Дошли наконец руки написать. В общем, конец отпуска и конец марта я решил провести в славном городе Киеве, в котором давно уже хотел побывать, да и билет свой надо было использовать.
Cобрал манатки и поехал в аэропорт. Маршрут Емельяново (Красноярск) - Жопа Внуково (Москва) - Жуляны (Киев). Стыковки между рейсами по 3 часа, поэтому даже вечная жопа в небе над Москвой не должна довести до того, чтобы потом бежать с чемоданами как угорелый, крича бранные слова, распугивая пассажиров. Короче говоря, полетели.
Второй пилот Макс, с которым во время перелёта во Внуково побеседовали за авиацию, нашли пару общих знакомых и обменялись приветами этим самым знакомым, не ошибся - во Внуково успели до утреннего прилёта и я первый раз видел этот аэропорт практически пустым:
Здешний "авиапарк" практически полностью представлен самолётами компаний "Ютэйр" и "Ютэйр-Украина":
За немногочисленными исключениями:
Как раз к тому моменту когда я сел в самолёт, выполняющий вторую часть рейса, начался утренний прилёт. Стоим на магистральной РД, пропускаем самолёты, заходящие на посадку:
Ожидаем самолёты, стоящие впереди нас на вылет:
А на исполнительном машем ручкой и показываем фигушки тем, кто стоял в очереди за нами :)
Здарова, коллеги!
:D
Лететь до Киева на Боинге-737-500 около полутора часов, тем не менее дают достаточно вкусный ланч, состоящий из Чая/кофе, булочки с сырами/паштетами, лёгкого салата, пирожного и, особенно порадовавшей меня "фирменной" шоколадки :)
Украина сверху выглядит так:
Ну, то бишь никак :D
Вообще не люблю западную часть РФ и бывших союзных стран, ни одной выпуклости, похожей на приличный холм, о горах я вообще молчу. Унылый пейзаж даже летом. Но, не в нём дело.
Киевское водохранилище выглядит так:
Сам Киев примерно так:
А аэропорт Жуляны, находящийся в южной части города, так:
Заходим:
Здарова, украинские коллеги из Евроконтроля, бугога! :D
В аэропорту Жуляны, который совсем недавно привели в пригодность для обеспечения международных полётов, на входе встречаемся с таможенниками, которые, как иностранцу, говорят заполнить миграционную карточку с целью визита, встречающими лицами, когда свалишь с территории великой и независимой державы и всё такое прочее. Одну половинку они забирают себе, другую отдаёшь в момент убытия. Дожили. Мы с хохлами друг для друга иностранцы. Союз был душевней. При длительном проживании хотя бы визу не требуют, а только регистрацию по месту жительства - и то хорошо.
Путешествуя в Украину с российским паспортом, на всякий случай нужно следить, чтобы таможенники не шлёпнули печать как в загранпаспорт о пребывании в Украине, иначе можете сразу с ним попрощаться - паспорт будет недействительным. Прецедентов очень мало, но они были.
Все объекты, организации и достоспермечательности, которые я хотел посетить, я заранее изучил, составил последовательность посещений и, чтобы наиболее эффективно потратить время, набросал такой вот план:
А ещё настроил Ярмап и Навител, чтобы не блуждать особо, а ходить целенаправленно :)
Деньги нигде заранее не обменивал, вставил в ближайший банкомат карту, у меня Visa Classic, и получил вот такие гривны с изображениями Ярослава Мудрого, Богдана Хмельницкого, Григория Сковороды и других Тарасов Бульб:
Одна гривна на момент когда я там был равнялась 3,8 рублей.
Ехал в Киев, а попал в Петропавловск Камчатский. За последние дни на Киев выпало метра три снега - всё в сугробах, с которыми службы не справляются. Кругом каша, всё течёт. Нда, думаю, приехал. Тем не менее поплёлся на остановку, благо, до съёмной хаты ехать совсем недолго.
Проезд в общественном транспорте, о котором расскажу позже, стоит 2,5 гривны:
О, этот украинский язык:
Заселился в обед, устал с дороги и в этот день решил никуда не нестись, а сходить только в Государственный музей авиации, который здесь находится прямо рядом с аэропортом, со стороны рулёжки, по которой мы освобождали полосу и я уже оттуда частично успел посмотреть на экспонаты музея. Посмотрел маршрут и пошёл.
