Это был денёк, которым стоит поделиться. Сегодня я с вами как куратор благотворительного фонда "День добрых дел" по Волгоградской области. Вместе с Дедом Морозом и лучшими волонтёрами фонда я приглашаю вас съездить по важному делу в Михайловку - райцентр нашей области. По пути расскажу, почему благотворительность - это весело, как обещаю в заголовке.
А вообще это будет пост-матрёшка. Два в одном. Под катом вас ждут полсотни фото и одно видео, а также спойлеры, смысл которых я объясню чуть позже.
1. 10 января, последний день каникул. Вставать не хочется, но надо: дорога длинная, а вернуться хочется дотемна. Почему двое похожих часов? Одни подарили родители, другие - друзья: увидели в магазине, обрадовались, решили, что мне очень понравится. Провела на кухню, показала, почему они так решили. Ну да, так бывает: смотришь и не видишь, но в подсознании отпечаталось. Ну и ладно, кто сказал, что двое часов не могут висеть на одной стене? Это ж не рука.
2. Погодка-то что-то не радует. Ох, будут нам сюрпризы на трассе!
3. Пока я пью свой капучино, расскажу немножко о нашем фонде и его проекте, которым я занимаюсь. Фонд, как я уже сказала, называется "День добрых дел", dendd, он создан в Казани, там много разных направлений, а я уже почти три года занимаюсь одним - "Особенные дети". Казанские волшебники сделали стул для удобной жизни ребенка с ДЦП. В таком стуле ребенок может делать все то, что другие дети делают в любой мебели: читать, рисовать, смотреть мультики, да и поесть тоже удобно. Особенность этих детей в том, что без маминой помощи они не могут обойтись, и чтобы мама занялась своими делами, спустив ребеночка с рук, его приходится подчас привязывать к стулу полотенцем. Ну кому это понравится? Такую мебель производят в мире, но стоит она безумных денег. А в Казани - и это настоящее чудо - стул уже три года стоит все те же 10 тысяч рублей. Мы и на них-то с трудом набираем денег, но доставка стоит как чугунный мост. В нашей области еще ничего, а вот в районы Красноярского или Алтайского края доставка стоит как два стула. Поэтому мы придумали такую схему: из Казани стул привозят на склад транспортной компании, откуда мы ее забираем, а дальше - придумываем, как доставить. Ищем оказию или, как в этот раз, едем сами. В конце прошлого года вот так же сгоняли в Камышин, а сегодня нас ждут два малыша в Михайловке.
Кофе допили, выходим!
4. Селфи перед выходом и - по матрёшкам!
5. Поехали! За рулем Дмитрий Селезнев, он вечно у нас за рулем, на его имя приходят посылки из Казани, он их забирает и терпит эти коробки в своем офисе, пока мы не найдем, кто повезет их дальше. Думала, что на фото будут видны часы, но нет, придется поверить на слово, что мы выехали в 9, как и планировали.
6. А вот и второй участник экспедиции - Александр Балыбердин (слева). У него сегодня особая роль...
7. Учитывая нахлынувшие на нас снегопады, устройство этой машины интересно всем. Доедет эта бричка до Михайловки или не доедет?...
8. Ехать по московской трассе и не остановиться в городке дальнобоев под Иловлей - нельзя. Здесь обязательно нужно съесть беляш и запить его кофе из пакетика. Ну такой, знаете, три в одном в пластиковом стакане? В обычной жизни такое в горло, может, и не полезет, а тут всё в образе.
9. А вот и еще один участник экспедиции - фанат настоящего чая и мегасборщик волшебных стульчиков Денис Высоцкий что-то долго выбирает.
10. Стоило угостить этого котика...
11. как тут же появился второй, за ним пришла собачка... И мы сбежали!
