Удивительно: но если мы будем рассматривать т.н. «человеческую историю» не с привычной точки зрения, делающей акцент на «великие события, которые совершают великие люди» - то есть, цари, полководцы, пророки и т.д. - а на жизнь обычного человека, то не увидим практически ничего, за исключением страданий. Да, именно так: практически вся жизнь «традиционного человека» проистекала в условиях болезней, голода, стихийных бедствий, войн и произвола «высших», а так же в условиях тяжелого и малопродуктивного труда, который менялся очень медленно несмотря на всю «цивилизацию». («Массовый» крестьянин конца XIX пахал поле быками при помощи деревянной сохи так же, как это делалось во времена Античности. И с тем же результатом.)
Впрочем нет смысла особо перечислять все те беды, которые опутывали человеческое существование во время его «великой истории». (Бывшей великой только для ничтожнейшего меньшинства властителей.) Поскольку гораздо более полезным будет тут указать на причину подобного положения, коя крайне фундаментальна и очень важна для всего нашего существования. И которая состоит в том, что человек как «природная система» - т.е., как биологический вид - является очень-очень-очень-очень «нишевым» существом. Могущим существовать только в необычайно узкой экологической нише с крайне специфическими параметрами. А именно: на границе тропического леса и африканской саванны, да еще и при наличии скальных укрытий.
По сравнению с 99,99999% остальных видов животных это - практически «нулевая» территория. Тут даже та же коала, которая питается только эвкалиптовыми листьями, легко «затыкает» homo sapiens за пояс. (Эвкалипты можно рассадить - и коалы пойдут за ними.) Человек же - если рассматривать его как животное - не отойдет от указанной узкой линии «разграничения»: не в саванне, не в тропическом лесу ему не выжить. Однако человек не животное, а разумное существо, способное к труду - т.е., к сознательному изменению реальности. (Причем, к труду совместному - впрочем, последнее вытекает из его общего определения по умолчанию.) Которую он может «подогнать» под свои потребности - начиная с овладения загонной охотой с применением метательного оружия, и заканчивая запуском космических станций и строительством подводных поселений.
Последнее, собственно, и дает ему возможность жить по всей планете, на множество порядков превысив предельную природную численность. Но одновременно с этим - превращает человеческую жизнь в непрерывную борьбу. Борьбу за строительство и сохранение той искусственно созданной реальности, в которой он проживает, посреди абсолютно враждебной ему «естественной» среды. Которая по известному принципу Ла Шателье стремится уничтожить построенный человеком искусственный мир, сведя все к «нормальному» гомеостазу. Отсюда и проистекает неизбежная жестокость «подлунного мира», который может - и просто «обязан» - производить для людей страдания и только страдания. (Пока последние не вернутся в «потерянный Рай» на границе африканских джунглей и саванны.)
Так что странным было бы удивляться массовым морам и гладам, наводнениям и засухам, ну и прочим разрушениям, наносимым окружающей средой по среде «человеческой».
Да что там наводнения - даже банальные животные и растения тут оказываются злейшими врагами: грызуны уничтожают посевы, волки вырезают овец, сорняки заполняют грядки и поля. (Кроме того, животные разносят заразу - сч. пример с чумой, крысами и блохами.) Поскольку все это на самом деле есть не что иное, как «нормальное» стремление биосферы вернуть мир к «природной норме», ликвидировав «человеческого отклонения» в виде искусственно созданной среды. Включая и сам человеческий разум, как таковой.
А значит, еще раз можно сказать: никакой «гармонии с природой» у человека нет, никогда не было, и быть не может в принципе. Поскольку само понятие «разумного существа» выводит его в «заприродную сферу», ставя в зависимость от одного-единственного - но при этом крайне фундаментального - момента: труда. То есть, от уже указанного создания невозможной с экологической т.з. реальности - техносферы, ноосферы. Которая только и позволяет существовать столь жалкому по своим «биопараметрам» существу в самых невероятных природных условиях. Это же, в свою очередь, значит, что «магистральным путем» развития человека неизбежно становится расширение этой техносферы, увеличение ее «физического ареала» а так же «энергетического потенциала». Поскольку только это оказывается способным привести к снижению описанного выше уровня страданий.
Отсюда понятно, что быстрее обустроена будет окружающая реальность, чем большая ее часть будет выведена за пределы «экологических законов» в рамки законов управляемого развития - тем будет лучше. Для подавляющего большинства людей, разумеется. Собственно, именно поэтому данный «вектор» прекрасно прослеживается во всей человеческой истории, пуская и очень-очень медленно. В том смысле, что чем дальше - тем сильнее приходится подчинять природу человеку, вовлекая в свою деятельность все новые ее участки. И да, разрушая при этом естественные, природные экосистемы. И альтернативы этому процессу не существует: как уже было сказано, человек «в природе» существовать не может. (А там, где может - не может превысить по численности пару тысяч особей.) И значит, единственный путь «вернуть природе естественность» состоит в том, чтобы самоуничтожится - что, понятное дел, для разумного существа невозможно. (О том, почему разум не может воспринимать смерть, как норму, надо говорить отдельно. Тут же можно лишь указать на данный факт.)
Так что стоит понимать, что полная замена всего «естественного мира» миром «искусственным», миром управляемым человеком - это неизбежность. Поскольку любое отклонение от данного пути приводит лишь к увеличению страданий людей. Более того: это ведет и к деградации самой природы, поскольку ее «борьба с людьми» так же не проходит бесследно. (Да, именно так: затраты «естественных экосистем» на восстановление равновесия, нарушенного человеком, неизбежно «списываются» с их внутренних ресурсов.) Поэтому все «естественные ценозы» в условиях контакта с людьми неизбежно обедняются, упрощаются и даже разрушаются. Подобное можно прекрасно увидеть, сравнив те же лесные массивы современной Европы с лесными массивами ее прошлого. (Да, существуют методы, позволяющие это делать.)
Так что стоит оставить миф о «мирном сосуществовании» искусственного и естественного: на самом деле это не более, чем миф. (И те же заповедники если чем и выступают, то как раз вариантом искусственно управляемых экосистем.) Поэтому единственно возможный путь тут состоит в одном: в полном подчинении всей биосфере человеческому управлению. То есть, разумно организованному труду людей. Разумеется, стоит понимать, что наступит подобное время не завтра, поскольку задача эта крайне сложна и затратна. Но сути данный момент не меняет, тем более, что чем большая часть биосферы вовлечена в управляемое состояние, тем больше возможностей оказывается у человека. И да, есть еще огромные ресурсы, которые уходят на борьбу людей друг с другом.
Но об этом будет сказано уже отдельно. Равно как отдельно будет сказано о том, чем же на самом деле выступают т.н. «экологические проблемы», и почему с ними никак не могут справиться.
P.S. Так что от ноосферы - т.е., полностью подчиненной человеку биосферы - нам в будущем никуда не деться. Как бы не хотелось очень многим обратного.