По пути любовался дорожными указателями, указывающими расположение вулиць, бульварів и площ:
Вывесок, слегка нелепо звучащих для носителя русского языка:
Вот эта меня вообще убила:
Как мне потом расшифровали, там было написано "Эдем" :) Может вы так же и прочитали, но мой мозг выдал совсем другое слово:)
Дойдя до начала улицы Медовой, на другом конце которой находится вход в музей, я попал в грязевый рай:
И если он был достаточно проходим в начале, то потом я упёрся в озеро текущего говна с мокрыми грязными сугробами по краям и таким же озером под ними:
Украинские водители, которые ехали по этому говну, оказались редкостными пидарасами, даже большими, чем наши российские, и ехали, не тормозя, щедро обдавая прохожих, которые почему-то этому не особо-то возмущались. Наверное привыкли. В итоге я встал. Дальше перемещаться можно было только с аквалангом.
Но любовь к авиации несла меня к моей цели и, просмотрев маршрут по ЯрМапу, я пошёл в обход. 4 километра.
...любуясь видами сугробов...
...и отчаянно борющихся с ними дорожных служб...
... и наконец пришёл:
Взрослый билет в музей стоит 20 гривен плюс 10 гривен за фотосъёмку - недорого.
Далее идёт часть, которую те, кто испытывают отвращение к самолётам, могут не смотреть :) Естественно, музей наполнен достижениями не только Украины, а конечно же всего Советского Союза. Самолётов очень много и их типы захватывают огромный временной промежуток от Первой мировой, до наших дней, хотя большинство из них относится к временам холодной войны и гонки вооружений, как военные, так и гражданские. Но экспонаты там, действительно уникальные, за созданием которых стоял труд десятков и сотен тысяч людей, которые хранят в себе частичку души каждого человека, принимавшего участие в их создании. Итак, поехали:
Экспериментальный самолёт с арочным крылом конструкции А.Орлова "Изделие-181", так никогда и не поднявшийся в небо и с 2010-го года хранящийся здесь:
Фронтовой истребитель МиГ-17:
Учебно-тренировочная спарка его предшественника МиГ-15 - МиГ-15УТИ:
За огорожу не заходити! >8E
Чешский учебно-тренировочный самолёт фирмы "Аэро" L-29 "Дельфин", на котором в первый раз поднялось в небо абсолютное большинство военных лётчиков, учившихся в 70-е 80-е годы, а так же его совершенно бесплатно можно было освоить во множестве аэроклубов ДОСААФ по всей стране:
Его младнший брат L-39 "Альбатрос", замечательная учебно-боевая машина, которую используют по всему миру и сейчас:
Экспортный вариант самолёта Су-17, истребитель-бомбардировщик Су-20:
Первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104:
Настоящая рабочая лошадка, замечательный самолёт Ил-14Г, представленный в полярном варианте:
В одном ряду с ним стоят:
Магистральный пассажирский самолёт Ил-18, впервые поднявшийся в воздух в далёком 1957-м году и до сих пор встречающийся в нашем небе, уже не на пассажирских линиях, а в качестве экспериментальной платформы. Вот, буквально в прошлую ночную смену летел :)
Красивейшая машина, один из самых безопасных по статистике самолётов в мире, флагман советского флота, дальнемагистральный самолёт Ил-62:
САМЫЙ ПЕРВЫЙ Ил-86 - первый советский широкофюзеляжный лайнер, выполнивший свой первый полёт 22 декабря 1976 года под управлением экипажа, состоящего из командира Э.И.Кузнецова, второго пилота Г.Н.Волохова, штурмана В.В.Щеткина, бортинженера И.Н.Якимца, бортэлектрика А.П.Степанова. Ведущим инженером самолёта был В.С.Кругляков. Трудно поверить, но он тоже стоит здесь:
И бортовой номер это подтверждает:
Военно-транспортный самолёт Ил-76, продолжающий перевозить всевозможные грузы по всему миру:
Истребитель ПВО Су-15ТМ. Самый массовый истребитель ПВО с 60-хх до самых 90-х гг. Было построено около 1300 таких машин:
Двухместный учебно-боевой истребитель-бомбардировщик Су-17УМ. Его одноместный вариант был первым серийным советским боевым самолётом с изменяемой геометрией крыла:
Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ. Один из самых быстрых сверхзвуковых самолётов в мире, максимальная скорость первышает 3000 км/ч:
Одну из модификаций МиГ-25 6 сентября 1976 года угнал в Японию и объявил собственностью США советский лётчик-перебезчик Беленко В.И. Благодаря его предательству у США впоследствии после изучения конструкции МиГ-25 появились машины нового поколения F-15.
