что хвастаться картинами, которых ты еще не написал. Это не просто дурной тон, это абсолютная утрата Лица.
5. Если испытываешь по-настоящему глубокое чувство, не стыдись его проявлять.
6. Не стыдись своей национальности. Если ты - англичанин, не притворяйся, что тебе хочется быть французом, итальянцем или кем-то еще. (Например, Пирс вечно всем рассказывает, что его бабушка - американка.)
7. Но не иди на компромиссы со своим окружением. Отсекай в себе все, что мешает быть творцом. Если ты вырос среди мещан (а М. и П., как я теперь понимаю, типичные мещане, хоть и смеются над своим мещанским окружением), высвободись из-под их влияния, заставь умолкнуть собственное мещанство. Если ты вырос в рабочей среде, пусть и это на тебя не давит, не стоит у тебя на пути. То же самое относится к любому классу, откуда бы ты ни вышел, ибо ограничивать свое сознание классовой принадлежностью - глупо и примитивно.
8. Относись нетерпимо к политическим играм с проблемой национальной принадлежности. Относись нетерпимо ко всему в политике, в искусстве, в любых других областях, что не является истинным, глубоким, жизненно необходимым. Не трать времени на вещи глупые, тривиальные. Живи всерьез. Не ходи на дурацкие фильмы, даже если тебе этого очень хочется; не читай дешевку в газетах и журналах; не слушай чепухи, звучащей по радио или по телеку, не трать жизнь на разговоры ни о чем. Пусть жизнь твоя не будет бесполезной."
А ещё это потрясающее описание того, за что любят талантливых художников, какими бы ветреными, пьющими и имеющими странные моральные принципы они бы ни были.

Вообще всегда не понимала и терпеть не могла постмодерн за обыкновение использовать мерзостные описания как художественный инструмент. Что "Над пропастью во ржи", что "Улисс" я читала, давясь, и никакой идеи, оправдывающей это, там не обнаруживала. А вот Фаулз хорош тем,что не злоупотребляет этим сверх меры, и в его мире есть люди, а не только моральные уроды разных мастей.

Книжное

Previous post Next post
Up