Дорогие друзья!
Сегодня я должна написать пост по итогам задания четвертой недели. Честно говоря, мне довольно сложно это сделать, т.к. хочется не писать и анализировать ошибки, а просто полюбоваться многими фотографиями. Однако приходится говорить себе «Соберись, тряпка!» и, засучив рукава, анализировать.
Итак, цветы, деревья и камни.
Несмотря на то, что в средней полосе России с цветами пока явная напряженка, фотографии получились яркими, сочными, интересными, разнообразными, весенним и красочными.
На многих фотографиях авторам удалось передать настроение, рассказать какую-то историю - это замечательно! На этих фотографиях очень удачно использован свет. Есть очень интересные находки,
за что их авторам большое спасибо.
С деревьями ситуация чуть сложнее. Есть очень интересные ракурсы и фотографии,
Камни тоже хороши в естественной среде.
Особенно в водной: самые запоминающиеся фотографии - это камни в воде и на берегах.
Щебенка, конечно, тоже камень, тут трудно поспорить, но и снять ее интересно оказалось непросто.
Что касается ошибок, то чаще всего встречалось неоправданное центральное расположение объекта, слишком яркий, отвлекающий на себя внимание фон и попытка взять в кадр слишком многое и неточное фокусирование.
Сегодня я буду много цитировать классиков, т.к. тема вызывает много вопросов.
Итак, Дж. Уэйд «Техника пейзажной фотографии»
«Правило одной трети.
Это одно из самых старых, но действенных правил композиции, которое особенно полезно знать при съемке пейзажа. Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий.
Если выбрать угол съемки таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку. В качестве конкретного примера рассмотрим принцип расположения линии горизонта на пейзажном снимке.
Прежде всего линия горизонта не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделенным пополам и глазу придется выбирать, на какой же из этих половин сосредоточиться. Смещение горизонта вверх или вниз облегчает эту задачу.
Если совместить линию горизонта с нижней линией деления кадра, то соотношение между землей и небом будет равно 1:2, и небо окажется наиболее важной частью фотоснимка, создавая ощущение простора и свободы. Вместе с тем полоса земли не должна занимать менее одной трети кадра, иначе небо может подавить все остальное. Если же линию горизонта совместить с верхней линией деления кадра (т. е. выбрать соотношение между землей и небом 2:1), то сюжетно-тематическим центром должно быть то, что находится на земле, а композиция кадра будет определяться взаимосвязью предметов, находящихся на переднем и заднем планах.
Эти же правила следует применять и при съемке вертикальных предметов, например деревьев.
Размещение дерева в центре кадра затрудняет восприятие фотоснимка, как бы состоящего из двух половин. Поэтому лучше располагать дерево слева или справа по линии, разделяющей пространство кадра в отношении 1:2 или 2:1. Если нужно, чтобы какой-либо предмет, скажем дерево, церковь или дом, выглядел на фотографии небольшим, то следует поместить этот предмет в одну из четырех точек, о которых говорилось выше.».
Не следует думать, что расположение предметов по любой из линий деления кадра гарантирует удачную композицию снимка. Все дело в том, какую именно линию выбрать для того, чтобы снимок «ожил». Дерево, например, может прекрасно выглядеть на одной стороне кадра
и совершенно не смотреться на другой. Это значит, что в последнем случае нарушено одно важное правило, а именно: в пространстве кадра всегда должно оставаться место для «движения» предмета. Ясно, что на самом деле дерево не движется, но очень часто его форма создает впечатление движения. Такое впечатление может создавать, например, наклоненный ствол или простирающиеся в сторону ветви. Внутренней динамикой могут обладать многие неподвижные предметы: дом с покосившейся кровлей, церковь, которая «смотрит» в сторону от колокольни, накренившийся забор и т.
п. И конечно же, на фоне пейзажа оказываются и такие пред меты, которые действительно двигались в момент съемки: тракторы, всадники, птичьи стаи. Прежде чем решить, в какой части снимка лучше поместить эти предметы, надо определить, куда направлено их движение. Если движение направлено слева направо, то предмет следует располагать в левой части кадра и наоборот. При этом пространство, в пределах которого может происходить действительное или кажущееся движение, должно составлять 2/3 кадра, иначе возникнет впечатление, что предмет вот-вот выйдет за пределы снимка, уводя за собой взгляд зрителя.
Резюмируя, хочу сказать, что совершенно не обязательно ВСЕГДА следовать этим правилам, но если вы хотите расположить объект в центре, это должно быть чем-то оправдано: например он идеально симметричен,
или вы фотографируете его через арку, так что по краю снимка образуются темные участки, и снимок получает необходимую глубину.