Замечательный высокоманевренный фронтовой истребитель МиГ-29, стоящий на вооружении множества стран и продолжающий активно модернизироваться. В конфликте на Балканах составил достойную конкуренцию американским машинам более высокого класса, превосходящих его в количестве иногда до 12(!!!) раз, защищая города и военные объекты Югославии:
Второй его экземпляр:
МиГ-23УБ - учебно-боевой самолёт с изменяемой геометрией крыла, служащий для подготовки пилотов для одноместного самолёта МиГ-23. Выпускался в 1970-1978 гг. в Иркутске.
Знаменитый штурмовик Су-25 "Грач", участник многих локальных конфликтов, спасший множество солдатских жизней на земле:
Так же про этот самолёт есть очень хорошая песня Николая Анисимова "Грачи прилетели" и одноимённый клип с кадрами реальных боёв в Чечне:
http://www.youtube.com/watch?v=fOaTEDYJmi0 Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24, созданный в конце 60-х и до сих пор остающийся единственным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком в мире:
Очень интересный экземпляр, учебно-тренировочный самолёт Як-28У, на которых готовили пилотов для одноместного бомбардировщика Як-28. В частности, ими было оснащёно барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков. В музее стоит единственный сохранившийся на сегодняшний день Як-28У:
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К "Кайра", он же МиГ-23БК, способный нести тактическое ядерное оружие. Был выведен из эксплуатации в 1993-м году всвязи с тяжёлой экономической ситуацией в государстве и отправлен на базы хранения. Однако до сих пор является основным истребителем-бомбардировщиком ВВС Индии:
Его предшественники МиГ-23БМ:
И МиГ-23МЛ:
А вот этот самолёт я вообще не думал, что когда-нибудь увижу. Самолёт радиолокационного обнаружения и управления Ан-71:
Чтобы было понятнее, чем он такой особенный возьму гуглофото этого шедевра в полёте:
Киль обратной стреловидности с установленной на нём антенной радиолокатора. Всего было построено три таких машины. Все находятся в Киеве. Первоначально самолёт создавали как самолёт ДРЛО для строящегося тогда первого советского атомного авианосца "Ульяновск". Однако он не оправдал возлагавшихся на него надежд всвязи с невозможностью уменьшать свои габариты при базировании на авианосце. Да и почти готовый корабль в связи с развлом тогда разрезали на металлолом. Судя по всему, его ещё как-то пытались применить в качестве летающего локатора для нужд гражданской авиации (об этом говорит надпись ЕС УВД, что означает Единая Система Управления Воздушным Движением), но в итоге один самолёт сейчас находится в КБ Антонова, один стоит в ангаре со времён его статических испытаний, третий - перед вами. С другого ракурса сфотографировать не удалось - снег :)
И тут такие вертолёты пошли :)
Ми-1, разработанный в ОКБ Миля в конце 40-х гг. Первый советский серийный вертолёт:
Трудяга Ми-2 того же КБ, разработанный в 60-е годы. До сих пор летает в некоторых авиакомпаниях, в том числе красноярской Аэрогео:
Ми-4, эксплуатировавшийся в стране с 1953-го по 88-ой годы. Личный воздушный лимузин Никиты Хрущёва:
Советский тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6. Очень популярная и уникальная для своего времени машина:
... а ещё наш штурман при сдаче зачётов на продление свидетельства раньше всё время спрашивал её характеристики, хотя к тому моменту эти вертолёты уже лет 20 как не летали нигде :)
Знаменитый Ми-8, "Восьмёрка". Самый массовый вертолёт в мире, продолжающий активно эксплуатироваться и модернизироваться:
Ударный вертолёт Ми-24Д, заслуживший звание самого воюющего вертолёта в мире и показавший себя отличной боевой машиной во многих конфликтах по всему миру:
Его предшественник Ми-24А. Редкий экземпляр:
Крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт, рекордсмен грузоподъёмности Ми-26 (опять же сорри за ракурс):
Здесь можно найти так же и вертолёты Камова.
Противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ, отличившийся в 1974 году в ходе разминирования Суэцкого канала:
Противолодочный палубный вертолёт Ка-27ПЛ, модификации которого до сих пор находятся в серийном производстве:
Продолжая тему морской авиации, нельзя не вспомнить про противолодочный Ми-14ПЛ, морской вариант всё той же "Восьмёрки", Ми-8:
В отличие от вертолётов Камова, эта машина кроме аэродромов и палуб кораблей может садиться так же и на водную поверхность.
