Блиц-опрос Гордона Ньюфелда о привязанности
1. Познакомьтесь с Гордоном Ньюфелдом
Меня зовут Гордон Ньюфелд. Моя специализация - клиническая психология и психология развития. Я живу в Ванкувере с моей женой. У меня пятеро взрослых детей и трое внуков, которых мы очень любим. Дело всей моей жизни - это понять детей, чтобы иметь возможность передать эти знания дальше - родителям, учителям и профессионалам, оказывающим помощь другим людям. Я преподавал в университете и вёл частную практику в течение 40 лет. Я оставил эту работу, чтобы теперь посвятить свою жизнь и все свое время разработке курсов для родителей, учителей, и специалистов смежных профессий. Я обучаю людей и веду курсы на факультетах. Я основал Институт Ньюфелда - это всемирная организация, которая в настоящее время имеет отделения в ряде стран. Моя главная цель - быть в состоянии восстановить природную интуицию у родителей, чтобы вернуть им ведущую позицию в отношениях с их детьми. И я надеюсь, что я буду в состоянии сделать это.
2. Ориентация детей на ровесников в сравнении с ориентацией на родителей
Очень распространенная проблема - дети не слушают своих родителей, когда их друзья и сверстники рядом, и это первые признаки того, что ребенок начинает заменять родителей своими сверстниками. Это то, что я называю ориентацией на ровесников, и этот феномен набирает обороты в нашем сегодняшнем мире. Такие ситуации столь распространены, что мы не замечаем никакого подвоха. На самом деле это не так, как было задумано. Это не было задумано природой. Когда ровесники значат больше, чем родители, когда ребенок получает сигналы от сверстников о том, как действовать, как быть, как думать, что важно, когда ребенок начинает вращаться вокруг своих сверстников, возникает проблема. Это проявляется в том, что дети перестают слушать нас. Но мы прислушиваемся только к тому, к кому мы привязаны, и когда задействован инстинкт привязанности. Это говорит не о поведенческой проблеме, а о проблеме в отношениях, поэтому мудрый родитель скажет: «О, боже мой, я теряю своего ребенка, когда он среди своих сверстников! Мне нужно что-то делать, чтобы уменьшить влияние сверстников». Мы все должны что-то предпринять, чтобы уменьшить влияние. Не ввязываться в соперничество, и не поощрять его, а укреплять отношения. И не нужно забывать об очень важном моменте - о внимании. Даже если у вас хорошие отношения с ребёнком, вы должны суметь поймать взгляд, вы должны найти возможность завладеть вниманием, прежде чем начать общение. Это очень просто. Это суть ритуала приветствия. Вы устанавливаете зрительный контакт, получаете в ответ улыбку и кивок. Постарайтесь этого добиться. Получив взгляд, улыбку, кивок, вы можете просить их убрать одежду, начать взаимодействовать с ними и так далее. Многие родители просто пользуются своей ролью. И они думают, что могут сказать ребенку, что ему делать, просто потому, что они папа или мама, или отчим, или учитель, или любой другой. Это не так. Вы должны завладеть ребёнком перед тем, как давать распоряжения. Эта маленькая мантра может совершенно преобразить ваш дом.
3. Как помочь тревожным детям
Проблем с тревогой у детей становится всё больше. Считается, что один из пяти детей может получить такой диагноз. Это вызывает беспокойство. Небольшая тревога абсолютно естественна, и мы не должны этому удивляться. Она указывает, что все хорошо. Но перед тем как иметь дело с тревогой, нужно понять, откуда она возникает. Кусочки головоломки наконец-то собираются вместе: мы знаем теперь, что тревога является осознанной реакцией сигнальной системы нашего мозга. Сигнал тревоги срабатывает, особенно у детей, когда они сталкиваются с разделением. Когда разделения больше, чем они могут вынести, они чувствуют себя не в безопасности. Проблема с разделением в том, что оно также ослепляет нас, и когда уязвимость слишком сильна, чтобы с ней справиться, мы не можем определить, что конкретно нас тревожит. Наш мозг начинает придумывать причины - возникают навязчивые идеи и стремления - мы начинаем бояться темноты, монстров, на нас надвигается что-то большое и страшное. У детей могут быть все виды навязчивых идей и стремлений. Главное, что нужно понимать - у всех есть эта система оповещения. Тревога до некоторой степени естественна. Мы должны помнить об этом, чтобы понять, как с ней обращаться. Есть два основных решения этой проблемы: одно - уменьшить столкновение ребёнка с ситуациями разделения. Посмотрите вокруг - где ребенок сталкивается с разделением? Подумайте, можно ли его как-то уменьшить. Разделение может быть физическое или эмоциональное, оно может быть даже у ребёнка в мыслях. Здесь нужно делать акцент на связи, а не разделении. А во-вторых, нужно взять ответственность на себя - найти в себе альфа-инстинкты. Вашим детям необходимо опереться на вас, зависеть от вас. Если они не видят, что вы в ответе за происходящее, что у вас всё под контролем, они автоматически чувствуют себя не в безопасности. И поэтому очень важно предложить себя как ответ на потребности ребёнка, быть тем, кто будет поддерживать его безопасность.