Фон. Процитирую классиков: «Вероятно, вы не раз обнаруживали, что полученный снимок имеет весьма отдаленное сходство с объектом съемки. Предметы, которые сквозь видоискатель казались большими и почти заполняли кадр, на фотографии превращались в мелкие удаленные пятна на фоне пустынного пейзажа. Это означает, что вы еще не научились правильно рассматривать окружающий мир сквозь видоискатель.
Попробуйте выполнить следующее упражнение: посмотрите на какой-нибудь предмет, выделяющийся в том сюжете, который вы хотите сфотографировать. В силу особенностей нашего сознания вы только его и увидите. Теперь не отводя глаз от этого предмета, постарайтесь увидеть все, что попадает в поле зрения помимо него. Вероятнее всего, вы с удивлением обнаружите, что видите гораздо больше, чем казалось вначале, так как, кроме основного объекта съемки, в поле зрения попадает немало других предметов.
То же самое происходит, когда вы смотрите сквозь видоискатель... Когда вы разглядываете какой-либо предмет в центре кадра, ваше сознание сосредоточивается на этом предмете, и вы полагаете, что именно он является основным объектом в пространстве кадра. Если же присмотреться более внимательно, то оказывается, что «основной» предмет занимает не более трети кадра, а остальные две трети заполняют второстепенные детали, которые вы вовсе не собираетесь снимать. Отсюда следует вывод надо постараться увидеть все, что попадает в рамку видоискателя. Однако немногие могут с одного взгляда охватить все, что видно сквозь видоискатель. Поэтому нужно, сохраняя неподвижное положение аппарата, обвести взглядом все углы кадра. Поначалу трудно, рассматривая пейзаж, представить себе, как он будет выглядеть на снимке.
Поэтому рекомендуется подольше смотреть на объект съемки сквозь видоискатель и внимательно просматривать весь кадр, стараясь мысленно увидеть будущий снимок.
Есть и другой способ носить с собой картонную рамку, позволяющую рассматривать снимаемый сюжет на расстоянии вытянутой руки. Можно сделать «рамку», соединив большие и указательные пальцы обеих рук, как показано на рисунке. Таким способом иногда пользуются даже кинорежиссеры. Естественно, что применяя такую рамку, следует закрыть один глаз. Только научившись правильно смотреть на объект съемки, вы будете готовы к применению правил композиции.», Дж. Уэйд «Техника пейзажной фотографии».
Устранить явные помехи на фоне помогает его размытие с помощью больших значений диафрагмы, или физическое устранение предметов.
Относительно попыток вместить в кадр слишком многое, у меня нет цитат классиков - придется мучиться самой. Не надо пытаться сфотографировать все, что у вас есть. Вот возник вопрос: как сфотографировать букет. Честно говоря, стандартной мыльницей - почти никак, особенно если букет с высокой вазой. Лучше всего при таком желании взять букет в руки, иначе в фотографии нарушатся все пропорции. Весь букет с высокой вазой займет в кадре очень много места по вертикали, но при этом будет очень узким. В этом случае довольно трудно добиться гармонии. Можно попробовать снять его сверху, или не целиком, но в первом случае нас подстерегает опасность получить очень плоский кадр, а во втором - обрезанный.
Мне кажется, гораздо более выигрышный способ - фотографировать один или несколько цветков.
Может быть, вы найдете между ними какую-то связь, может быть, они «вступят в диалог».
Почему-то совсем не было фотографий, где цветы сфотографированы с другой (обратной) стороны. А ведь на просвет там столько изящества. Это же касается и деревьев и камней. Порой какая то часть от всего изобилия: ветка ли,
несколько камней могут являть собой более выразительную картину, чем все целиком.
Что касается неточного фокусирования, речь, в основном пойдет о цветах. Но в целом, это касается любых макрофотографий. Когда вы фотографируете с широко открытой диафрагмой и с близкого расстояния (т.е. макросъемка), глубина резкости очень мала, т.е. резкой является лишь малая часть объекта. И тут нам важно правильно выделить резкую зону. Это сложно: даже маститые фотографы делают не один снимок, чтобы потом, на досуге выбрать лучший вариант. Из общих соображений: большое
размытое пятно на переднем плане выглядит не очень эстетично, так что лучше, чтобы ближе к переднему плану было четко, а на дальнем - размыто.
Я желаю вам удачных кадров и хорошей погоды для новых снимков!
отокурсы.