ч.1
http://anna-gorod.livejournal.com/242574.htmlч.2
http://anna-gorod.livejournal.com/242744.htmlч.3
http://anna-gorod.livejournal.com/243007.html Продолжение
3.3. Сопоставление понятий дружбы и братства.
В книге Бытия читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18), - то есть изначально Господь вложил в человека потребность не быть одиноким, и пребывать в любви и согласии как Нераздельная Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Святитель Григорий Богослов пишет, что «единомыслие ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству всего свойственнее единство и внутренний мир». «Вы научены Богом любить друг друга» (1Фес. 4,9), - говорит Апостол. Поэтому одиночество, как невозможность единомыслия с кем-либо, переживается человеком мучительно и делает его глубоко несчастным.
Таким образом, говоря о дружбе, нельзя обойти стороной тему братства. Ибо в любви к брату можно обрести победу над одиночеством.
Псалмопевец Давид так воспевает братство: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1). В древних иноческих уставах «братство - это собрание или союз братий единодушных в послушании опытнейшему старцу-игумену». Но можно рассмотреть братство шире, - в свете единства всех православных христиан, о котором на Божественной Литургии диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святаго Духа».
Слово «брат» наиболее точно отражает родство отдельных членов Церкви, объединенных общей причастностью ко Христу, исполненных Святым Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца. Господь говорит: «Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья» (Мф. 23, 8). Таким образом, в Церкви, в братской любви, все христиане становятся одним телом и одной душой: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32), - говорит Апостол. Это таинство церковного единства есть «Царство Отца и Сына и Святого Духа, которым мы, как единящей силой, объединяемся в богоподражательный союз», - пишет архимандрит Василий.
Свт. Василий Великий говорит о том, что стремление к этому общению любви «в нас вложено прирожденно». Таким образом, Новая Заповедь любви есть откровение нам о нашей природе. Преп. Симеон Новый Богослов тоже об этом пишет: «Бог от начала вложил в естество человеческое некую любительную силу, и естественно друзья любят друзей своих. Но эта естественная сила любви дана Богом в помощь разумному человеческому естеству, чтобы оно востекало ко всеобщей любви». Таким образом, в естественном чувстве любви к другу, нужно научаться любви совершенной, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 4-7).
О. Павел Флоренский различает два вида любви к ближнему: вселенскую «агапическую» любовь, которая должна относиться ко всякому, и «филическую» любовь уединенной дружбы, которая относится к некоторым или одному. Согласно о. Павлу, понятия дружбы и братства не тождественны: «Для христианина всякий человек - ближний, но вовсе не всякий - друг. И враг, и ненавистник, и клеветник - все же ближний, но даже и любящий - не всегда друг, ибо отношения дружбы глубоко индивидуальны и исключительны». Далее он поясняет: «Ведь чтобы относиться ко всем как к самому себе, надо хоть в одном видеть себя (воспринимать в этом одном осуществленную, хотя бы частично, победу над своей самостью). Таким одним и является друг. Но эта личная любовь к другу должна проявляться во вне, раскрывая снаружи те силы, которые даются дружбой, - во вселенской любви к братьям» .
Таким образом, о. Павел разделяет две стороны церковной жизни - братство и дружество. И состоятельность такого разделения он доказывает следующим образом: «Даже Иисус Христос имел одного друга, «которого любил Господь» (Ин. 20, 21). Ведь Господь любил всех, и если в Евангелии говорится, что Он любил определенное лицо, то значит, в этих словах подчеркивается особая, личная любовь. Господь Иисус Христос называет апостолов Своими «друзьями» лишь перед расставанием с ними, на пороге Своей Крестной муки (Ин. 15,15). Следовательно, наличность братьев по вере, как бы они любимы ни были, не устраняет еще потребности в друге, и - наоборот».
Но большинство Святых Отцов отождествляют понятия дружбы и братства. Ведь если человек научился видеть в каждом ближнем друга - самого себя, - он может сказать как преподобный Силуан Афонский: «Брат наш есть наша жизнь». Потому что для него «Другой - это я сам. Другой - это мой Бог». Святые отцы умели любить каждого такой совершенной любовью, поэтому они могли говорить о всяком ближнем, как о друге. Свт. Григорий Богослов, который имел множество друзей и очень высоко ставил важность и ценность дружбы, так об этом пишет: «живущие по Богу и руководящиеся тем же Евангелием все друзья между собой и сродники». В этом смысле, дружба с братьями -основа братского единения в Церкви.
Через ближнего - все наше спасение. Кто же наш ближний? Господь ответил на этот вопрос притчей о милосердном Самарянине (Лк. 10, 29-37). Поэтому ближний - это тот, кому в данный момент нужна наша помощь. Таким образом, ближними нашими нужно почитать всех, потому что все люди - создания единого Бога и произошли от одного человека. Но те, которые одной веры с нами, должны быть особенно близки нам, как дети одного Отца Небесного по вере в Господа Иисуса Христа. Поэтому следует проводить различие между понятиями «брат» и «ближний», ибо «брат» - это наш единоверец, христианин, член Церкви, - Тела Христова. А «Церковь - это не теснота толпы, а взаимопроникновение любящих личностей. Все существуют во всех».
