Вторая редакция фотографий из этого-же похода. Десятого июня наконец удалось пройти там, где давно хотелось побывать.
Идея путешествия заключалась в следующем: Морским путем добраться до верхней части Кольского залива, поближе к морю, затем совершить пешеходный переход в заброшенный гарнизон Гранитный, откуда опять морским путем вернуться в Мурманск.
Долгое время это не удавалось сделать по причине отсутствия водного транспорта, но недавно в Мурманске появилась компания
"Пилигрим.Ру", которая осуществляет подобные
круизы на деревянной парусно-моторной яхте "Катарина". Помимо этого компания организует
дайвинг в Баренцевом море и
дайвинг в Териберке. Причем нужно отметить, что мероприятие это не из разряда очень дорогих - сутки нахождения на борту стоят примерно 3000-3500 руб/чел, что сопоставимо с двумя часами катания на снегоходе на турбазе МКТИ, при несравненно бОльшей зрелищности и романтике.
Теперь о самом путешествии.
Выход из Мурманска был 9го июня в 20.00 и уже тогда начал накрапывать дождик. К моменту высадки в устье губы Большая Волоковая (в 24.00) небо было уже затянуто низкими свинцовыми тучами из которых сыпал мелкий дождь. Высадка с яхты происходит посредством пересадки в моторную лодку, поскольку к берегу, не оборудованному причалом, она пристать не может. Берег губы Большая Волоковая ограничен 150-метровыми скалами, местами полностью отвесными. Губа Большая Волоковая связана перемычкой длиной в 2,5 км с губой Малая Волоковая, которая имеет выход уже в Баренцево море. Название Волоковая, по известным сведениям, эти заливы получили за то, что, в свое время, по перемычке поморы перетаскивали волоком свои суда, когда по штормовым соображениям не было возможности войти в Кольский залив традиционным путем.
1: Губа Большая Волоковая и выход из нее в Кольский залив. Видно полузатопленное судно.
2: Губа Большая Волоковая. На северо-восток от нее через короткую перемычку длиной 2,5 км находится губа Малая Волоковая, которая имеет уже выход в Баренцево море.
Поднявшись на скалы и пройдя примерно 2/3 протяженности залива, мы с товарищем сворачиваем на восток и уходим в сторону от воды. Местность очень сильно изрезанная - невысокие, но очень крутые сопки-горы перемежаются с множеством озер и болот. Движение по такой территории предствляет из себя следующий алгоритм: подъем на гору, поиск спуска, спуск, преодоление болота, обход озера, переход ручья/реки, подъем на гору и т.д. В низинах преобладающие заросли березового криволесья, на верхах - голая тундра с разбросанными валунами. Большие и маленькие озера встречаются в великом количестве. На берегах некоторых из них обнаруживаются стоянки рыбаков.
3: Скалы в окрестностях губы Зеленцкая Западная.
К 5 утра, порядком измотанные снегодождем и постоянным движением вверх-вниз мы выходим к губе Западная Зеленцкая. Отсюда, в соответствии с картой к Гранитному должна идти тропа. Поиски тропы через некоторое время привели к печальному осознанию факта - принципиально тропа есть, но нам от этого не легче, поскольку она очень старая и изрядно заросшая, местами теряется в криволесье и придерживаться ее часто бывает более затруднительно чем идти без тропы. Поэтому, бросив гиблую идею идти по тропе, идем так, как получается более удобным в данный момент.
4: Губа Зеленецкая Западная.
5: Бывшая ЛЭП.
6: Красные скалы.
7: Типичный рельеф прибрежной зоны - озера и крутые скалы.
8: Таким открылся первый вид на военную базу в Гранитном.
Ближе к утру сквозь тучи стало пробиваться Солнце и температура от нуля поднялась на несколько градусов. Вся влага стала парить и снего-дождь превратился в паро-снего-дождь. Редкостное "удовольствие". К 10.30 наконец-то мы вышли к гарнизону. Удручающее зрелище. Все разломано, кругом валяются обломки кирпичей, металла, куски кабелей. В зданиях нет ни одного целого окна, нет перекрытий, местами выломаны целые куски стен. Входы в подземные бункеры раскрыты нараспашку и завалены мусором. Жухлая желтая трава без грамма зелени и черные засыпанные углем дороги.
9: Грибок.
10: Залив Лобаниха.
11: КПП
12: Залив Лобаниха.
13: Вход в подземный бункер.
14: Эсминец. Американский тральщик типа AL, поставленный Советскому Союзу по ленд-лизу.
15: Пожарная машина.
16: Поселок Гранитный. Легендарная база торпедных катеров, внесших серьезный вклад в дело обороны Заполярья от фашистов во время войны.
В сам поселок мы не успели зайти, т.к. достаточно быстро после нашего выхода в конечную точку подошла яхта, и нужно было уже уезжать. Надо будет это обязательно сделать в следующий раз.
17: Яхта "Катарина".
18: Губа Долгая Западная.
19: На борту яхты.
20: Остров Кильдин и брошенный поселок Западный Кильдин.
На обратном пути яхта завернула к острову Кильдин, несколько человек высадились на берег, но я, будучи к этому времени уже 1,5 суток на ногах, предпочел отоспаться в каюте. Оставшиеся мужики занялись рыбалкой. Треска и пикша ловятся на голый крючок, без наживки в течении 30 секунд после забрасывания лески. Вскоре с берега вернулись люди и яхта отправилась в обратный путь. В Мурманск мы прибыли в 02.30 уже 11го июня.
21: Западная часть острова Кильдин. Высота скал более 200 метров.
22: Западная сторона острова Кильдин. Справа хорошо виден мыс Бык.
23: Побережье. Виден вход в губу Малая Волоковая.
24: Безграничное Баренцево море.