И вот сейчас я вам объясню про пост-матрёшку и спойлеры. Ехать нам долго, больше двух часов, и в дороге, конечно, разговоры обо всем на свете. А я рассказывала о своей декабрьской поездке в Сочи. После обучения по очень интересной программа "Быть блогером - иметь влияние - разбираться в медиа" нас, доучившихся (а мы учились заочно, на вебинарах), пригласили на финальный аккорд этой программы. Он проходил в шикарной гостинице Radisson Blu, что в двух шагах от Олимпийского парка, но, по правде говоря, на парк времени было мало: два дня с утра до вечера учились медиа-премудростям.
Кое-что из моих рассказов в пути я повторю и здесь, но, поскольку "много букв" все же неформат для сообщества, эти лирические отступления скрою под спойлерами, кому интересно - добро пожаловать, а остальные смогут не отвлекаться от картинок. [Быть блогером]
Я уже много лет участвую в разных блогерских тусовках, немало и сама организовала, но вопрос "кто такой блогер" все равно висит в воздухе. Было время - так называли только тех, кто ведет блог в ЖЖ или (реже) на какой-то другой блог-платформе. Сейчас такой привязки к базе нет. И в инстаграме - блогеры, и в фейсбуке, и где угодно. Ведешь свою страничку, публикуешь что-то более-менее регулярно - всё, ты блогер. Но чувство неловкости не покидает. Иной раз смотрю на самых крутых блогеров и не понимаю: кто эти люди, зачем они все это пишут, кому и зачем? Для чего отращивают «социальный капитал», который, конечно же, никакой не социальный и не капитал. Или это только я в эти слова вкладываю другой смысл? Когда я поставила себе цель войти в первую тысячу по рейтингу в ЖЖ, я туда вошла, поняла принцип, но ответа на вопрос «зачем?» так не нашла. В этот раз в компании, которую собрала Татьяна Магера gerama, странных чувств не было: у большинства участников конференции есть свои проекты, и это точно не цифры СК в ЖЖ. Узнаваемость, влияние - это не цель, а средство достижения совсем других целей. Поэтому такой бурный интерес вызвала, например, лекция о краудфандинге - публичном сборе средств на проект. С чего начать, как преподносить информацию о себе и команде, какие сопутствующие расходы - все это интересно тем, для кого социальный - это проект, а не цифра рейтинга.
Для нашего благотворительного проекта краудфандинг на специализированной площадке вроде Planeta.ru или Boomstarter.ru не подходит, там нужны проекты, имеющие начало и конец. Вот если мы решим снять фильм о наших подопечных - тогда да, знания об устройстве этих платформ пригодятся.
Когда у тебя есть цель, нет смысла замыкаться на какой-то одной платформе или соцсети. У «контакта» и инстаграма разные аудитории, значит, разные запросы и отдача. И если мы знаем особенности той или иной соцсети (а об этом нам тоже много полезной информации дали), мы можем осознанно подбирать, к кому как обратиться, что сказать и что показать.
Однажды я проводила интернет-аукцион картин для наших особенных детей. Задействовала почти все соцсети, кроме «Одноклассников». Казалось бы, должен был выстрелить инстаграм - картины же, а нет, самым эффективным оказался ВК, там я и продала обе картины. Там аудитория отзывчивая, подрывная. А для нашего проекта «Особенные дети» самым эффективным оказался фейсбук. Большинство наших сегодняшних доноров и волонтеров - здесь. Но давайте прервемся и выйдем из-под спойлера, мы же почти приехали.
12. Это Михайловка - цель нашего вояжа!
13. Первый адрес находим легко, и во дворе начинается чудесное превращение...
14. Сашина черная борода заменяется белой...
15. Ну, каков? А?
16. Без фотосессии никак!
17. Уже не вспомню, что нас так развеселило, но хохотать мы продолжали даже в квартире. Пришлось извиняться. Но хозяева были так ошарашены появлением Деда Мороза, что, кажется, утратили дар речи.
18. Дед по привычке врезался в сборку стула, но мы его спровадили к Айлине.
19. Дед Мороз же приходит к ребенку, да?
