21 июня 2012 года, в 20:02КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода, обряды
День летнего солнцестояния, Иван Купала
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день - летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием - в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии , Великобритании и Украине, во многих странах - общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.
Другие названия дня
Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Сонцекрес (укр.), Купалье (белорус.), Rãsos, Rasa (лит.) - Праздник Росы, Saulės (лит.) - День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» - Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, Иван-Купала, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Иван Ведьмацкий (белорус.), Иван Колдунский (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).
Происхождение названия
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[1], поскольку эпитет Иоанна - греч. βαπτιστής - переводится как «купатель, погружатель»[2]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[3]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.
Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[4]
На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь кОбряды праздникаак фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[5].
Обряды праздника
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[6]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):
Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…[7]
Вода
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне - в день Аграфены Купальницы[8] топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[9]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[10] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры[10]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[9]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[11], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:
"Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался -
Берег колыхался.
Где Марья купалась -
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал".
Народные поверья и обычаиПразднование Ивана Купалы в Белоруссии..
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Как верно сказал Пушкин о самой короткой ночи в году - о летнем солнцестоянии. С 21 на 22 июня на Руси издревле праздновали день, вернее, ночь Ивана Купалы. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках). Поэтому теперь праздновать, гадать и петь песни у костра можно и 7 июля.
Это ночь любви и плодородия, ведь древний языческий бес (да-да, не божество, а именно бес, только добрый и веселый) приходится дальним родственником Купидону. И во славу его собирались с вечеру простые люди обоего пола, и плели они венцы из съедобных трав и кореньев, и, опоясавшись растениями, разжигали костры, врывали рядом ветвь зеленую или березку молодую, и водили они хороводы вокруг костров, сами себя в жертву Купале принося. А когда уходила прочь ночь, шли они всем гуртом к речке, умывались речною водой, на счастье, на любовь, на пригожесть. И бросали девицы свои венцы в речку, и гадали по этим венцам… В общем, весело им было. Кстати, в некоторых регионах праздник сопровождался и свальным грехом во славу будущего урожая. Собирали потом этот урожай не только хлебами и яблоками, но и детками… А как мы с вами можем отметить праздник Ивана Купалы? Вот об этом сегодня и поговорим.
Обряды Соберите компанию побольше, только не из одних девчонок, и отправляйтесь в лес на берег речки. Речка - обязательное условие. Плетите венки из всяких лютиков-цветочков и разных трав. Соберите зверобой и заткните его себе за пояс или хотя бы в карман положите - это защитит вас от злых духов, которые в эту ночь тоже плясать выйдут.
Разложите костер (соблюдая все меры безопасности). Если хотите, чтобы год до следующего летнего солнцестояния был обильный и плодородный, то прыгайте через костер - кто выше всех подпрыгнет, у того и год будет самый успешный. А в старину считалось, что чем выше прыжки, тем обильнее и выше будут хлеба и лен. Обычно на Ивана Купалу разжигали несколько костров - через одни прыгали, а в середину других устанавливали жерди с колесом, конским черепом или с пучком соломы наверху. Горящее колесо символизировало солнце - чем ярче оно горело, тем плодороднее будет год, солома символизировала прошлые неудачи - она должна была сгореть дотла.
А вот конский череп был символом злых духов, его сначала поджигали на шесте, потом сбивали камнями и шишками в костер - считалось, что так сгорает «ведьма», то есть нечисть не сможет причинить вред ни участникам праздника, ни будущему урожаю. Вряд ли вы в наше время найдете череп какой-то савраски, а вот установить колесо (хотя бы и импровизированное) или сжечь пук соломы на шесте вам вполне под силу. Не поленитесь приманить обилие и плодородие. Водите вокруг таких костров хороводы и пойте: Ох уж мы Купалу встречали, Люли-люли, встречали. Урожайный год привечали. Люли-люли, привечали. Ой, гори, колесо, разгорайся, Люли-люли, разгорайся, Солнышком над полем поднимайся, Люли-люли, поднимайся. Дай нам, солнце, урожай урожайный, Люли-люли, урожайный, Люли-люли, урожайный, Люли-люли, урожайный.
Еще один обряд, проводимый на Ивана Купалу, - сбор лекарственных трав. Совершенно справедливо считается, что травы, собранные по утренней и вечерней росе, обладают магической целебной силой. Поэтому вечером, прежде чем приступить к игрищам и гаданиям, прогуляйтесь по лесу, соберите травок впрок - зверобоя, душицы, ромашки, дикой мяты, вербены, дикого укропа, подорожника, листьев брусники и земляники. Дома засушите это богатство, и от многих болезней, и от бессонницы вам целый год защита будет.
В купальскую ночь, вернее, уже на заре, положено купаться - вода в это время целебная, она смывает болезни, негативную энергию, усталость и ложь. Не обязательно плескаться долго - окунитесь три раза, желательно с головой. И постарайтесь не сразу вытираться. Если же вода холодная и не располагает к купанию, то просто умойтесь речной водой. Кстати, на Руси именно в ночь на Ивана Купалу открывали купальный сезон. Считалось, что только к этому дню вода прогревается настолько хорошо, что уже нельзя застудиться. А еще наши предки верили, что после Иванова дня русалки становятся смирными и не вредят купающимся.