И среди самолётов нашёлся один палубник. Самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38:
Як-38 базировался на советских авианесущих крейсерах "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку" и был не совсем удачным - характеристики по всем статьям уступали западному "Харриеру", сам самолёт был очень аварийным, разбилось порядка трети всего парка этих машин, а за самолётом закрепилось прозвище "Оставляющий вдов".
Кроме палубных самолётов есть две амфибии конструкции Бериева. Это летающая лодка Бе-6, с 1952 по 1957 годы выполнявшая задачи дальней морской разведки, патрулирования побережий, бомбометания, несения и сброса торпед, сброса десанта (до 40 человек), установки минных заграждений и перевозки грузов:
И его последователь, самолёт-рекордсмен противолодочный Бе-12, стоящий на вооружении России и Украины:
На самолёте установлено 48 мировых рекордов.
Дальше идёт ряд стратегических бомбардировщиков конструкторских бюро Туполева, во времена холодной войны бывшие устрашением НАТО.
Ту-22М-0:
Ту-22М-2:
Ту-22М:
Противолодочный самолёт дальнего радиуса действия Ту-142М3:
И, служащая для подготовки лётчиков дальней авиации, летающая парта Ту-134УБЛ:
Здесь же на дальней стоянке режут, видимо, за ненадобностью не столь удачливую машину, в остатках которых просматривается Ан24:
Есть так же многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный БПЛА (беспилотный летательный аппарат) ТУ-141 «Стриж»:
... запускавшийся из такого контейнера:
Пока ещё эксплуатируется.
По соседству разложен ряд вооружений, сыплющихся на вражьи головы:
Аббревиатура ФАБ-3000/5000/9000 обозначает Фугасная Авиационная Бомба весом 3/5/9 тонн. Прилетит такой подарок - мало не покажется:
По соседству продолжается ряд машин, продолжающих трудиться на гражданских авиалиниях.
Три экземпляра Як-40:
Ту-134:
Гордость КБ Туполева самолёт Ту-154, он же "Полтинник", он же "Туполь", он же "Большая ТУшка" ("Маленькая - Ту-134 :) ), серийное производство которого завершилось в феврале 2013 года самолётом с бортовым номером 85998:
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России.
И на выходе из музея проходим мимо великолепных машин 2-го поколения.
МиГ-21ПФ с треугольным крылом и управляемым ракетным вооружением - известнейший истребитель второй половины ХХ столетия. Всюду, где сталкивались советские и американские интересы во время „холодной войны”, МиГ-21 был именно тем „железным аргументом”, который помогал решать споры:
Его учебно-боевая спарка (к сожаленью непомню какая именно модификация МиГ-21У, УС или УМ)
Высокоманевренный радиоуправляемый самолёт-мишень М21М, переделываемый из списанных с боевого дежурства МиГ-21:
Последние модификации МиГ-21 до сих пор стоят на вооружении Польши, Словакии, Венгрии и Чехии.
И их предшественник МиГ-19ПМ:
Здесь же стоят спортивно-пилотажный самолёт Як-18ПМ, на котором советские спортсмены в 60-е годы прошлого столетия занимали призовые места:
Символический „Истребитель ЯК” в 70-х годах снимался в фильме „В бой идут одни старики”. Этот экспонат не является точной копией конкретного самолета: каждый ветеран, который когда-либо воевал на „яках”, найдет в нем черты „своей” машины - Як-1, Як-3 или Як-9:
Самолёт-разведчик "Анатра-Анасаль":
Разведчик и легкий бомбардировщик, вошедший в историю как первый серийный самолет, который выпускался на территории Украины. Его создали и изготавливали на первом в бывший Российской Империи специализированном авиастроительном заводе в Одессе, который принадлежал предпринимателю Артуру Анатре. Аппарат классической на то время бипланной схемы впервые поднялся в воздух 27 июля 1916 года.
Вот такой вот Музей.
Ходил по музею всего около часа, потому что по известным причинам пришёл уже под закрытие, но всё равно остался дико доволен увиденным: столько разных типов самолётов из разных временных промежутков истории в одном месте я ещё не видел.
К сожаленью, не смог сфотографировать некоторые типы либо из-за обилия снега, либо из-за их неудачного расположения, но представление о музее, думаю, вы получили и без них :)
Информация о самолётах взята из моей головы, музейных стендов, википедии и сайта самого музея
http://aviamuseum.com.ua/ Вечерело. Дальше я поплёлся на остановку:
Ещё часа полтора добирался обратно, любуясь почти уже апрельскими сугробами:
...поэтому на обратном пути только заскочил в магазин, поужинал, помылся, упал и уснул :)