О математическом образовании во Франции (выношу из комментов)

Jan 07, 2017 16:55

Я преподаю математику во французском университете, а потому несколько раз в год должна отвечать на один и тот же вопрос: имеют ли отношение к истине десятилетиями гуляющие по сети апокалиптические тексты про французское математическое образование?

Пожалуй, вынесу из комментов и отвечу раз и навсегда, чтобы потом только давать ссылочку.

1. ( Read more... )

образование, faq, франция, работа

Leave a comment

Comments 48

mona_silan January 7 2017, 19:12:12 UTC
Одновременно ругают "нынешних" студентов (в любом году и десятилетии) и ставят им в пример некий золотой век образования, когда все студиозусы были прилежны и жадны до знаний. Когда этот век был, никому неизвестно. Параллельно существует миф об удовольствиях студенческой жизни, совершенно не пересекаясь с первым.

Reply

anna_frid January 7 2017, 19:23:32 UTC
Это да. Но с Францией есть еще отдельное дело: по сети ходят несколько текстов на русском содержания "я весь такой умный в белом пальто стою красивый, а тут у них в Париже студенты ужасные, ужасные, просто ужасные студенты, как я их презираю". Причем автор даже не врет напрямую: французские первокурсники бывают сколь угодно дремучи. Он просто профнепригоден с таким отношением к людям, с которыми ему надо работать.

Reply

mona_silan January 8 2017, 13:05:18 UTC
Дело даже не в текстах как таковых. Мало ли кто чего пишет, в конце концов есть просто люди-нытики, которые любую неидеальность в жизни раздувают до глобальных масштабов, длео в том еще, как охотно за эти тексты хватаются в рунете. Точка зрения одного человека, не подкрепленная параллельными фактами, автоматически объявляется истиной в последней инстанции.
И вот это неумение и нежелание искать пруфлинки куда печальнее дремучести французских первокурсников.

Reply


avmiag January 7 2017, 21:25:02 UTC
(в академе не работаю, ситуацию с вышкой в сша и РФ вроде представляю неплохо) Я так понял, что автор без драмы относится к реалиям параграфа 1?

"сколь ни упрощай программу, ситуация в этом смысле не лучшается", "Лучше так, чем в подворотнях курить бамбук" - это ж вот они, те самые страшилки, 146%, n'est-ce pas ?

Reply

anna_frid January 7 2017, 21:47:44 UTC
Страшилки для кого? Знаете, у меня ребенок недавно диктант французский писал, про тяжелую жизнь квебекских фермеров сто лет назад, так вот там необычайно патетическим тоном упоминались укусы насекомых, полностью покрывавшие руки (bras, то есть arms, выше кисти) изможденного работой фермера. Сибирячка во мне мерзко ухмыляется и отмечает, что фермеру не пришло в голову надеть одежду с длинными плотными рукавами, а значит, описывается не гнус, а так, нечто, не стоящее упоминания. Вот и эта "страшилка" примерно того же уровня ( ... )

Reply

avmiag January 7 2017, 22:04:51 UTC
Дык согласный я по всем пунктам.

"страшилки"="десятилетиями гуляющие по сети апокалиптические тексты про французское математическое образование"

Целью этого поста был развернутый ответ на вопрос "имеют ли отношение к истине оные тексты" ?

Мне показалось на секунду, что ответ планировался как "скорее нет, чем да". И тут я видимо заблуждался, поскольку читается как "в целом да, хоть по некоторым пунктам и не совсем. Но понятно, почему".

Reply

anna_frid January 7 2017, 22:07:27 UTC
Скажем так, в нескольких изначальных текстах описаны правдоподобные факты с неверными и неэтичными выводами. Обсуждения среди людей не в теме обычно бредовы чуть более чем полностью.

Reply


vjn January 7 2017, 22:16:09 UTC
А образование и в университетах, и в гран-эколях бесплатное?

Reply

anna_frid January 7 2017, 22:24:58 UTC
Про гранд-эколи толком не скажу, но кажется, да. В университетах - зависит от факультета: например, обучение на педикюр-подолога, фельдшерскую по сути специальность с перспективой частной практики, в нашем университете платное, а естественным наукам учат не бесплатно, но дешево. Кажется, евро то ли 200, то ли 500 в год надо заплатить за обучение, и плюс, конечно, на что-то жить. Существуют дотируемые столовые, недорогие общежития и социальные стипендии для детей малоимущих родителей, но в среднем учиться - это, конечно, все равно расходы. Кто-то подрабатывает, хотя это трудно, нагрузки большие. Кого-то родители содержат, и судя по налоговому законодательству, расчет именно на это: студент до 25 лет считается иждивенцем родителей и дает им налоговую льготу.

