Интересно: но оказывается, "наши" киноделы пересняли "Гостью из будущего". (Сами авторы уверяют, что снимали по "исходной" книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед", однако все понимают, к чему и отчего это было сделано.) У уже выкатили трейлер данной поделки - оказавшийся совершенно ожидаемо полным ... ну, скажем так, "сумбуром вместо музыки". В смысле - достаточно тупой поделкой на тему "космической фантастики" с элементами "подростковой драмы". (При полном мискасте исполнителей - но последнее, ИМХО, родовая особенность новорусского кинематографа.)
Разумеется, задумка авторов понятна: поднять деньги на фоне известной ностальгии - примерно так же, как случилось с пресловутым "Чебурашкой". Напомню, что этот совершенно "пустой" и плохо снятый фильм оказался в течение нескольких недель лидером проката - просто потому, что люди шли на "свое детство", вспоминая известные мультфильмы. Собственно, на то же самое надеются и авторы "Ста лет тому вперед": понятно, что отзывы будут не лучшими, однако ностальгию не переломить - и если хотя бы 10% от потенциальной аудитории купят билеты, то все окупится. (Кстати, по "Чебурашке" так же с самого начала было понятно: что это. Однако коммерческому успеху это не помешало.)
Короче, понятно, что изначально нам стоит ждать очевидную поделку "на один раз". Со всеми ее особенностями - вроде бесконечных спецэффектов, картонных героев и очевидной "романтической линии". Поэтому данную тему можно было бы смело закрывать - если бы ни одно "но". Состоящее в том, что и "исходный фильм" в действительности вряд ли стоит называть "шедевром кинематографии". В том смысле, что "та самая" "Гостья из будущего" образца 1984 года изначально не имели ни одного признака того, что превратится в "культовое кино". Даже по сравнению с иными советскими фантастическими фильмами. (Скажем, "Отроки во Вселенной" имеет гораздо более совершенную "техническую основу".)
Однако "выстрелила" "Гостья из будущего" феноменально - даже несмотря на то, что будущее, которое там должно было показываться, оказалось в буквальной степени разрушенным ураганом. (В результате чего "линия в 2084" - то есть, то, что, собственно и являлось "главной фантастикой" - показана довольно слабо.) Более того: этому "выстрелу" не помешало и то, что уже года через три после показа в СССР/РФ "пришла" полноценная западная кино (а точнее, видео) фантастика. Со всеми своими "Звездными войнами", "Терминаторами" и "Чужими" - то есть, с теми самыми "спецэффектами", проблема с коими считалась главной проблемой нашего кино. (На самом деле нет, конечно - но не суть важно.) Более того: как раз во времена торжества западных "киноподелок" "Гостья из будущего" (1990 годы) и превратилась в "культовый фильм". Выделившись и из ряда "советских детских фильмов", и из ряда "фантастических фильмов" вообще.
Причина этого проста - и да, она не состоит в "Наташе Гусевой, как секс-символе". (В конце концов, какой "секс-символ" из 12-летней девочки!) И не в музыке Крылатова - хотя она и прекрасна. А в том, что данный фильм стал, фактически, попыткой "коммунистического реванша" для поколения второй половины 1970 годов рождения. (Условно 1973-1982 г.р. - то есть, конечно, "полупоколения", но не суть важно.) Пускай и неудачной. Да, именно так: дело в том, что - вопреки всем привычным представлениям - в позднем СССР (условно после 1968 года) реально строительство коммунизма мало кто поддерживал.
Ну да: поколение "бэбибумеров" выросло - и хотело уже не "городов в тайгае" и "покорения Луны и Марса", а "простых человеческих радостей" в виде разнообразных материальных благ. Да и их "первые дети" так же уже впитали в себя все прелести позднесоветского брежневского режима, с его казенщиной, канцеляризмом и вечным доставанием "дефицита". (Пока еще крайне условного, потому, что реально дефицит появится только к концу десятилетия.) Однако более младший "поколения" - которым на момент выхода фильма было лет 10-13 - еще оставались уверенными в том, что "лучшее будущее" возможно, и что именно они будут его строить. И именно эту возможность - возможность "прямого устроения коммунизма", собственно, и увидели они в фильме.
Да, именно так: привлекательным тут был не столько 2084 год - как уже говорилось, большая часть задумок и идей показа этого времени накрылась вместе с декорациями в Крыму - сколько возможность "привнесения" этого будущего в условный 1984. То есть, в условное "наше время". Именно это, по существу, и сделала условная Алиса Селезнева - со всеми своими "сверхспособностями" и т.д. - и тем самым превратилась в ... ну, не секс-символ, конечно. (Какой в 12 лет секс?) А в символ этого самого будущего, в символ его достижимости. И происходящая в конце фильма самоорганизация школьников в плане поимки "космических пиратов" - это именно эта самая "достижимость", возможность выхода за пределы "брежневского" аппаратного "социализма" с казенной "пионерией" и т.д. (Ну да, в 1984 году "дорогой Леонид Ильич был уже года два как мертв, однако сути это не меняет.)
Именно поэтому в финальной сцене никто даже не сомневался в том, что "будущее будет". В смысле - что все они (школьники) станут поэтами, инженерами, космонавтами и т.д. - в "том самом" 2084 году. Разумеется, в реальности это оказалось невозможным: слишком много было сил на "антикоммунистической стороне" - и поэтому указанное "поколение 1970 годов" просто сломали. ("Старшие товарищи".) Кстати, именно поэтому - из-за "слома" данного поколения, которое должно было "выйти к рулю" в условных 2020 годах - мы можем наблюдать многие "нехорошие" сейчас эффекты. (Но об этом, разумеется, надо говорить уже отдельно.) А более "молодые" люди оказались воспитанными в уже совершенно иных условиях - безо всякого тяготения к "прекрасному далеку".
Таким образом, "Гостья из будущего" оказалась не просто фильмом (хорошим или плохим), а можно сказать, последним, арьергардным боем коммунистической идеи "советского образца". Который, в общем-то, мог бы и победить - сложись обстоятельства несколько иначе. (Если бы не было "слома поколения" во второй половине 1980 годов, с превращением его в "индивидуалистическую массу", неспособную к коллективным действиям.) Впрочем, даже несмотря на это данный бой - как и любые арьергардные бои подобного толка (скажем, в конце Парижской Коммуны) - в любом случае, заложил определенный "заряд" уже для нового, постсоветского витка движения к новому обществу. И поэтому был, разумеется, не бессмысленным...
Но вот фильма подобного больше да, не будет никогда. Ни сейчас - ну, это то понятно изначально, см. сказанное выше про новорусскую поделку - ни в будущем, включая социалистическое. Будут там другие произведения - со всеми своими достоинствами - но такого "пронзительного", наполненного тоской по несбывшемуся грядущему, уже нет. Впрочем, это и понятно: в одну воду дважды не войдешь...
P.S. А вообще, ИМХО, "поделка" в любом случае будет плоха - и даже не потому, что сейчас не умеют ни играть, ни снимать. А просто потому, что современный человек банально не способен представить себе "хорошее будущее" - а плохого ему давно уже не надо. (Зачем то, чего и так навалом.)