4. Метод последствий
В 60-е годы была популярна идея о том, что поведение является средством достижения целей - некоторые из вас, наверное, помнят уроки психологии того времени. Даже сегодня большинство людей считают, что все, что мы делаем, мы делаем с какой-то целью, и поэтому повлиять на поведение можно, устанавливая те или иные последствия. Таково происхождение идеи об естественных последствиях. Но оказывается, в подавляющем большинстве случаев, может быть в 90%, проблемное поведение обусловлено эмоциями и инстинктами. Оно не преследует никакой цели. Ребенком управляют эмоции и инстинкты. В этой ситуации последствия обычно лишь усугубляют проблему. Это вовсе не панацея, как мы думали раньше. Например, если ребенок агрессивен, и мы добавляем последствия, то мы только увеличиваем фрустрацию. Это как если бы мы сказали: "Я смотрю, сегодня тебе трудно справиться с фрустрацией. Дай-ка добавлю тебе еще". Нет никакого смысла поступать так. Конечно, дети могут учиться на последствиях своих действий, но лишь в ограниченном числе случаев. Во-первых, поведение должно преследовать цель - и ребенок должен быть способен управлять им. Во-вторых, ребенок должен быть огорчен тем, что произошло в результате, потому что нельзя научиться на опыте, если нет эмоционального переживания по поводу того, что пошло не так. И, наконец, ребенок должен быть способен предсказывать результаты своих действий. Но если ребенок может расстроиться из-за неудачного исхода и способен предусматривать результат действий, то ему в жизни нужно не так уж много последствий. Ведь учатся не только на своем опыте, но и на чужом, который в изобилии имеется вокруг. Проблема в том, что когда дети НЕ учатся, мы начинаем повышать ставки. Мы добавляем больше, больше и больше последствий вместо того, чтобы посмотреть в корень проблемы. Мы должны обратиться к эмоциям и мотивации - а основных побудительных мотивов у ребенка два. Во-первых, он хочет быть хорошим в ваших глазах, и это следствие привязанности: нам хочется быть хорошими только для тех, к кому мы привязаны. Родители иногда спрашивают: "Как мне сделать, чтобы ребенок вел себя хорошо?" Я всегда говорю на это: "А вы чувствуете в его сердце желание быть хорошим для вас?" Это свято для ребенка, это должно быть в нем. И это задача отношений. Если у вас это есть, вам не нужны какие-то искусственные приемы, вам больше ничего не нужно. И второй мотив: ребенок должен направляться в правильную сторону, руководствуясь вашими представлениями о хорошем. Для этого надо дать толчок хорошим намерениям ребенка. "Я могу на тебя в этом рассчитывать? Ты постараешься?" И нужно увидеть ответный кивок. Если ребенок нацелен в правильную сторону и его сердце принадлежит вам, он хочет быть хорошим, тогда вам больше не нужны никакие приемы. По некоторым оценкам, 95% литературы для родителей посвящено различным приемам. Все они нам не нужны - если взаимоотношения правильные, и если мы осознали корень плохого поведения, который нужно искать в эмоциях и мотивации.