А в полночь можете подцепить под локоток симпатичного вам мужчину и увлечь его в лесную чащу - искать зацветающий папоротник. Говорят, где он расцветет - там и клад зарыт с несметными сокровищами. А может, тот, кого вы увлечете в лес, и окажется тем самым сокровищем…
Гадания Самое распространенное гадание на Ивана Купалу - бросание венков в воду. Быстро поплывет венок - в этом году замуж выйдете, за что-то зацепится и остановится - рано вам о свадьбе думать, потонет - век в девках сидеть. Есть и еще способы гадания:
Для разжигания костров для обрядов и гаданий лучше всего использовать «живой» огонь, то есть добытый не с помощью спичек и зажигалок, а путем трения сухой палочки о сухой брусок. Долго. Хлопотно. Но уж если вы собрались соблюдать все традиции этой волшебной ночи, то постарайтесь добыть огонь именно таким первобытным способом. Да и древесина для костров должна быть не менее чем трех видов. В идеале - девяти. Итак, костер готов. Приступаем к гаданию.
По прыжкам через костер Прыгать надо с тем, с кем вы хотите связать судьбу. Попросите друзей внимательно следить за происходящим. Прыгайте с возлюбленным, взявшись за руки: * Руки в прыжке не разъединили - поженитесь. * Руки разъединили - не поженитесь. * Искры вслед полетели - поженитесь. * Не полетели - не поженитесь. * Руки не разъединили, но искры не полетели - все будет готово к свадьбе, но она по каким-то причинам не состоится. * Руки разъединили, но искры полетели - будете жить гражданским браком или свадьба состоится еще очень не скоро.
По венку и костру Пары становятся по разную сторону костра - с одной стороны девушки, с другой - молодые люди, вперемешку, а не напротив своей возлюбленной. Девушки одновременно бросают венки своему парню. Поймал венок - будут вместе и, скорее всего, поженятся. Не поймал - не поженятся, но будут долго встречаться. Венок упал в огонь и сгорел - расстанутся еще до конца года.
По костру и камням Пусть каждый из участников празднества найдет камень и напишет на нем свои инициалы. После того как все обряды и гадания с костром закончены, подбросьте в костер свежих веток, и пусть каждый бросит в огонь свой камень. Когда костер прогорит, достаньте камни.
Если вы смогли отыскать свой камень, то есть если инициалы сохранились, следующий год будет спокойным, счастливым и прибыльным.
Не смогли отыскать свой камень - год будет сложным, возможны финансовые потери или расставание с возлюбленным.
По березовым веткам Береза - для купальской ночи дерево особое. Его и спрашивают о будущем. Сорвите наугад несколько веток. Завяжите глаза, разложите ветки на земле, не ощупывая их. Потом так же наугад выберите одну ветку. * Если ветка попалась ровная - год будет ровным, без крупных проблем, неурядиц и конфликтов. * Если попалась кривая или изогнутая ветка - год будет полон неприятностей, ссор и денежных проблем. * Если ветка оказалась совершенно без листьев - остерегитесь начинать что-то новое - ничего кроме неудач это не принесет. * Если на ветке оказалось 3, 7, 9 или 11 листьев - год будет очень счастливым, у вас исполнятся многие желания.
Приметы и поверья Девушка, протанцевавшая всю ночь на Ивана Купалу у девяти костров, в этом году непременно выйдет замуж.
Угольки от купальских костров собирают и раскладывают по дому, по огороду, кладут на крыши. Считается, что они защищают хозяйство от вредителей, воров и пожаров.
В единственную ночь - на Ивана Купалу - расцветает папоротник. Надо пойти в лес, найти заросли папоротника, очертить вокруг себя круг руками по воздуху и веткой по земле, сесть в центр круга и ждать. Папоротник, как уже говорилось, расцветает ровно в полночь.
Если в ночь на Ивана Купалу найти цветок папоротника, то надо быстро уйти из леса, так как нечисть, охраняющая клады, не только постарается цветок отнять, но и самого человека может порвать на части. Если же выйти за черту леса, то волшебным образом станет понятно, где клады зарыты. Тут уж не теряйтесь, бегите домой за лопатой и откапывайте сокровища. Только цветок не выроните, а то сразу все забудете.
Если в купальскую ночь какой-то мужчина вас случайно или нарочно обольет водой, быть вам с ним мужем и женой.
Чтобы в купальскую ночь в дом не проникла нечисть, надо в дверные и оконные косяки, а также под порог положить или воткнуть колючее или жгучее растение - крапиву, ветви шиповника, малины, ежевики и т.п.
Если в купальскую ночь сорвать подорожник (непременно зубами!), а потом положить его под подушку, то обязательно приснится суженый.