Всё началось с поиска египетской мумии.
- Ания-ба, а мумии сусествуют? - задал мне вопрос внук на отдыхе в деревне. - Конечно! - воскликнула Ания-ба.
В каждом приличном городе, я думаю, должна быть мумия.:))) Оказалось, что - да! Она есть и в Тбилиси.
Умные люди нам подсказали, но точное местонахождение не указали. Вот и отправилась Ания-ба на поиски египетской мумии в музеях города.
В музее искусств её не оказалось. Музейная тетенька дала направление - в музее им. Джанашия есть мумия.
Что ж идем дальше. В музее Джанашия милая девушка на входе дала брошюрку и сказала, что пожалуйста, хоть сейчас заходите, осматривайте всё, мумия и египетский зал на 4-ом этаже, а на первом у них археологический раздел.
А снимать можно? Можно, но без вспышки.
Все хорошо, но у Сандро уже началась школа. Договорились с ним, что Ания-ба пойдет с Нани и все сфотографирует, а он потом посмотрит.
Сходили мы, обошли зал золотых и серебряных украшений, сфотографировали все. Причем, как зашли открыли рот от удивления и восторга, так и не закрывали его до выхода из "Археологической сокровищницы".
Сначала я покажу украшения. Все не могу показать, их много. Я уже и так отобрала самые-самые.
Итак, приступим.
Государственный музей Грузии им. Симона Джанашия на просп.Руставели. Основан 10 мая 1852 года Кавказским департаментом Российского Императорского географического общества и преобразован в Кавказский музей по инициативе немецкого исследователя Густава Радде в 1867 году.(
взято из википедии)
Текст музейной брошюры, переведенный гуглом.
Aрхеологическая сокровищница вмещает образцы ювелирного искусства, обнаруженные в результате раскопок, проводимых в Грузии. И подавляющее большинство из них местного производства._____________________
Путь развития грузинского ювелирного искусства с III-го тысячелетия до н.э. до появления христианства (IV век н.э.) представлена в трех частях:
Культурa больших курганов (III-II тысячелетие до н.э.).
Древние изделия из золота и серебра, особенно украшения и разнообразные ритуальные предметы (сосуды, стандарты и т.д.), были обнаружены на территории современной
Картли, Кахети (восточная Грузия) и
Триалети в курганах, в богатых погребениях, лиц занимавших высокое положение в обществе того периода.
"Колхида богата золотом" (VIII-III век до н.э.)
Колхидские украшения V-IV века до н.э. (короны, височные кольца, ожерелья, браслеты, и т.д.), обнаруженные, в особенно большом количестве, в захоронениях знати в
Вани и Саирхе - на территории
царства Колхиды (западная Грузия), земли мифического золотого руна, к которой, по греко-римским источникам, применяли эпитет "богата золотом", подобно знаменитым своим богатствам городам: Микенам и Вавилону. Эти предметы колхского ювелирного искусства были созданы в VIII-VI веках до н.э., когда, после тысячелетней паузы, золотые и серебряные украшения появляются практически по всей территории Грузии.
Царство Картли или Иберии (III век до н.э.- IV век н.э.)
Образцы ювелирного искусства IV-III веков до н.э., обнаруженные на территории Восточной Грузии, среди которых клад Ахалгори выделяется своей уникальностью, принадлежал к аристократии, которая жила здесь до царства Картли (Иберии), как это было упомянуто в греко-римских письменных источниках. Многочисленные примеры Иберийский ювелирного искусства, найденные в погребениях членов королевского дома и местной знати (pitiakhshes), указывают на власть царства Иберии. Эти предметы отличаются весьма оригинальным полихромным стилем: как сделанные на месте, так и, настоящие шедевры
торевтики и
глиптики, импортированные из Ирана и Рима.Фигурка льва из захоронения в Цнори, вторая половина III тыс. до н.э.
Ожерелье.
Так называемый стандарт. Из текста на витрине:
Появление стандартов - символов власти в местах Триалетской культуры говорило о появлении правящей элиты в обществе. Шпили стандартов украшены рельефными изображениями льва - символа власти. Части стандарта: трубы, трещотки, шпили. Верхушка стандартов заканчивалась шпилем, из которых выходили три трубки с погремушками.
Запись на стенде.
Добыча золота в Грузии началась в IV-III тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют находки в шахте в
Казрети. Сохранилось лишь несколько предметов золота и серебра периода
Кура-Аракской культуры, в том числе старейшие: спиралевидные височные кольца одного из курганов Сачхере. Ювелирное искусство, которая началось в раннем периоде курганов, достигло нового этапа развития в первой половине II тысячелетия до н.э., в культуре Триалети, из-за которой он был назван "Блестящая культура больших курганов Триалети". Влияние ближневосточного мира видно в золотых и серебряных изделиях. Тем не менее, большая часть из них не имеют аналогов за пределами Грузии. Художественно-стилевое единство, проявляется не только в произведения из золота, но и в предметах из других материалов, а также указывает на местное происхождение культуры больших курганов. После падения культуры Триалети в середине II тысячелетия до н.э. золотые и серебряные предметы на территории Грузии не встречаются почти тысячелетие. Новый этап развития ювелирного начался в VIII-VI веках до н.э.
Ожерелье из Ананури, 2-ая половина III тысячелетия до н.э.
Браслеты с кабанчиками.
Черепашковое ожерелье. До чего ж хорошо!
Височные украшения
Браслет из Саирхе
Эти мои самые любимые с лошадками. Височные украшения.
Украшения для одежды: орёл и утка.
Ритуальные фигурки из бронзы.
Ожерелье
Браслеты с камеями. Пример глиптики - искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах.
Рукоятка ножа
Ножны
Браслеты
Те самые ухочистки, которые я показывала в посте-загадке.
Заколки-булавки
Пряжки
Браслеты и кольца из Армазисцихе, Мцхета.
Украшения и бутылочка для духов из захоронения королевской семьи. Мцхета, Светицховели.
Медальоны
Украшение для одежды, Вани IV век до н.э.
Головной убор