Я только начал работать на "Беларусьфильме" после окончания института, но уже за плечами была песочная картина
"Лафертовская маковница". Ну, и какой-то там авторитет, ровно на ширину плеч.
А тут подходит режиссер фильма Лена Петкевич (тогда Марченко) и трагическим голосом говорит:
"Ты бы мог поговорить с ребятами? Нужно помочь Зеньке Штейнису, моему одногруппнику по Высшим курсам. У него дипломная работа трещит по швам..."
И выясняется:
- что деньги на картине кончились;
- еще не доделана часть мультипликата, прорисовки и ФК (фазовка-контуровка на целлулоиде);
- дорогу
Зенонас оплатить не может;
- и с расселением проблемы...
И тем не менее набралась бригада "шабашников".
Три Миши (Б.,С. и Т.) и один Виталик Б. Положили карандаши-перья, белые нитяные перчатки и штифтовые линейки в дипломаты и за свой счет отправились в Вильнюс на ближайшие выходные.
У встречающего нас Штейниса глаза были как вагонные колеса. Он на всякий случай перечислил все пункты про отсутствие денег на картине... (см. выше).
Но Виталик и три Миши с ходу открестились от духа наживы и чистогана.
Немного пройдясь по весеннему Вильнюсу, добрались на автобусе до студии и засели между сушилок по ходу дела раскидав обязанности.
Виталик "шмалял" мультипликат, я делал прорисовку. А Миша Б. и Миша С. контуровали тушью по целлулоиду. Зенонас недоверчиво заглядывал в комнату. Наверное, было в нас что-то потустороннее.
Вечером режиссер сводил нас в ресторан. Там стали думать о ночлеге.
Я сказал, что могу взять с собой к своему детсадовскому другу Женьке, осевшему в Вильнюсе, только одного человека. Для остальных Зенонас сумел устроить номер в гостинице ЦК Компартии Лит.ССР. По пять рублей за сутки с носа. (Кто жил в СССР - понимает, что такое 5 рублей!)
Решили тянуть спички - кому ехать со мной на "бесплатную" ночевку. Выпало Виталику.
А Миша Б. и Миша С. оказались в ш-и-и-икарных по тем временам аппартаментах цековской гостиницы.
Миша Б. деловито включил свет во всех помещениях (вплоть до санузла), открыл воду во всех кранах, лег на кровать в темно-синем плаще и протянул: "ЗАПЛАЧЕНОООО..."
Штейнис продолжал смотреть на нас, как на инопланетян.
В воскресенье до поезда мы опять корпели на студии, и еще взяли с собой в Минск работы на неделю. Передавали сделанное в Вильнюс с проводниками (тоже, кажется, рубль им нужно было давать)
Короче, с точки зрения экономики - самая бессмысленная "шабашка" белорусской анимационной ватаги.
Бесплатная работа, минус билеты, минус гостиница, минус...
А по ощущениям - плюс. Даже через 25 лет помнится.
Может, оттого, что название фильма «БЫЛО, БЫЛО КАК НЕ БЫЛО»?