20. Они с Айлиной быстро нашли общий язык.
21. Стул - гениальное творение. И сделан на совесть. Служит долго - проверено! Мы пытались вторичный оборот запустить, обычно всех предупреждаем: вырастете, научитесь без него обходиться - дайте знать, мы его снова трудоустроим. За мою практику был всего один такой случай, когда мама позвонила и предложила забрать. Секрет-то в том, что мамочки этот оборот без нашего участия организуют. Они все друг друга знают и делятся, чем могут.
Вот и мама Айлины сказала, что сама найдет, кому его передать. Айлина наверняка скоро научится обходиться без него. Ей и подголовники не нужны, но мы их оставили, как раз на тот случай, если следующему малышу они пригодятся.
22. Ну вот, все готово, приступаем к примерке! Система ремней у стула - как у космонавта. Я всегда так говорила, считала, что сама придумала. Но в прошлую нашу поездку в Камышин мы после того, как отвезли стульчик, зашли в местный краеведческий музей и увидели там то кресло (или как оно называется?), в каком космонавты приземляются. Так вот система ремней там - один в один.
23. Это традиционное - отчетное - фото. На обратной стороне плакатика с лого фонда - инструкция по его сборке. Она пригодится родителям, если они захотят что-то в нем отрегулировать.
24. Едем дальше! Саша не переодевается, и мы колесим по городу в поисках второго нашего адреса, развлекая и пугая сонных михайловцев. Детям Дед машет, водителям - грозит, а мы умираем со смеху. Собаки - и те в шоке.
Но пока мы в пути, добро пожаловать под спойлер - продолжу рассказ о медиа-премудростях для настоящих блогеров.
[Разбираться в медиа]Очень интересное занятие у нас было по продвижению социальных проектов в инстаграме. Как мне кажется, для нашего благотворительного фонда инстаграм не очень подходит. Но методика полезная - особенно ее первые шаги. Начиная проектировать продвижение, прежде всего определяемся со своей аудиторией. Для нас она уже очевидна: это состоявшиеся в профессии люди в возрасте 25-45 примерно, со средним уровнем дохода и потребностью в самореализации. Есть особые случаи, когда благотворительность становится методом воспитания собственных детей, но чаще все это делается для себя. Есть у людей потребность делать мир лучше, но не всем работа дает такую возможность.
Наверное, благотворительностью бы занималось больше людей, если бы система была более прозрачной, и в ней не крутилось бы столько жулья. Мы же предлагаем простую и понятную возможность сделать доброе дело без особого надрыва. Так вот, нашей аудитории инстаграм не подходит - это девичья сеть для красивых картинок. А у нас с красивыми картинками напряг. Это мы плавно подошли ко второму шагу нашего проектирования: нужно сформулировать инсайд, идею, вокруг которой будет выстроена вся наша информационная политика.
Для "Дня добрых дел" инсайд сформулирован давно. Может, вам покажется, что он звучит цинично, но это правда. Благотворительностью мы занимаемся не для других. Для себя! Фонд с его прозрачной и даже примитивной схемой дает простую и ненапряжную возможность проявить свои лучшие качества. Когда я продавала картины, я так всем и говорила: вы покупаете не просто предмет интерьера, вы покупаете напоминание о том, что однажды вы сделали доброе дело. Совершили благородный поступок.
И вот еще что. Согласно совместному исследованию проекта Добро Mail.ru и ВЦИОМ, 25% граждан России считают основным стимулом для занятия благотворительностью позитивный опыт знакомого или известного человека. 30% населения страны таким стимулом называют поддержку друзей и членов семьи. А это значит, что, если вы доверяете благотворительной организации и расскажете об этом вашим друзьям, то каждый четвертый из ваших друзей станет ей помогать.
