Сегодня начался второй мой курс на Курсере - 6-недельный по социальной психологии. Читаю глоссарий. Не для всех терминов нашла русский эквивалент, но все ссылки ведут к
Майерсу (см. курсив ниже).
Эвристика мышления.
Многим решениям, которые мы «высиживаем», помогает «эвристика» нашего разума - простые правила из нашего когнитивного арсенала, которые берлинские психологи Герд Гигеренцер и Петер Тодд называют «быстрыми и экономными» и которые делают нас интуитивно сообразительными. Другие исследователи могут называть эвристику «быстрыми и грязными» короткими путями психической деятельности, которые иногда ведут к ошибкам. Однако большинство согласится с тем, что эвристика - это своего рода стимулы для нашего восприятия, которые обычно хорошо срабатывают, но иногда рождают иллюзии или ошибки восприятия. Наш мозг интуитивно предполагает, что неясные объекты находятся дальше, чем четко различимые, и обычно они действительно располагаются гораздо дальше. Но туманным утром автомобиль, едущий впереди вас, может оказаться гораздо ближе, чем вам кажется.
Availability Heuristic (эвристика доступности) - A cognitive rule that judges the likelihood of things in terms of their availability in memory. If instances of something come readily to mind, we presume it to be commonplace.
Representativeness Heuristic (эвристика репрезентативности) - The tendency to presume, sometimes despite contrary odds, that someone or something belongs to a particular group if resembling (representing) a typical member.
Мы, социальные психологи, непрерывно сражаемся с силой красочных доступных историй («Да, но я знаю человека, который…»). В одном из интервью во время радиопередачи эволюционный психолог Сандра Скарр вспоминает восемь исследовательских работ, обобщающих данные по тысячам семей в четырех странах - все они сходились на том, что работа матери не наносит вреда детям. У другого микрофона в радиостудии находился автор, предлагающий «интуитивные доказательства» в виде нескольких коротких историй о напряжении в семьях, где были работающие матери. Для ведущего и слушателей, звонивших на радиостанцию, статистические доказательства и истории были, в лучшем случае, равноценны. И так обстоят дела всегда. Убийство подростков в школе «Columbine High School» заставило людей по верить в то, что в конце 1990х гг. в среде подростков произошел взрыв насилия, хотя на самом деле именно в это время он пошел на спад (но продолжал превышать показатели, зарегистрированные за 50 лет до этого). Более того, хотя ужас от убийства 12 подростков заставил американцев ломать голову над вопросом «Что же происходит с Америкой?», мы должны задавать этот вопрос каждый день, учитывая, что в среднем за день из огнестрельного оружия убивают 12 американских детей. За последние 20 лет от пуль погибли около 80 тысяч американских детей. Должны ли мы рыдать по поводу смерти Кэсси Берналл и ее друзей в школьной библиотеке в «Columbine High School» и забывать при этом о «простой статистике» - остальных 79 988 убитых подростках? Возможно, Бертран Рассел был прав, высказав следующее предположение: «Признаком цивилизованного человека является способность посмотреть на колонку цифр и заплакать.
Embodied Cognition (?) - The mutual influence of bodily sensations on cognitive preferences and social judgments. Вот любопытная
статья на эту тему.
False Consensus Effect (эффект ложного консенсуса/согласия)- The tendency to overestimate the commonality of one’s opinions and one’s undesirable or unsuccessful behaviors.
False Uniqueness Effect (эффект ложной уникальности) - The tendency to underestimate the commonality of one’s abilities and one’s desirable or successful behaviors.
Regression Toward the Average (возврат к среднему) - The statistical tendency for extreme scores or extreme behavior to return toward one’s average.
Тверски и Канеман (Tversky & Kahneman, 1974) подметили еще один путь возникновения иллюзии контроля: мы не замечаем статистического феномена возврата к среднему. Поскольку сдаче экзамена сопутствует некий элемент случайности, большинство студентов, получивших самые высокие оценки на первом экзамене, будут иметь более низкие результаты на следующем. Поскольку их первая оценка была максимальной, вторая скорее понизится до среднестатистической, чем поднимется выше максимальной. (Вот почему студент, который хорошо учится на протяжении всего обучения, даже если он никогда не бывает лучшим, иногда заканчивает курс одним из первых.) И напротив, у студентов, получивших самые низкие баллы на первом экзамене, есть шансы улучшить показатели успеваемости. Если «двоечник» после провала первого экзамена обратится к преподавателю за консультацией, то при следующей сдаче экзамена тот наверняка почувствует, что студент существенно повысил свои знания, даже если на самом деле эффект от консультации был нулевой.
Действительно, когда дела идут плохо, мы перепробуем все, и не исключено, что все, что бы мы ни пытались делать - обращаться к психотерапевту, испробовать новую диету или читать брошюры из серии «Помоги себе сам», - все пойдет нам на пользу, а не во вред. (Вознесясь слишком высоко или упав слишком низко, мы имеем тенденцию возвращаться к своему нормальному среднему состоянию.).
Verbalized explicit attitudes may change with education and persuasion; implicit attitudes change slowly, with practice that forms new habit.
Self-Handicapping (
самоинвалидизация?) - Protecting one’s self-image with behaviors that create a handy excuse for later failure.
Self-Monitoring - (
самомониторинг?) Being attuned to the way one presents oneself in social situations and adjusting one’s performance to create the desired impression.
Sleeper Effect (эффект
спящего/
запаздывания/
выжидания удобного момента?) - A delayed impact of a message that occurs when an initially discounted message becomes effective, as we remember the message but forget the reason for discounting it.
Social Loafing (социальная леность) - The tendency for people to exert less effort when they pool their efforts toward a common goal than when they are individually accountable.
Social Trap - A situation in which the conflicting parties, by each rationally pursuing its self-interest, become caught in mutually destructive behavior. Examples include the Prisoner’s Dilemma («дилемма заключенного») and the Tragedy of the Commons («трагедия
общин», или «
трагедия общедоступности»).
Spontaneous Trait Inference (?) - An effortless, automatic inference of a trait after exposure to someone’s behavior.
Spotlight Effect (
эффект прожектора?)- The belief that others are paying more attention to our appearance and behavior than they really are.
Terror Management Theory (
теория управления ужасом) - Proposes that people exhibit self-protective emotional and cognitive responses (including adhering more strongly to their cultural worldviews and prejudices) when confronted with reminders of their mortality.