Reply

a_shen January 8 2017, 05:00:10 UTC

Студенты grand ecoles считаются госслужащими и получают зарплату, за обучение не платят. Что касается пкрвоисточника проблем, то по моему впечатлению (довольно поверхностному) и организация преподавания могла бы быть лучше, если бы было реальное разделение по уровням и реальное обучение меньшему вместо прохождения программы. Но это во всех странах так, наверно

Reply

anna_frid January 8 2017, 08:32:24 UTC
Наверное, да.

Первоисточником проблем мне кажется вообще всё устройство этой системы, начиная с дурацкой непопулярности рабочих специальностей. Куча молодежи теряет время в университетах - а сантехника вменяемого поди найди. Но если ввести сейчас вступительные экзамены, кроме прочего, немедленно окажется, что минимум половину из нас, преподавателей, можно немедленно гнать. Поэтому никто не будет вводить вступительные экзамены, и система продолжит существовать в нынешнем не слишком здоровом виде.

Reply


relf January 8 2017, 00:43:20 UTC

Спасибо, интересно! Не скажу, что я особо слежу за высказываниями насчёт французского мат.образования, но помню, как его любил приводить в негативном ключе акад. Арнольд. Вот сходу нашёл пару его критических статей:

http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=viarn_sch

http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=viarn_burbaki

Причём во второй он клеймит не иначе как "бурбакистскую мафию, заменяющую понимание науки формальными манипуляциями с непонятными "коммутативными" объектами".

Можете что-нибудь в свете Арнольдовской критики? (насколько его слова соответствуют/-вали действительности, стало ли сейчас хуже/лучше и т.п.)

Reply

anna_frid January 8 2017, 08:17:29 UTC
Первый текст начинается с совершенно невероятных утверждений. Что существовал школьник (лет шести), выучивший слово "коммутативный" и бегавший с этим знанием, я поверить еще могу: дети радостно учат всякую "науку". (Примерно так же один мой умный одноклассник в этом возрасте вышел к гостям и сообщил им, что знает, чем мальчики отличаются от девочек. Чем же? У них хромосомы разные, XY или XX.) А вот задача про красно-синие поезда - просто анекдот, который автор почему-то принял за чистую монету. Ну и далее весь текст в таком духе: ужасные выводы из того, что людей иногда переклинивает, как с 4/7, непонимание уровня средней математической (без)грамотности человека с улицы (задача про площадь треугольника - нормальная часть "экзамена на тройку в общеобразовательной школе"), принятые всерьез шутки и уж не знаю, что еще, в общем, адская смесь и полемический перехлест. Проблема учеников, которые повторяют выкладки, не понимая их, несомненно, существует, но она везде существует ( ... )

Reply

a_shen January 8 2017, 12:17:32 UTC

У меня есть гипотеза о первоисточнике истории про коммутативность : vingt * quatre = quatre vingt, поскольку умножение коммутативно

Reply

anna_frid January 8 2017, 14:16:46 UTC
Точно, запросто может быть. А может быть, это вообще ниоткуда взявшаяся байка, а может быть, таки был такой случай, который потом рассказывали как анекдот. Кто его знает.

Reply


dreameranalyst January 8 2017, 13:29:24 UTC
Ну, поносить, конечно, вообще ничего не надо. Глупое и недостойное занятие. Но на основании сказанного Вами я бы выдвинул гипотезу: в России больше математически грамотных программистов и финансовых аналитиков. Именно на подготовку таких людей, в первую очередь, направлена российская система работа с математическими талантливыми детьми, а не на подготовку профессиональных математиков, которых даже из этой системы выходит ничтожный процент. По Вашим словам, такая система во Франции отсутствует, из чего и делаю вывод, возможно, неверный ))

Reply

ext_292504 January 8 2017, 13:46:31 UTC
Гранд эколи -- это как раз и есть профессиональные школы. Эколь политекник, которая тоже знаменита своей математической подготовкой, ориентирована на инженеров (ещё она, кажется, находится под начальством министерства обороны).

Reply

anna_frid January 8 2017, 14:17:40 UTC
Согласна с ответом выше: грамотных аналитиков с хорошей математической подготовкой вполне себе готовят, просто не там.

Reply

dreameranalyst January 8 2017, 14:22:24 UTC
Понятно. Мне тоже всегда казалось, что, если бы у нас со студентов требовали, как следует, прежде чем дипломы выдавать, то и вся система работы с талантливыми школьниками была бы намного менее актуальна. Но на это рассчитывать не приходится.

Reply


Leave a comment

Up