Эффект Барнума

Jul 14, 2024 00:07

Эффект Барнума - это когнитивное искажение, проявляющееся в склонности людей доверять общим, неопределенным, расплывчатым характеристикам, как точному описанию их личности.

Данное когнитивное искажение свойственно всем. Даже люди, обладающие хорошо развитым критическим мышлением, теряют бдительность, прочитав приятные слова о себе. Например, человек может не воспринимать всерьез гороскопы, но охотно верить «психологическому портрету», полученному после прохождение какого-нибудь теста.

Сильнее всего эффект Барнума проявляется при наличии следующих факторов:
  1. Используются абстрактные формулировки, применимые к большинству людей.
  2. Даются позитивные характеристики и благоприятные прогнозы.
  3. Источник является достаточно авторитетным.
  4. Присутствует уверенность, что описание индивидуальное.
Очевидно, что первый пункт применим ко всем гороскопам и предсказаниям. Иногда дополнительно может учитываться контекст. Например, цыганка на вокзале может сказать незнакомцу «Вижу: тебе предстоит дальняя дорога…», и практически наверняка она будет права. Также на степень доверия влияет позитивность утверждения. Большинство людей охотно верит необоснованной лести и с удовольствием «узнаёт», что скоро получит выгодное предложение или встретит свою «половинку».

Существенное значение имеет также авторитетность источника. Например, гороскоп в популярном журнале вызывает больше доверия, особенно если его составил известный астролог. И неважно, что прогноз составлен для всех. Большинству людей достаточно разделения на 12 знаков, чтобы воспринимать такое описание практически как индивидуальное.

Как появился термин?

Данное когнитивное искажение имеет три устоявшихся названия:
  • Эффект Барнума. Данным названием эффект обязан американскому предпринимателю и шоумену Финеасу Барнуму. Этот известный мистификатор, живший в 19 веке, прославился тем, что мог практически любое действие превратить в мистическое шоу, умело манипулируя вниманием публики.
  • Эффект Форера. Психолог Бертрам Форер первым подробно описал данное когнитивное искажение. Несмотря на его вклад, название «эффект Форера» не очень распространено, хотя и используется в профессиональной среде.
  • Эффект субъективного подтверждения. Это формальное название, часто применяемое в психологической литературе. Смысл полностью раскрыт в формулировке и не нуждается в пояснении.
Эксперимент Форера

Доктор Бертрам Форер преподавал в Калифорнийском университете (UCLA). В 1948 году он провёл свой знаменитый эксперимент, ставший классическим. Он предложил студентам пройти психологический тест. Те старательно отвечали на вопросы, после чего преподаватель проверил результаты и раздал участникам характеристики, якобы описывающие их психологический портрет. В действительности все участники получили полностью идентичное описание, следующего содержания:




Однако каждый был уверен, что его результат индивидуален. И когда профессор предложил студентам оценить точность результата по 5-балльной шкале, средняя оценка составила 4 балла. Таки образом практически все участники согласились с большинством тезисов о себе, подтверждая, что это их индивидуальная характеристика.

Данный эксперимент прекрасно показывает, что такое эффект Барнума на практике. Сразу целая группа студентов (что немаловажно, обучающихся на факультете психологии), позволила ввести себя в заблуждение таким элементарным способом.

Почему это работает?

Существует несколько причин, объясняющих эффект Барнума или отдельные его аспекты. Основными являются следующие:

Эгоцентризм. Данная черта в определенной степени присутствует у каждого человека. Людям нравится слушать мнения о собственной персоне, высказанные другими людьми. Наверняка вы тоже задумывались о том, какими словами вас описывают друзья, рассказывая о вас или знакомя с кем-нибудь. При этом каждый из нас рассчитывает на позитивное описание, поэтому охотно соглашается на абстрактные положительные характеристики, данные другими людьми.

Страх перед неопределенностью. Люди боятся неопределенного будущего. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации, они хотят заранее знать ответы на волнующие вопросы. А предсказания, особенно положительные, дают им столь желанные ответы. Иногда для человека поход к гадалке становится единственной надеждой. А шарлатаны, как известно, всегда охотятся за отчаявшимися людьми, готовыми хвататься за любую соломинку.

Притягательность мистических явлений. Люди склонны верить в мистику и магию, особенно если это касается их персоны. Особо доверчивые могут читать сразу несколько гороскопов и доверять им, даже если они противоречат друг другу. Просто люди верят, что подобные прогнозы составляют хорошие специалисты. Возможно, это и так, но обычно составители гороскопов являются не хорошими астрологами, а хорошими психологами, умело использующими эффект Барнума.

Позитивные утверждения. Большинство тезисов, используемых в гороскопах, обычно являются позитивными. Негативные же утверждения формулируются максимально обтекаемо и «безопасно», в стиле «могут возникнуть непредвиденные хлопоты». Поскольку человек хочет верить в положительный исход, его критичность ослабевает, когда он видит или слышит позитивные утверждения о собственном будущем. Также он охотно соглашается, услышав что-то хорошее о себе или своём характере.

Применение в жизни

Интересно, что даже люди, не знающие, что такое эффект Барнума, применяют его в своей деятельности. Чаще всего это «предприниматели», зарабатывающие деньги на тех, кто волнуется о собственном будущем. Данный эффект широко используют такие деятели как:
  • астрологи, составители общих и персональных гороскопов;
  • народные целители и гомеопаты;
  • гадалки, экстрасенсы, медиумы и хироманты.
Перечисленные дельцы обычно достаточно искренне изображают стремление помочь отчаявшимся людям, однако их услуги стоят весьма недешево как для бескорыстной помощи.

Эффект Барнума часто применяют маркетологи. Например, продавец обуви в процессе примерки может сказать следующее: «Вижу, что вы любите стильно одеваться. Примерьте вот эти туфли - это просто идеальный вариант для вас!». Человек слышит приятную фразу, адресованную лично ему. При этом он считает продавца экспертом, хорошо разбирающимся в моде и стиле, поэтому соглашается, что предложенные туфли ему подходят.

Нередко эффект Форера-Барнума становится причиной самореализующихся пророчеств (эффект Пигмалиона). Человек охотно верит в понравившееся ему предсказание и начинает действовать так, чтобы поспособствовать его свершению.

В некоторых случаях результат можно считать вполне положительным. Например, человек проходит тест и «узнаёт», что он очень волевой и целеустремленный. С удовольствием согласившись с данным утверждением, он пытается соответствовать новому образу, благодаря чему его характер меняется в лучшую сторону. К слову, это может стать мощным инструментом для самосовершенствования, напоминающим по принципу действия позитивные аффирмации.

Эффект Барнума - это интересное психологическое явление, оказавшее заметное влияние на историю человечества и даже сегодня позволяющее вводить в заблуждение миллиарды людей по всей планете. Людям нравится слышать приятные слова в свой адрес, и это буквально отключает их критическое мышление, развязывая руки мошенникам, манипуляторам и мистификаторам. И теперь, зная, почему это происходит, вы можете гораздо лучше противостоять различным попыткам обмануть вас.

источник с просторов сети

психология, психология воздействия

Previous post Next post
Up