Друзья, я обращаю внимание, что цель этой рецензии - не только похвалить (или покритиковать) автора, но и на примере подвергнутых критике моментов, провести дискуссию о простом и избыточном в книге, о сюжете и о динамике повествования, о явном или неявном философском подтексте.
-------------
Я очень рада, что книга Анны Гайкаловой «День девятый» попала в мои руки в бумажном виде, потому что это сразу дало возможность не только оценить, но и ощутить ее объем :). Да, книга толстая, свыше 500 страниц. Перед началом чтения такой книги не приходится рассчитывать, что книга «проскочит» на одном дыхании, но с первых же строк начинаешь улавливать динамику развития сюжета. В данной книге с этим непросто.
Как говорится иногда, есть две новости: хорошая и плохая - с какой начать?
Начну все же с очевидного плюса. В книге замечательные, живые, многомерные герои, и описаны они с поэтическим мастерством, присущим Анне, как состоявшемуся поэту. Тут и запоминающиеся внешние характеристики, и образная индивидуальная речь у отдельных персонажей, и свои жизненные установки. Прекрасно выписана главная героиня - сильная, харизматичная, с глубоким внутренним миров, а также с ярко выраженной рефлексией.
А теперь перейду на непременное «Но …».
...
Но слишком много внимания уделено персонажам 2 и 3 ряда (родственники, подруги, их мужья и жены). Они не просто упоминаются в тексте, но поочередно выдвигаются на авансцену, рассказывая об уже об известных читателю событиях со своей позицией. Сюжет они тормозят, распыляют внимание читателя, но по замыслу автора, вероятно, работают на мысль, на концепцию идеи. Поэтому поначалу роман кажется составленным только из мыслей. Тянется спокойное повествование о детстве, юности, молодости главной героини, прерываемое лишь рассказами других лиц.На мой взгляд, многие части истории можно было бы свернуть в компактные фрагменты предыстории, раскидав их по роману. И как это бывает характерно для «романа мыслей», практически отсутствуют декорации драмы - так бывает в современных театральных спектаклях, где действие развивается на фоне темного заднего полотна и нескольких кубиках, на которых сидят и разговаривают герои.
В романе нет картинок ни города (вероятно Москвы), ни интерьеров дома, ни общественных мест. Разговоры происходят на безликих кухнях, в комнатах или в спальнях. Лишь в редких местах промелькнет кровать или книжный шкаф, но кухням не повезло особенно - они все "без лица" (так и в детском доме, и в чьей-то квартире люди просто выходят поговорить на кухню, и мне трудно представить чем эти кухни отличаются).
Итак, чередою плывут мысли-рассказы то главной героини, то второстепенных персонажей. И на первой трети романа возникает желание отложить книгу в сторону. Сюжета нет и, казалось бы, не предвидится. В оправдании затянутости начала есть существенный довод - в тексте поднимаются серьезные мировоззренческие вопросы, редко оставляющие читателя равнодушными. Но сюжет не развивается, нарастание конфликта едва заметно, не развешаны «ружья», которым предстоит где-то выстрелить (или они столь миниатюрны, что я их не заметила :). На этом этапе неизвестно, предполагается ли кульминация - авторский замысел не проявлен.
Однако не зря я отметила, что в этом романе живые, яркие герои. И доказывается это тем, что фактически они сами берут верх над автором, начинают двигать сюжет, обозначают путеводную нить романа. Теперь перед читателем две семьи-антиподы, между которыми и проявляется непримиримое противоречие. Это семья усыновителей, принявших в свой дом троих детей на воспитание, и другая семья - пьющей матери этих детей, лишенных родительских прав. Между семьями нарастает почти незримый, приглушенный конфликт, наиболее ярко проявляемый в формировании характера этих детей.
И вот с какого-то места второй части романа читателю, действительно, уже трудно оторваться от чтения, от наблюдения за тем, как проявляются личности и детей, и взрослых в предложенных обстоятельствах. И на этом этапе чтения, если делаешь паузу, то не потому, что скучно, а потому что сердце начинает переполнять боль за происходящие коллизии: с детьми, с приемными родителями, с деструктивной семьей. Эта часть книги никого не оставит равнодушным, ни тех, кто взял приемного ребенка в семью, ни воспитывающих «кровных» детей, ни просто тех, кто ретроспективно вспоминает о своем детстве.
Интересна также попытка автора разделить главы, переложив между ними короткие библейские притчи, настраивающие читателя на определенный философский лад. Во второй части книги вводятся еще и сакральные или экуменистически-религиозные отзвуки событий: обряды, сны, совпадения, но эту тему я не буду комментировать, как не близкую мне.
Резюмирую: книга обязательно всколыхнёт читателя, обратит его к своей собственной душе, если только он в самом начале не заплутает на многочисленных тропинках романа, а выберется на его главную дорогу.
Источник:
http://galina-vr.livejournal.com/220191.html Я дала ссылку на страничку Галины, но тем, кому тема интересна, совутую пройти дальше - в сообщество (если только доступ открыт). Там можно прочесть и комментарии.