5. Как призвать детей к сотрудничеству
Сопротивление - сам по себе естественный инстинкт. Он присущ каждому из нас. К тому же, это один из путей проявления привязанности, когда ребенок автоматически противится выполнять распоряжения и волю тех, к кому он не привязан. Термин, который я использую - противление. Я позаимствовал его у австрийского психоаналитика Отто Ранка, который развивал свою деятельность почти сто лет тому назад. И противление у детей огромно. Другими словами, с ними трудно с самого рождения. И нам нужно это осознать. Они рождены не для того, чтобы выполнять указания любого человека лишь потому, что он является учителем или родителем. То, что призвано перекрыть этот инстинкт - это привязанность. Недостаточно, чтобы у ребенка просто были взаимоотношения с отчимом, мамой или с кем-нибудь еще, необходимо также, чтобы инстинкты привязанности были активированы. И вот именно здесь кроется ошибка, которую мы совершаем. Мы думаем, что если я - папа, мачеха и т. д., то я могу запросто говорить, что ребенку делать. Я могу начать торопить его с утра пораньше. Вы знаете, что произойдёт с вашим ребенком или мужем, если вы станете торопить их. Они замедлят темп. Если вы скажете им, что они должны есть горошек, это будет последнее из того, что они захотят сделать. Мы все такие. Мы хотим быть хорошими лишь для тех, к кому привязаны. У нас естественная аллергия на единение с кем бы то ни было еще. Это самый естественный инстинкт. Все, что нам нужно сделать - узнать, как перекрыть этот инстинкт в наших детях. Напомню еще раз - это очень просто. Я говорил об этом в других видео. То, что вам никогда не нужно делать - взаимодействовать с безучастным ребенком. Удостоверьтесь, что вы сначала завладеваете ребёнком. Сначала налаживаете связь. Речь идет о том, чтобы добиться взгляда, затем - улыбки, затем - нескольких кивков головой. И когда вы смотрите друг другу в глаза, ребёнок вам улыбается и кивает в ответ, вот тогда вы можете сказать: «Поторопись, пожалуйста!», «Поможешь мне накрыть на стол?» Ребенок всегда согласно кивнет. Вы привлекли на свою сторону мощнейшую силу во Вселенной. Но если мы сначала не завладели ребенком, то все, что мы получаем - это неприятности.
6. Сколько времени проводить перед экраном?
Это важный вопрос для всякого родителя. Технологии вошли в нашу жизнь слишком быстро, нам нужно это осмыслить. Специалист по развитию сформулирует вопрос так: "Какое влияние компьютер и телевизор оказывают на детей в реализации их потенциала как личностей?" Оказывается, что прежде всего детям требуется насыщение их потребности привязанности, и для этого лучше всего подходят родители, так как эта потребность должна удовлетворяться постоянно и непрерывно. И еще детям очень нужна настоящая игра. Это не игра на результат, в отличие от большей части компьютерных взаимодействий и игр; это игра, идущая изнутри, которая начинается после насыщения контактом и близостью с родителями, теплым взаимодействием. Получается, что электронные устройства подменяют собой реальные потребности детей. Значит ли это, что мы должны совсем отстранить детей от экрана? Вовсе нет. Это вопрос готовности. Или если хотите, сравним со сладким. Можно ли ребенку десерт? Десерт - это замечательно. Это просто прекрасно, но только после основного блюда. А что такое для детей основное блюдо? Это то самое чудесное время общения с мамой и папой, во время которого дети получают от родителей призыв к существованию в их жизни, и возникающее вследствие этого игровое, творческое уединение - то есть все то, что движет развитием мозга. Когда дети насыщены основным блюдом, тогда им можно десерт. Так следует рассматривать компьютерные занятия в контексте нужд развития ребенка.
