Михайловский замок, - полный величия и трагической красоты, как вещь в себе, ни на что не похожий, но воплощающий некую мечту о жилище идеального рыцаря, Камелот легендарного короля бриттов Артура, - был заложен в феврале 1797 г. в личном присутствии императора Павла I.
По легенде, строительство замка Павел начал по приказу архангела Михаила, который явился ему во сне и повелел на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны возвести храм во имя архиcтратига Михаила. И царь, боясь нарушить Божью волю, начал возводить замок...
Михайловский замок, гравюра начала XIX века
Замок представляет собой интереснейший образец архитектуры псевдоготического стиля в русском зодчестве. Общий замысел и проект грандиозного четырехугольного сооружения с внутренним восьмиугольным двором, вспомогательными службами, рвами вокруг главного здания и мостов с подъемными механизмами, переброшенными через эти рвы, принадлежал блестящему русскому архитектору Василию Баженову. Строительством, которое велось до начала 1801 г., руководил Винченцо Бренна.
Что касается красно-кирпичного цвета замка, говорят, Павел Первый выбрал его, когда взглянул на перчатку, оброненную Анной Лопухиной на балу. Как истинный рыцарь и галантный джентльмен, Павел поднял перчатку да так и застыл, пораженный цветом, и тут же отослал перчатку Бренне, в качестве образца необходимого цвета.
В самом конце XVIII века Павлу предрекли скорую кончину, определив ему количество лет жизни, равное количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ".
Предсказание сбылось, Павел I прожил 47 лет... Ни земляные валы, ни рвы с подъемными мостами, ни потайные ходы внутри замка не спасли его владельца от гибели.
1 февраля 1801 года Павел вместе со своим многочисленным семейством въехал в новую резиденцию, а в ночь на 11 марта 1801 года император был задушен в своем замке...
Утверждают, что вскоре, после передачи в 1819 году пустовавшего Михайловского замка Военно-инженерному училищу (и он стал называться Инженерным), по ночам, ровно в 12 часов, в его окнах стала появляться тень умершего императора с горящей свечой в руках...
В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.
Поднимаясь по истертым ступеням этой старинной лестницы, ощущаешь, что дух места обитает здесь...
Тронная императрицы Марии Федоровны
Интерьер Тронного зала украшают парадные портреты императоров Петра I, Петра III и Павла I.
Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Иногда вечерами здесь устраивались камерные концерты. Здесь же проходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей.
В этом зале состоялся последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года...
Пять балконных дверей ведут на просторную террасу, обращенную в сторону Летнего сада. В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, по распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками.
Зал Антиков бельетажа, открывавший анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Он был задуман как новый для русской архитектуры тип музейного интерьера, где размещалась обширная коллекция "антиков" из императорского собрания.
В Галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Эти картины представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени и принадлежат кисти немецкого художника Я.Меттенлейтера (1750-1825).
Сюжет центрального плафона - "Храм Минервы" - представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Среди персонажей картины есть два портретных изображения. В правой части - портрет Винченцо Бренны в образе архитектора в красном плаще, руководящего строительством храма. Автопортрет Меттенлейтера представлен в образе художника, сидящего за мольбертом.
"Прилежание и ленность"
"Прометей, оживляющий человека"
Парадная лестница
На закате...