14.05, 10 день
Бартогайское водохранилище - плато р. Асы
Через 3 километра от места стоянки дорога ушла влево от озера, на подъем. Встретили чабана. Для вида спросил нас куда едем, а потом задал свой главный вопрос - "Водка есть? А то болею сильно." На том и расстались - мы покрутили педали наверх, а он пошел болеть дальше.
Водохранилище осталось позади.
Первые километры ехать можно без проблем. Потом камни под колесами увеличиваются в размерах, да и подъем становится круче.
Нас обогнал джип. Повсюду вдоль дороги надписи на камнях и табличках - похоже, здесь проходили соревнования джиперов.
Когда скорость упала до 5 километров в час, я слез с велосипеда и пошел пешком со скорость 5.5 км в час. У Димана же в пешем состоянии скорость значительно падает, поэтому он доехал в седле почти до вершины.
На подходе к вершине ветер подул нам в спину - плохой признак. Тучи над головой наоборот поползли из-за горы к нам.
Еще одно наблюдение - если ветер дует в одну сторону, тучи движутся в противоположную.
Сразу похолодало. Зачехлились и утеплились. Перед тем, как сделать шаг, я заметил перед собой небольшую змею серого цвета - она лежала поперек дороги и казалась мертвой. Но стоило мне сделать движение в ее сторону, змея тут же поползла вперед и пересекла дорогу. Через несколько десятков метров мимо проползла еще одна змея.
Тем временем небо затянуло, загремел гром, несколько раз сверкнула молния. Гроза проходила в каких-то десятках метров позади нас.
Я медленно повернулся, посмотрел на Димана и тихо сказал - "Так. Молчим. Идем и молчим". Судя по его выражению лица, с молчанием он был согласен, более того, даже мои слова он посчитал опрометчивыми и ненужными.
Лишь потом, встав на стоянку и поставив палатку, мы вслух согласились, как нам повезло.
Сейчас же мы старались не оглядываться на будто заштрихованное сверху вниз небо в полукилометре от себя.
15 км., 14.30 - мы на вершине плато, высота 2076 метров. Справа от дороги родник из каскада желобов.
Набираем воды. Едем в долину. Гроза уходит дальше, туда, откуда мы только что пришли. Над нами появляется солнце.
15.00 - второй родник.
Впереди перед нами спуск в долину. Чуть дальше останавливаемся на перекус.
Д. Е.: "Шоколадки и рыбные консервы остались в прошлом. Уминаем лепешку со сгущенкой и продолжаем путь."
Первый виток проходим пешком - слишком крупные камни под ногами.
Со всех сторон нас окружают горы. Впереди справа видна лента реки Асы, дорога, извиваясь, спускается к ней. останавливаемся в конце спуска.
Слева от нас грядой высятся красно-коричевые останцы, справа поросший травой и небольшими деревьями берег реки.
Трудно удержаться от соблазна встать здесь на стоянку, тем более, что впереди в нескольких километрах шлагбаум, за которым сразу начинается подъем.
Ставим палатку прямо на берегу. Рядом в воде огромный камень, на котором можно полежать и полюбоваться на освещенную вечерним солнцем реку.
Судя по следам от колес, в выходные дни здесь бывает многолюдно, но сейчас мы здесь одни.
Сегодня у нас практически полудневка - сейчас всего 16.20, времени до заката полно. Перед сном я даже успеваю почитать.
Старт - 08.50
Финиш - 16.20
Время в движении - 4.41
Расстояние - 24.61 км.
Средняя скорость - 5.3 км/ч
Общий подъем - 1145 м
Общий спуск - 496 м
Высота - 1145м.
15.05, 11 день
р. Асы - обсерватория Асы - спуск в Тургенское ущелье
Следуя примеру группы Кузова, постараемся прошмыгнуть мимо шлагбаума рано утром, пока все спят.
Встали в 5.10, выехали в 6.40.