7. Можно ли научить детей быть внимательными к другим
В наше время считается очень важным, чтобы дети были заботливыми и внимательными друг к другу. Нам кажется, что если этого нет, то нужно что-то предпринять. Во многих школах на это делается упор наряду с обычными предметами. Появляются программы подготовки к родительству... И опять мы забываем, что сама природа, сам процесс развития играют в этом центральную роль. Способность к сопереживанию имеет два источника: забота и внимание к другим. Забота абсолютно инстинктивна! Все млекопитающие заботятся о тех, к кому они привязаны. Это замечательное следствие привязанности. Когда с заботой проблемы, это бывает по одной из двух причин: либо нет должной привязанности к тому, к чему или кому она должна быть, либо есть защитное отчуждение от привязанности. Желание заботиться очень уязвимо. И если есть отчуждение, вы можете услышать это в словах ребенка: "мне все равно", "пускай", "это неважно". Это результат эмоциональной десенсибилизации. Решение проблемы состоит в том, что им нужно вернуть их чувства. Нужно смягчить их сердце. Нужны правильные взаимоотношения привязанности. Это что касается заботы. Внимание к другим - это очень интересный момент. Это ключевое направление современной неврологии. Было сделано открытие, что венец всего человеческого развития - это способность переживать конфликтующие чувства, эмоции и мысли. В этом играет огромную роль префронтальная кора. Мы не можем встать на точку зрения другого человека, одновременно имея свою точку зрения, если мы не способны испытывать смешанные чувства в отношении этого человека. Часть меня хочет играть, но часть меня не хочет, чтобы он кричал на меня. Испытывая подобные чувства, мы развиваемся ментально, становимся способными воспринимать контекст, перспективу, других людей. Это начинает происходить, в лучшем случае, не раньше возраста 5-7 лет. И это занимает годы - префронтальная кора взрослого все еще продолжает расти - многие годы требуются для развития этой способности. Но главное, этому не нужно специально учить! Все, что мы должны сделать - это обеспечить условия, способствующие росту, чтобы ребенок мог найти свои чувства, и его сердце было мягким, и отношения правильными. Это две абсолютно необходимые вещи для здорового развития: мягкое сердце и здоровые отношения. Тогда придет сочувствие, и ребенок будет заботлив и внимателен. Нам не нужно беспокоиться об этом. Наше дело - обеспечить основу, то, в чем ребенок нуждается больше всего.
8. Никогда не поздно возобновить привязанность с детьми
Мне часто задают этот вопрос. Родитель осознает, что проблемы исходят из взаимоотношений, и задается вопросом - что делать и не упущено ли время? Или всё надо делать правильно с самого начала? Или есть какой-то критический возраст? Спешу вас порадовать - никогда не поздно! Что хорошо в отношениях, так это то, что это никогда не поздно. Привязанность - прочная привязанность - помогает ребенку всю жизнь, даже когда родителей уже нет в живых. Самое важное, что надо запомнить - это то, что привязанность зависит от дающего, от родителя. Вам необходимо великодушно приглашать детей в свою жизнь - вне зависимости от возраста ребенка, будь то младенец или ваши взрослые дети. И это основа основ. Вам надо на время перестать думать о поведении - когда есть проблема в привязанности, проблемы с поведением симптоматичны и обязательно присутствуют в больших количествах. Вам надо это запомнить; мне пришлось поступить так же, когда мне нужно было завоевать доверие старших дочерей. Привязанность - это база, основа. Нужно пригласить их в свою жизнь, и мне нужно было добиться их взгляда, их улыбок, их кивков. Мне надо было найти свой путь к этому. Иногда нужно убрать конкурентов с глаз долой, их ровесников, их друзей. Нужно пойти или поехать туда, где вы будете подходящей для них компанией. На вас станет ориентироваться их внутренний компас. Так может начаться ваша привязанность. Вы можете сделать так, что детям придется зависеть от вас. Самое важное, что нужно запомнить - такое приглашение в вашу жизнь должно быть в ваших глазах. И помните, что дети очень стремятся к этому. И когда они понимают, что вы - это то, что им надо, их сердца тают и привязанность восстанавливается. Так случается не всегда, но всё-таки чаще случается, чем нет. И когда привязанность восстановлена, намного легче быть родителем, в котором нуждаются наши дети.
9. Ценность застенчивости
Многие родители переживают по поводу застенчивости своих детей. Не стоит тревожиться об этом. Беспокоиться стоит, если ребёнок не застенчив. Собственно, это вызывает гораздо большую озабоченность. Застенчивость абсолютно естественна и она входит в репертуар привязанности. Мы никогда не стесняемся людей, с которыми мы близки, но мы избегаем контакта, близости, разговоров и согласия с теми, к кому мы не привязаны. Это естественная защита для существующих привязанностей. Она появляется где-то на 5 месяце жизни. Первый период застенчивости - это протест против посторонних. Наша природа говорит: “Так, у этого ребёнка уже есть все необходимые привязанности, теперь мы будем их развивать и защищать его от привязывания к кому-либо другому”. Теперь он сможет привязываться только к тем людям, к которым привязаны его папа и мама. Так было задумано природой, чтобы возникла надёжная деревня привязанностей, в которой ребёнок будет расти. К сожалению, стеснительность стали называть патологической боязнью общества те, кто ничего в ней не понимает. Если бы мы только уважали её, если бы только мы её понимали, она бы сообщила нам, что природа всего лишь пытается защитить существующие привязанности. Если мы пытаемся защищать существующие у ребёнка привязанности и действуем через них, то застенчивость просто исчезает. Дети перерастут стеснительность рано или поздно, когда привязанности станут им меньше нужны. Но когда их нужда в привязанности ещё сильна, застенчивость является неотъемлемым элементом.
