Следующие лекции были посвящены авангардистам. Вообще-то плодов самовыражения Шагала мне уже вполне хватило для получения общего представления о, но преподаватели решили иначе.
Раздел называется вполне безобидно и даже заманчиво: "Fantasy and You".
Итак, дадаизм. О, это очень богатое находками направление. Скажем логике и эстетике "нет", от них все беды. Мастерство - тоже никому не нужная и даже вредная ерунда. Вообще все ерунда.
Французско-американский художник и по совместительству шахматист Марсель Дюшан использовал так называемый метод «готовых вещей» (ready-made): берется, к примеру, колесо от велосипеда и выставляется на художественной выставке. «Джоконде» да Винчи пририсовываются усы - и она становится новым художественным объектом. Писсуар называется фонтаном и туда же - на выставку. «Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами, - восторженно пишет Википедия об истории переименования писсуара, - «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи». Сам Дюшан так прокомментировал шумиху вокруг писсуара: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством».
А вот произведение другого европейского дадаиста - Жана Арпа. Коллаж называется "Squares According to the Laws of Chance". Рецепт прост: на лист картона высыпаются цветные четырехугольники и приклеиваются там, где упали. Chance art, или aleatoricism. Наслаждайтесь.
Автоматизм как художественный прием. Художники исследовали собственное подсознание, например, изображая возникающие от голода галлюцинации. Т.е. никакой исходной задумки картины у них не было, исключительно свободные ассоциации.
Но самым популярным приемом был все же коллаж. Различали так называемый цюрихский «случайный» коллаж (вышеупомянутый Жан Арп принадлежал к этому направлению), берлинский манифестационный коллаж (носивший яркую политическую окраску) и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж. Берлинские коллажисты называли себя фотомонтажниками, т.к. использовали в своих работах фрагменты фотографий.
Маринус (Якоб Кьельдгаард), "Новости из Берлина"