Именно поэтому мы рассказываем о людях, которые помогают, а не постим фоточки несчастных детишек. Будем честны: дети с ДЦП редко бывают мимими, от которого у вас сердечки сжимаются. Если рядом поставить фото ребенка и собачки из приюта, собачка вызовет больше эмоций (да, я ревную - и не скрываю!). Никому никого не жалко на самом деле. И мы не бьем на жалость. В нашей работе нет срочности, нет надрыва. Мы просто делаем свое дело.
Ладно, раз пошел такой разговор... На одной из лекций нашей конференции мы разбирались, что такое стресс и как с ним справляться. У меня есть своя методика. Если в жизни появляется большая проблема, ее нельзя уменьшить, но можно уменьшить ее значимость. Вытеснить на периферию. Найдите того, кому хуже, чем вам, и помогите. И поучитесь у людей справляться с трудностями.
Мы как-то приезжали в городишко под названием Краснослободск, дитё дома не застали, наш подопечный уехал с папой на лечение, мама была дома одна. Квартира в двухэтажном доме куплена за 600 тысяч в ипотеку. Газа нет. Туалет на улице. Отопление - печное. Ребенок даже головку не держит. Представили? Мама светится счастьем: она горда за своих мужчин, ведь так редко папы привозят своих детей на лечение, тем более таких, которые совсем о себе позаботиться не могут. И она беременна! Этих людей никаким трудностям не победить, понимаете? А у нас, видите ли, жемчуг мелок... Да все наши сложности - так, тьфу, плюнуть и растереть, по сравнению с тем, что она преодолевает каждый день, эта девочка. Смотреть - и учиться! Вот вам еще одна часть нашего инсайда.
Но мы приехали, выходим из машины!
25. Эх, Дэна не видно, ну да ладно. Заходим!
26. В прихожей становится тесновато, а первую встречу Артема и Деда снять нужно. Простите мне качество этой фотографии за эмоции мальчика и его мамы!
27. Ну вот так, пожалуй, получше будет, да?
28. Дмитрий и Денис уже собирают стул, папа Артемки пытается участвовать, но его помощь не нужна на самом деле.
29. Пусть уж лучше понаблюдают за нами.
30. Попыталась уместить в кадре всю компанию, но опять не получилось. Мама Оля скрылась на кухне.
31. Примеряем!
32. Коронный номер Дениса: подгонка стула под его обладателя.
33. Фото с Дедушкой?
34. Папа изучает, как сориентировать части стула по росту Артёмки. Тут все регулируется - вверх, вниз, вширь. Стол, кстати, на липучках, в комплекте есть еще подлокотники, но они мало кому нужны, вот стол - даааа!
35. Вот тут мне становится неловко. Кажется, Ольга не спала всю ночь, чтобы приготовить такой обед! А компот из бабушкиной вишни! Оооо...
36. И это еще на столе не все поместилось! Нас в первый раз так встречают. Да и мы не всегда даже на чай остаемся, времени мало, но тут не устояли.
37. Садимся в машину. Ого, да тут уже и фоточки выложены! Время видно? Почти два часа. Как мы и планировали. Было смутное намерение заглянуть в краеведческий музей, но из-за капризной погоды решили, что не стоит задерживаться.
38. Поехали!
39. И хоть так, на ходу, глянем на Михайловку. Погодка-то разгулялась, но ветер жуткий. Надует нам сейчас...
40. До Волгограда путь неблизкий, так что мы еще успеем с вами поговорить под спойлером. Пошли?
[Иметь влияние]Я поменяла местами части названия нашей конференции, если вы заметили. Мне кажется - так логичнее. Что же значит - иметь влияние?
Отчасти я уже об этом сказала во второй части: мы с вами лично не знакомы, но если мой медиа-образ вам симпатичен, и вы решаете заняться хорошим делом вместе со мной, - это уже влияние. Но есть и конструкция посложнее. Как сработало влияние блогеров в нашем проекте? В конце прошлого года Татьяна Гордина tsss в фейсбуке написала, что очень нужна помощь по доставке стульев в отдаленные районы - по той же схеме, по какой мы сегодня действуем. Ростовская область, Красноярский край - не помню уже, что еще. Я посмотрела на список своих друзей и поняла, что не справлюсь. На помощь пришла наша королева блогеров - Татьяна Магера. У нее-то есть знакомые по всей Руси великой. Она призывала их к диалогу, мы объясняли, что нужно, - и глухие для фонда направления "закрывались" одно за другим.