10. Детская ревность
Конкуренция между детьми или детская ревность, как её часто называют, это очень распространённая проблема. Мы обостряем её, когда обращаемся с детьми как с равными друг другу. Мы думаем, что действуем им во благо, но процессы привязанности так не работают. Они должны поставить детей, которые привязываются друг к другу, одного в доминирующую позицию, а другого - в зависимую. Иначе между детьми начинается сильная конкуренция. Проблема усугубляется. “Мама, он мной командует и не хочет делать, что ему говорят”. В традиционных культурах семья ранжируется очень тщательно. У народов на Бали имена детей отражают порядок их рождения. Предполагается, что один будет ориентиром для другого, а не равным ему. Таким образом, их натура не заставляет их бороться за превосходство. Дети должны взаимодействовать друг с другом внутри семьи так, чтобы все они вращались вокруг родителей. Родители должны иметь наивысший приоритет. Представьте себе планеты и Вселенную. В чём секрет гармонии во Вселенной? Если бы планеты вращались друг вокруг друга, был бы хаос. Они бы врезались друг в друга. Планеты должны вращаться вокруг солнца. Именно это прежде всего важно. Вы сможете гораздо лучше дирижировать поведением своих детей, если они оба вращаются вокруг вас, а не вокруг друг друга. Другой важный момент - это “сватовство”. Когда вы “сватаете” даже двухлетку с младенцем и говорите: “О, смотри, он улыбается у тебя на ручках”, вы сразу видите, как в этом старшем брате просыпается альфа-инстинкт и он начинает заботиться вместо того, чтобы соревноваться. Он становится ориентиром для малыша. В этом весь секрет. Один становится ориентиром для другого. В принадлежности, в важности и так далее. Если вы поступаете так со своими детьми, если вы помогаете “сосватать” одного другому, чтобы он превратился в ориентир для него, то они станут заботиться друг о друге, помогать, учитывать мнение друг друга вместо того, чтобы конкурировать друг с другом. Если бы мы правильно подходили к этому вопросу, проблем с детской ревностью было бы гораздо меньше.
11. Как справляться со вспышками гнева, драками и агрессией
Вспышки гнева, битье, драки - все это распространенные детские проблемы. Собственно, сама агрессия является распространенной проблемой. Фактически, возраст между 2 и 5 годами является наиболее агрессивным из всего периода развития. Агрессия является одним из наиболее неверно понимаемых типов поведения. Нам кажется, что ребенок делает это намеренно. Нам кажется, что ребенок должен быть способен это контролировать. Но на самом деле это указывает на то, что дети полны фрустрации, и не простой, а токсичной фрустрации. Она работает очень просто: когда мы фрустрированы и что-то у нас идет не так, первое, что мы делаем, это пытаемся изменить ситуацию. Дети борются с множеством вещей, которые они не могут изменить. Они не могут отправить сестру или брата обратно. Они не могут все время избегать того, что им не нравится. Они не могут всегда получать все, чего им хочется. Они не могут все время быть лучшими. Они не могут все время выигрывать. Им не прочитают ещё одну сказку сегодня вечером. Когда они встречаются с обстоятельствами, которые не могут изменить, то смысл этого столкновения с тщетностью состоит в том, чтобы привести их к слезам тщетности. Это небольшой, но удивительный процесс, который происходит в мозгу. Мозжечковая миндалина, командный центр лимбической системы, посылает сигналы в слезные железы и глаза увлажняются. Слезы могут появиться по многим причинам, но слезы тщетности означают, что ребенок столкнулся с тщетностью и прочувствовал ее. Так происходит приспособление. В нас заложено приспосабливаться к тому, что мы не можем изменить. Итак, когда ребенок дерется, когда ребенок нападает, когда он крушит вещи или у него возникают вспышки гнева, - это говорит о том, что, во-первых, ребенок фрустрирован, во-вторых, он борется с чем-то, чего он не может изменить, но и в-третьих, - что он ещё не прочувствовал тщетность в своей жизни. Основной сложностью при вспышках гнева является то, как перевести этот гнев в слезы, не добавив еще больше фрустрации, еще больше всякого рода последствий, потому что это только еще больше навредит ребенку. То же самое касается и детей старшего возраста. Агрессия сигнализирует нам, что ребенок еще не выплакал слезы по поводу того, с чем он борется. Дети постарше плачут про себя - мы называем это печалью и разочарованием, но это все то же движение от злости к печали, которое должно произойти. И если у нас, родителей, есть понимание этого процесса, оно окажет нам большую помощь и существенно облегчит ситуацию, пока природа сама не разрешит эту проблему, и ребенок не станет способен испытывать смешанные чувства. Где-то в возрасте между 5 и 7 годами большинство детей вырастают из агрессии естественным путем, и нам необходимо поддерживать их смешанные чувства, потому что это решение, предусмотренное природой.
