Через площадь Свободы проходят все туристические маршруты по пути от Базилики к Парламенту - не свернуть. Там и архитектура впечатляющая, и набор скульптур нетривиальный. Неполный перечень включает в себя: Лягушку Мих. Колодко, генерала с плёткой в руках, тот памятник, где Венгрия - ангел, и инсталляцию-протест перед ним, Миклоша Хорти, а также двух бронзовых американских президентов, стоящих в почётном карауле у памятника советским солдатам.
А были и другие.
В июне 1920 года представители главных союзных и присоединившихся держав - победители в Первой мировой войне - подписали Трианонский мирный договор, по которому Венгрия потеряла 2/3 своей территории. Есть в школьном учебнике карты, показывающие, как выглядела бы территория Италии или Англии, если б с ними случилось такое же. Много чего есть на эту тему, если приглядеться…
В январе 1921 года, через полгода после «Трианона», на площади Свободы была установлена композиция Irredenta из четырёх скульптурных групп.
В церемонии коронации венгерские короли так на четыре стороны последовательно указывали мечом - даже Франц Иосиф, хотя какие мечи в 1867-м; даже в повести Тургенева «Вешние воды» героиня, перед тем, как окончательно соблазнить Дмитрия Санина,
дразнит его: «Смотрите - я как венгерский король на коронации (она указала концом хлыста на все четыре стороны света)».
На четыре стороны разлетелись осколки страны, четыре памятника встали на площади.
«Запад» - перед фасадом дворца
Adria, где завершается сейчас реставрация. Полуобнажённый воин в шапке, пожалуй, азиатской, в плаще, накинутом на мощные плечи, развёрнут в позу почти балетную. Перед ним обессиленный юноша, упав на корону святого Иштвана, слабеющей рукой пытается удержать герб западных земель: Бургенланд отходил к Австрии (но
Шопрон покидать Венгрию отказался).
На фоне самого заметного здания площади, с рустом в полоску, встала группа «Север». Словакия имеется в виду. Фигур здесь трое. Страдающая, едва ли не умирающая женщина - Венгрия. Её поддерживает воин-куруц; так называли здесь участников войны князя Ракоци против Габсбургов (в отличие от лабанцев, вставших на сторону австрийцев). Женщину обхватил за ноги мальчик - то ли защищая её, то ли сам прося защиты. Полагалось считать, что мальчик - словак, в чём была определённая двусмысленность, поскольку сами-то словаки, соблазнённые чехами, обратно в Венгрию вовсе не торопились, да и статус ребёнка вряд ли мог их порадовать.
Далее по часовой стрелке - «Восток». Это главная трагедия, и самая драматичная композиция. Раздетая, поверженная, кажется, даже прикованная к надгробию фигура - Трансильвания, отданная Румынии. И пусть не смущает, что фигура мужская: во-первых, Трансильвания по-венгерски называется Erdély, Эрдей, а во-вторых, в этом прекрасном языке грамматического рода нет вовсе. Над ней, в шлеме, как у Александра Невского в фильме Эйзенштейна, и в кольчуге - легендарный герой Чаба, сын Аттилы, персонаж поэм Михая Вёрёшмарти и Яноша Араня, с длинными усами и длинными косицами из-под шлема. «Ждёт момента возмездия» - пишут в пояснениях.
«Юг» выглядит куда спокойнее - как будто после потери Трансильвании отчаяние дошло до крайней точки, и горевать ещё и о землях Хорватии, Бачки и Баната, превращающихся в Югославию, сил душевных уже нет.
Историки отмечают, что вся композиция проникнута не столько духом мщения и агрессией в адрес соседей, за счёт Венгрии обогатившихся, сколько скорбью и стойкостью. Сама установка этих статуй как бы говорит: это случилось. Нам теперь с этим жить.
Хотя, с другой стороны, статуи сделаны из материала не самого вечного. Это не гранит, не мрамор - искусственный камень. Намекали, что не навсегда?
Статуи стоят не в ряд, а полукругом, как четырнадцать фигур на площади Героев. Став в центре, наверное, гражданин должен был почувствовать себя в месте встречи силовых линий, удерживающих пока оторванные куски родины.
В центре стоял ещё флаг с Турулом у подножия флагштока. В постамент заложены были мешки с землёй с оторванных территорий, причём предусмотрены были и дверки - открывать, добавлять землю, когда территории вернутся.
Но флаг поднимали, только когда в 1930-40-е удавалось вернуть части территории… временно. Как раз в попытках эти земли вернуть, Венгрия и вышла на второй круг злоключений, составляющих в Европе ХХ век.
Толком разглядеть статуи на фотографиях не удаётся. Их давно не существует.
Собственно, как раз на этом месте и находится сейчас памятник советским солдатам - почти в точности там, где стоял тот флаг.
1945: из-за памятника советским солдатам виден «Восток». Фортепан
30903 Скульпторы: Kisfaludi Strobl Zsigmond, Pásztor János, Sidló Ferenc, Szentgyörgyi István.
Архитектор постамента с Турулом и флагом: Lechner Jenő. Венгерские имена начинают обрастать характерами, биографиями, лицами: Йено Лехнер - племянник
Эдёна Лехнера, мастера ар-нуво;
в кадрах коронации Карла Габсбурга он - в меховой шапке, с мальтийским (или прусским, как у Иштвана Сечени на памятнике?) орденом на шее.
Инф. и фото:
https://www.kozterkep.hu/9166/irredenta-szoborcsoporthttps://mandiner.hu/hirek/2021/01/trianon-szobrok
Egy elfeledett emlékmű a Szabadság téren - Az Ereklyés Országzászló üzenetei (pestbuda.hu)
A Trianon-szoborcsoport a Szabadság téren az 1920-as években - Budapest Anno (blog.hu)