Викторианские купания.
Raoul Du Gardier
Elegantes Sur La Plage
Купальный костюм в викторианскую эпоху.
На протяжении веков специальной одежды для купания не существовало. Водные процедуры принимали либо вовсе без одежды, либо в неких покрывалах, либо вообще не раздеваясь.
После падения Римской империи традиция принятия водных процедур была утрачена на сотни лет. К купанию в морских водах и реках вновь начали приобщаться лишь в XVIII веке, когда на побережьях Франции и Англии стали появляться курорты. Пляжей в нашем нынешнем понимании, конечно, не было, и вместо них прямо на воде строились специальные купальни (мужские и женские отдельно).
Приобщение людей к водным процедурам шло очень медленно: долгое время мало кто осмеливался заходить в воду, а о плавании и нырянии речи вообще не было. Мужчины и женщины - каждый на своей стороне пляжа - топтались на мелководье, брызгались, порой приседали на корточки, а наиболее отчаянные барахтались в воде. Но и такие морские купания были редкостью.
Понятия купального костюма тоже не существовало: женщины купались в платьях, которые мало чем отличались от повседневных (разве что фасоном). Купальная одежда была далека от практичности и удобства, стилю наряда значения тоже не придавалось. Единственным критерием служила скромность. Чаще всего женщины входили в воду в платье длиной до пят, с корсажем, а то и с кринолином. Под платьем обычно было плотное белье, на ногах чулки и матерчатые туфли или сапожки, на голове чепец. Нередко, для того чтобы платье не задиралось в воде, женщины пришивали к подолу платья металлические предметы.
Появление железных дорог сделало пляжи доступными для большого количества людей, которые устремились на морское побережье, желая отдохнуть, заняться спортом, поправить здоровье. Возникла необходимость в специальной одежде, которая могла быть скромной, но не должна была сковывать движения человека. Портные начали пробовать предлагать женщинам более облегченные платья для купания. Это были своеобразные туники, стянутые поясом и панталоны ниже колен. К такому наряду прилагались черные купальные чулки. Наиболее смелые купальщицы начали входить в воду без обуви. Мужчины в это время облачились в облегающие фигуру хлопчатобумажные трико, как правило, в сине- или красно-белую полоску, с рукавами до локтя и штанинами до колен.
Однако кардинальные изменения в мире пляжной моды начали происходить в конце XIX века после того, как плавание было объявлено официальным Олимпийским видом спорта. Можно даже сказать, что именно мужчины-спортсмены оказались законодателями мировой пляжной моды: шокируя всех своим бесстыдством, отчасти компенсируемым превосходным телосложением, они ввели в обиход короткие облегающие треугольные плавки из красного ситца. Постепенно совершенствовался и женский купальник. Так, в 1880 году появился первый совместный купальный костюм, напоминающий сшитые вместе блузу и шортики. К нему прилагались юбка ниже колен и кепи.
С наступлением ХХ века началась настоящая `пляжная революция`. Несмотря на преследования блюстителей закона (по которому дамам запрещалось оголять части своего тела на людях), купальные костюмы продолжали уменьшаться в размерах, а пляжная мода становилась все более смелой и дерзкой. В 1907 году за слишком открытый купальный костюм в США была арестована австралийка Анетт Келлерман. Однако укорочение купального костюма было уже не остановить, и в скором времени примеру австралийской пловчихи последовали тысячи женщин всего мира.
Для купания существовали так называемые купальные машины - совершенно необходимый атрибут любого пляжа. Они позволяли людям заходить в воду и купаться без нарушения представлений викторианцев о скромности. Эти машины представляли собой закрытые деревянные кабинки с потолком. Купальные машины были необходимой частью пляжного этикета, в первую очередь для женщин, чем для мужчин, скрывая их от посторонних глаз.
Люди хотели наслаждаться морем в полной уверенности, что никто не увидит их в купальных костюмах, которые были совсем не подходящей одеждой, чтобы показываться в них в обществе.
Как этими машинами пользовались? Человек заходит в маленькое помещение купальной машины еще когда он стоит на берегу в своей повседневной одежде. В уединении кабинки он переодевается в купальный костюм, а одежду складывали в подвешенный ящик, чтобы та не промокла. Затем машина спускалась в воду. Обычно ее вели лошади, иногда это делали и люди. На популярных водных курортах были рельсы, по которым удобнее спускать купальни, или даже они спускались автоматически на паровом двигателе. Уже в воде купальщики спускались по ступенькам вниз, в основном купальные машины имели двери с двух сторон, те, у которых была только одна дверь, разворачивали в воде. Таким образом купальная машина загораживала вид на купальщика с берега, обеспечивая уверенность в собственном уединении.
Часто к кабинкам «в приложении» шел человек, которого называли Dipper. Это был сильный человек одного с купальщиком пола, который помогал в переодевании и спуске в воду и подъему обратно. Так же купальни имели при себе небольшой флажок, который купальщики поднимали, когда хотели вернуться на берег - чтобы их забрали из воды.
Появились купальные машины впервые в 1750, а к 20ым годам 20ого века почти исчезли.
Horace van Truith
Scene De Plage
Firmin Marcelin MIchelet
Mascart Gustave
William Frith
William Merritt Chase
Conrad Wise Chapman