Перед шлагбаумом нас облаяли собаки. Да и егеря уже давно не спали. Едем,не останавливаясь. Объезжая шлагбаум, я приветливо машу рукой мужику в камуфляже, умывающемуся у соседнего строения. На рюкзаке ветром расправлен флаг с гербом СССР. Мужик в камуфляже смотрит на нас и машет в ответ. Шлагбаум позади. Ну и где здесь берут деньги за проезд с российских велосипедистов?
Начались 9 километров изматывающего серпантина подъемов и спусков, как на американских горках.
Постояв на последнем подъеме, с ветерком скатились вниз в долину, к броду через реку Асы. Глубина до середины голени, ширина - от 5 до 10 метров.
Небольшой подъем и мы выбрались на относительно пологую поверхность. Облачность переменная, не жарко. Несколько раз перекусываем хлебом со сгущенкой под свист любопытных сурков, в множестве носящихся между своими норами. Впереди показываются заснеженные горы.
Дождь, словно заигрывая, то и дело проливает над нами по нескольку десятков капель. Покрытие дороги - гравий и грунт. Плавный подъем чередуется со спусками.
Перед обсерваторией берем два затяжных подъема. Чтобы к ней подъехать, надо свернуть с основной дороги (42 километра от начала пути) и подняться в еще один подъем.
Вид обсерватории вблизи нас разочаровал. Разрушающиеся здания, все обнесено колючей проволокой. Вдали, на огороженной территории виднеется обшитый сайдингом домик, судя по всему сторожка.
Непосредственно обсерватория состоит, или состояла из двух помещений - побольше и поменьше.
Так вот потом, уже в Алмате мы узнали, что меньшее из строений и есть действующая обсерватория с цейсовским телескопом. И можно было покричать сторожей и попросить их устроить экскурсию. А мы-то из-за плачевного вида строений и колючей проволоки подумали, что обсерватория давно не работает. Так и уехали. Вот уж чего по-настоящему жаль.
На спуске дорога покрыта крупным гравием, едем осторожно.
На одном из поворотов принимаем решение спуститься к реке и встать на стоянку. Изначально планировали проехать дальше, но место здесь уж больно живописное.
Это наша последняя стоянка на маршруте, последняя ночевка в палатке. Мы рады этому - усталость все же накопилась. И тем не менее после ужина, не спешим прятаться в палатку, а сидим у реки подольше. Сидим, смотрим и разговариваем, вспоминая самые яркие моменты похода.
Прячемся в палатку уже сильно после заката солнца, когда становится нестерпимо холодно.
Старт - 06.40
Финиш - 17.00
Время в движении - 6.47
Расстояние - 51.41 км.
Средняя скорость - 7.6 км/ч
Общий подъем - 1401 м
Общий спуск - 939 м
Высота - 2173м.
16.05, 12 день
Тургенское ущелье - Талгар - Алматы
И вновь, следуя примеру группы Кузова, выдвигаемся пораньше, что проехать через кордон бесплатно.
Ночью, похоже, был ноль. От реки дует ледяным ветром. Пакуемся, сливаем лишнюю воду и выходим на дорогу.
Руки устают жать на тормоза, а спуск все продолжается. Проезжаем кордон - шлагбаум открыт, рядом никого нет, и не факт что позже кто-то появится.
Выезжаем на асфальт. Диман набирает воды из родника и сохраняет его на карте. Асфальт в туристической зоне хороший, местами разгоняемся до 50-60 километров, но не забываем про осторожность. Останавливаемся у раздавленного совсем недавно ежика, Диман оттаскивает его с дороги.
Выехав из ущелья, поворачиваем налево, в сторону Алматы. Качество асфальта сразу ухудшается, количество машин возрастает. Просто огромное количество машин. Значительный спуск чередуется с незначительными, но затяжными подъемами. После Талгара идем просто накатом.