12. Когда дети плохо себя ведут
В моей сорокалетней практике консультирования родителей, думаю, не было более часто задаваемого вопроса, чем "Что делать, когда ...?" Этот вопрос стоит на первом месте у любого родителя. Ключевым моментом является осознание того, что большинство поведенческих проблем уходят корнями в инстинкты и эмоции, и бороться с симптомами довольно бесполезно. Главным подходом, основным принципом в этой ситуации является “не навреди”. Если мы не причинили вред, если мы не разрушили отношения, не ущемили достоинства, нам удалось выйти из проблемной ситуации, не усугубив ее, тогда все будет в порядке. Мы придаем слишком большое значение инциденту. Если мы делаем замечание: "Не надо так разговаривать с сестрой", "Мы не произносим такие слова в нашем доме" или: "Ты знаешь, что тебе следовало выключить телевизор 10 минут назад", то мы должны сформулировать его просто и не стыдить ребенка. Если мы делаем замечание, то наиболее важным является перекрыть проблемное поведение. Перекрыть - значит подняться над проблемным поведением и обозначить то, что остается неизменным, что вас соединяет. Этот процесс перекрывания показывает, что отношения важнее проблемы. Скажите: "Все в порядке. Я все еще твой папа. Я с нетерпением жду, когда мы будем вместе смотреть игру", - обязательно перекройте проблемное поведение. Это отделяет отношения от всего остального. Потому что любой ребенок хочет знать, все ли в порядке между вами. Вы заверяете его, что между вами все в порядке, и только тогда вы можете заниматься проблемой. Что касается инцидента, то лучше сначала его обдумать. Нам лучше выйти из этой ситуации, и чем скорее, тем лучше. Нужно понять, что работать нужно не в контексте проблемного поведения, а с отношениями. Когда вы задействовали отношения, когда вы завладели взглядом, получили в ответ улыбку, кивок, только тогда начинайте действовать. Постарайтесь подвести ребенка к добрым намерениям, помогите ему перейти от злости к печали, если нужно, помогите ребенку обрести смешанные чувства. Мы так много можем сделать, чтобы добраться до истоков проблемы. Мы можем достичь в этом огромных успехов. Но сам момент инцидента - это не то время, когда нужно принимать меры. Сам по себе инцидент лишь уведомляет нас о том, что есть проблема. Мы всегда должны работать именно в контексте отношений. Ничто не заменит разговоров. Разговаривать с нашими детьми - наиболее важный способ взаимодействия с ними.