В конце дня посчитали, сколько сэкономили благодаря помощи совсем незнакомых людей. Почти 80 тысяч! Это значит - 8 (восемь!) стульев! У меня, честно говоря, аж слезы подкатились. Вот для этого и нужно влияние. Загрызу любого, кто скажет, что социальные сети - пожиратели времени, пустое дело и так далее. У вас в руках инструмент, и только от вас зависит, как вы его используете.
И вот еще что. Еще одна фишка с нашей конференции. Новый медиа-тренд - объяснительная журналистика. Это когда публикация показывает связь разных явлений, событий, а самое главное - отвечает на вопросы, включая самый наш любимый "и что?". Точнее, даже так: и чо? Надеюсь, что этими тремя спойлерами я ответила на все вопросы? Включая любимый.
За хорошее поведение я наградила мальчиков конфетами - и не простыми, а с предсказаниями. Или пожеланиями.
41. Дмитрию досталось про лучшие чувства, которые движут человеком.
42. Денису (ну не зря же он у нас по финансовой части трудится) - про дружбу, которая лучшие облигации общества.
43. Александру: большую дружбу нельзя описать, только пережить.
Где ж моя такая бумажка? Кстати, переводчик из меня так себе, если поможете перевести точнее - будет очень мило с вашей стороны.
44. Где солнце? Нас заметает!
45. Но в городе вроде получше?
46. Всё, мы почти дома!
47. Чаааай! Горячий! И немножечко моей коллекции ангелов.
48. Время позволяет еще успеть на почту, там сегодня до шести. Посылка пришла с новогодними гостинцами - наконец-то!
49. Почта справа, на стене оригинальный памятник - диктору Левитану. Впереди ёлка, но к ней совсем не тянет, уж очень сильный и холодный ветер.
50. Заодно отправлю в фонд акты, подписанные мамочками. Первый случай в моей практике, что отправляю день в день. Обычно коплю...
51. Почта у нас такая... гибридная. Ленин стоит на витрине. Тут пусто совсем, зато там, где выдают посылки, - толпа народу. Подарки прибыли!
52. А это из моей посылки. Какое все милое, теплое, трогательное...
И вот тут у меня будет провал. Учитывая резкое похолодание, решила с вечера прогреть машину и отскрести со стекол лёд, чтобы не заниматься этим утром. Мне на работу к восьми, не хочется вставать на полчаса раньше ради этой процедуры. Лучше уж сейчас. И правда, больше получаса ушло, чтобы растопить корку на лобовом стекле. Разморозку не запасла... Машину отогрела - сама замерзла. Пришла домой, что-то съела - и прыг в теплую ванну. Это я вам не покажу.
53. Начала разгребать фото из поездки. Думала - чуть-чуть, но, как всегда, увлеклась... Оля, мама Артёмки, прислала СМС, потом - в ответ на фото - письмо. Благодарит. Артёмке давно пора спать, а родители не могут его из стула вытащить - не хочет. Это, кстати, часто: даже если дети поначалу недовольны, потом обнаруживают, как им удобно в этом стуле и буквально живут в нем. А у Артема, оказывается, это был первый в жизни Дед Мороз...
54. Ой. Спать! Срочно!
И вам доброй ночи и сладких снов! Спасибо, что провели этот день со мной и с фондом dendd.
Проект "Особенные дети" - здесь во всей красе. С заявками детей - может быть, из ваших регионов. И реквизитами, на которые можно перечислить любую сумму. Не думайте, что благотворительность - это дорого. Это весело!