Ехать очень опасно - на нас не глядя кидают бычки от сигарет, подрезают, останавливаются прямо перед нами и открывают двери автомобилей перед самым нашим носом, словом, автомобилисты не дают расслабиться до самой Алматы. Да что там до Алматы, до самой гостиницы на Абылай хана 27/1, к которой мы подъезжаем в 12.30.
Номера есть. Двухместный с душем, холодильником и телевизором за 8 тыс тенге в сутки. Велики упаковываем в чехлы на улице и заносим в номер как большие сумки.
Вечером, под шум ломающихся под порывами ветра веток и стука капель дождя по подоконнику завершаем походный видеодневник и обсуждаем, куда поедем в следующий поход.
Старт - 06.40
Финиш - 12.30
Время в движении - 04.30
Расстояние - 93 км
Средняя скорость - 20.5 км/ч
Общий подъем - 530 м
Общий спуск - 1929 м
Высота - 785 м.
Мы не ездили на Медео, не поднимались на смотровые площадки, а просто несколько дней гуляли по красивому зеленому городу, бюджетно питались в столовой и дегустировали в гостинице (на улице это запрещено) алматинское жигулевское пиво (после финиша в Алмате мораторий на алкоголь, действующий весь поход, был снят).
Город очень порадовал своей густой зеленью, количеством парков и культурным поведением местных жителей.
16 мая мы снова без спешки погрузились в поезд Алматы - Новосибирск. Никто и слова нам не сказал про велосипеды, которые мы привычно погрузили поперек третьих полок. На этом наш поход закончился и пошел отчет времени до следующего (похода) года.
Заключение.
Хоть мы и не переходили вброд могучий Кескентерек и не взобрались на Уйгентас, поход наш удался. Кто-то из нас приобрел новые качества и опыт, кто-то закрепил то, что было. Мы оба справились с проблемой маленького коллектива - собственно, и проблемы-то не возникло.
Была достигнута главная цель похода, что бывает только на непростых маршрутах - вернуть себе остроту мировосприятия, пусть и не навсегда, и вновь научиться ценить то, что имеешь.
Огромное спасибо Дмитрию Ефимову, моему другу и спутнику, благодаря которому этот поход не только состоялся, но еще и удался на славу.
Преогромное спасибо моей жене за понимание, тем более, что восемь месяцев назад у нас родилась дочь.
Большая благодарность группам Дмитрия Карпунина (Екатеринбург) и Алексея Кузова (Москва) за отчеты о своих походах и предоставленную информацию.
Что главное в походе? То, что он когда-то заканчивается. Но, завершая свой поход с чувством облегчения и усталости, мы уже мечтаем о следующем.
Участники:
Гольдберг Антон, 1976 г.р.
Ефимов Дмитрий, 1993 г.р.
Примечания
Данные километража и высоты взяты из навигатора GPS, поэтому километраж с большой долей вероятности занижен в сравнении с истинным. Общий километраж по данным велокомпьютера Vetta V100 - 778 километров.
Нить маршрута: Сары-Озек - Коксай - Талапты - Карабулак - Жетысу - Текели - г.Суыктобе - Рудничный - Шубар - Перевал Алтын-Эмель - Коныролен - Коктал - Ташкарасу - Чунджа - Чарынский каньон - Кокпек - Бартогайское водохранилище - плато р. Асы - обсерватория Асы - Тургенское ущелье - Талгар - Алматы.
Длительность, сроки похода - 12 ходовых дней, с 05 по 16 мая 2015 года.
Поломки на маршруте: 1 сломанная спица и пробитая ей же камера. Востребованные инструменты и запчасти: съемник кассеты, «хлыст», спица, запасная камера.
Бюджет похода - 18 тыс рублей на человека, включая билеты. Из них 7 тыс потрачено на 3-х дневное проживание в Алмате.
Курс рубль:тенге на момент похода - 1:3.7
Трек похода -
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xnfumelzdwzantzk