13. Как прекратить травлю
Травля слабых - это поведение, с которым чрезвычайно трудно справиться. Те, кто думает, что в его основе лежит стремление к власти, или что издевательствам можно научить, что их можно перенять, что на них можно повлиять методом естественных последствий, или что в основе лежит недостаток сочувствия, не видят сути. Травля слабых наблюдается у всех млекопитающих, она коренится глубоко в инстинктах и эмоциях, и имеет две предпосылки. Первая - это альфа-комплекс, когда ребенок (или взрослый) должен быть во главе, чтобы доминировать, распоряжаться и управлять. Так вот, мы имеем альфа-комплекс с его альфа-инстинктами, которые по какой-то причине потеряли гибкость: ребенок не может зависеть от тех, кто за него отвечает. Однако назначение альфа-инстинктов у всех животных - это забота о слабых, забота о раненых, забота о зависимых. Проблема в том, что если лимбическая система нашего мозга хочет заставить нас заботиться, ей приходится подводить нас к этому через чувство ответственности и желание заботиться - а это очень уязвимые чувства. И если присутствует какая-либо эмоциональная десенсибилизация - а сегодняшние дети просто бегут от уязвимости - то ребенок попадает в защитное отчуждение в том числе и от чувств заботы и ответственности. Тогда вы часто слышите: "Мне все равно", "Это неважно" и никогда: "Извини". И вот что происходит тогда: альфа-инстинкты расходятся с их предназначением в человеческой природе. Происходит перверсия, извращение альфы. Вместо комплекса заботливой наседки, вместо комплекса спасателя, вместо комплекса лидера приходит сенсибилизация к признакам слабости и уязвимости с целью доминирования. Таким образом, это явление глубоко коренится в инстинктах и эмоциях. Только когда мы создаём правильные отношения между обидчиками и сильными взрослыми альфами в их окружении, когда они становятся способны участвовать в этих отношениях, когда мы можем смягчить их сердце - только в этом случае мы воздействуем на источник проблемы. Это альфы, сбившиеся с курса, и эта проблема нарастает в нашем обществе. Бороться с этим можно, и решение заключается в правильных взаимоотношениях и мягком сердце.
14. Альтернатива методу “дайте ребёнку выплакаться”
Это ужасная идея - позволять детям плакать до тех пор, пока они не уснут. Такая идея, такой совет не имеют ничего общего с тем, что на самом деле нужно ребенку, и с тем, как происходит развитие ребенка. Когда дети плачут - от расстройства, переживания или тщетности - им нужно плакать в объятиях того, кто отвечает за них. Да, дети могут уснуть от плача, так случается в отделении для новорожденных, но этот сон является психологической защитой. Самое сложное для ребенка - это разделение, и когда мы говорим: «Ну всё, заканчиваем разговоры, я закрываю дверь», - мы сталкиваем ребенка с разделением и тревожностью. Это возводит психологическую защиту, и ребенок действительно из-за нее засыпает, но это неверный способ уложить детей спать. Детям надо засыпать в расслабленном состоянии, в комфортном месте, где всё хорошо, так, как делаем это мы. Если вы как родитель правильно организуете сон, то это будет основой для всех остальных видов взаимодействия. Две вещи являются наиболее важными. Первое: нам надо обеспечивать непрерывность отношений с детьми. Вам нужно отвечать на потребность детей быть в контакте с вами в любое время, поэтому если они не видят вас, то пусть, например, слышат. Если не слышат, то пусть чувствуют ваш запах, для этого вы можете положить свою пижаму рядом или вокруг ребенка. Обеспечьте им это чувство близости каким-либо образом. В результате их привязанность становится такой глубокой, что дети могут чувствовать близость с нами, даже не находясь рядом физически. Они привязаны к нам своим сердцем. Они привязаны через подражание, похожесть. Это наша главная цель, и нам надо быть терпеливыми. Дети вырастут из этого. Другой момент - мы не должны обращать их внимание, их мысли на разделение. Они должны представлять нашу следующую встречу, и это ключевой момент для всех проблем со сном, поэтому всегда фокусируйтесь на следующем шаге в вашем взаимодействии. “Мы встретимся во сне”. Если дети не могут вынести и малейшей разлуки, мы достаем таймер на 2-3 минуты и говорим: “До того, как выйдет время, мама вернется, папа вернется. Я хочу ещё раз тебя обнять”. Всегда нужно обращать внимание на эту связь и на встречу, которая будет после. Постепенно ребенок сможет дорасти до ожидания утра, чтобы просыпаться вместе с вами: “М-м-м, я придумал нам кое-что вкусненькое”. Если вы говорите: «Увидимся во сне», позаботьтесь о том, чтобы вы могли рассказать интересный сон про вашу встречу, если вас спросят об этом утром. Вскоре ребенок привыкнет к мысли, что сон означает новую встречу с вами, и тогда он будет с нетерпением ждать отхода ко сну. Процесс засыпания станет проходить всё лучше, и если вы сможете решить эту проблему, то у вас получится решать любые проблемы, возникающие в детстве, потому что самое главное - обращать внимание детей на следующую встречу. Таким образом, вы смещаете акцент с расставания, перекрываете его.