О. Павел Флоренский пишет о том, что сила дружбы в ее «вместе»: «Дружба дает человеку самопознание; она открывает, где и как надо работать над собой. Но эта прозрачность Я для себя самого достигается лишь в жизненном взаимодействии любящих личностей». Поддержка брата необходима во время искушений, в которых он поможет предотвратить падение: «горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4, 10). Не даром, преподобный Серафим Саровский запрещал своим ученикам жить по одному, ведь «самое присутствие другого человека способно рассеивать напряженность греховного помысла».
И Господь, «призвав «двенадцать» учеников, и даруя им власть над нечистыми духами, посылает их на проповедь по два. Это важное обстоятельство разъясняется следующими словами: «Воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19-20). Собранность двух или трех во имя Христово, т.е. единодушие, приобщает их благодатной силе, претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви, или иначе - воцерковляет их».
Старец Порфирий Кавсокаливит пишет: «Любовь к брату возделывает любовь к Богу. Никто не может достичь Бога, не пройдя через людей. Потому что «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20)». Не случайно, апостол Иоанн Богослов говорит: «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3, 16).
Таким образом, и дружба, и братство имеют своим основанием жертвенную любовь к человеку, любовь к другому как к самому себе, в которой заключается смысл нашего существования, именно об этом пишет афонский подвижник благочестия архимандрит Василий: «По существу жизненное призвание у всех одно. И этим призванием является любовь: выход, исхождение из тесной темницы самолюбия в землю обетованную, в землю Другого, «моего брата, моего Бога».
3.4. Дружба с Богом.
Образом и источником настоящей дружеской любви является дружба, которую Бог заключает с человеком. И истинными друзьями Божиими являются святые. Николай Сербский говорил о том, что «Бог не любит людей, но у него есть друзья». Это значит, что Господь не видит в людях массу, Он видит каждого человека и любит его как единственного, как одного, как друга. «Аз есмь Бог, ставший для тебя человеком. И так как ты взыскал Меня от всей души, вот, ты будешь отныне Моим братом, Моим сонаследником и Моим другом», - сказал Господь преп. Симеону Новому Богослову.
«Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 7), и только Он может быть источником совершенной любви и дружбы. Поэтому нужно знать Бога лично, чтобы сподобиться от Него такого сердечного отношения к другому человеку. Вот как об этом пишет свт. Николай Сербский: «Только через Бога можно любить творение Божие, и самое отвратительное. Потому первая заповедь гласит: «Люби Господа Бога своего», и только затем: «Люби ближнего своего». Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга». Далее он пишет: «невозможно иметь любви к ближним, пока мы не будем любить Христа. Только через любовь Божию, воплощенную во Христе, мы можем правильно любить и Бога, и себя, и своих ближних». Святой Августин Аврелий пишет: «Блажен, кто любит Тебя, в Тебе друга и ради Тебя врага. Только тот не теряет ничего дорогого, кому все дороги в Том, Кого нельзя потерять. А кто это, как не Бог наш».
Таким образом, тема дружбы с Богом возникает прежде темы дружбы с человеком. Вот, что говорят об этом отцы и учителя Церкви: «Есть ли у кого друзья по сердцу или нет, будем помнить, что у каждого из нас есть Друг на небе, Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь Иисус Христос».
В Священном Писании Авраам, Моисей и многие другие праведники (Исх 33, 11; Иак 2, 23) названы Божиими друзьями (Пс 126:2 - в Синод. пер. - «возлюбленному Своему»). Это именование указывает на внутреннюю близость святых к Богу.
Как же человек может стать другом Божиим? К понятию дружбы с Богом не следует подходить с общечеловеческими представлениями. Дружба с Богом - не от мира сего. Она, как и любовь евангельская, является даром Самого Бога. Господь в Евангелии говорит, что друзья Его - те, кого Он Сам избрал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (Ин. 15, 16). «Но что означает избрание? Вслушаемся в новозаветный смысл этих слов. Избрание для веры и служения происходит по воле Отца и совершается во Христе, Который, в свою очередь, избирает апостолов и называет их друзьями», - пишет о. Владимир Зелинский.
Но Господь называет Своими друзьями лишь тех, кто во всем за Ним следовал и все от Него принимал, - Своих учеников, единомысленных с Ним. Спаситель передал этим Своим друзьям все, что имел: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Апостолы и другие святые угодники Божии прежде всего пылали любовью к Богу, они «отверглись себя и последовали за Христом» (Мф. 16, 24).
Возлюбив Бога всем сердцем, будучи Его друзьями, святые умели быть искренними, настоящими друзьями людей. «И действительно, одни святые суть друзья Божии и друзья друг другу, а всякий порочный и невежда - не друг, потому что блага дружбы не совместны с худым расположением сердца. Почему безобразное и нестройное не может прийти в согласие дружбы. Ибо зло противоборственно не только добру, но и самому себе», - говорит свт. Василий Великий. Таким образом, нужно стать другом Христовым, чтобы научиться быть искренним другом человека.
Свт. Николай Сербский пишет о дружбе с Богом: «…Он есть Бог наш, и Он же наш Ближний… В древности люди не могли любить невидимого Бога. Иисус Христос - Бог воплощенный и истинный Человек. Богочеловек, Который пришел на землю как Бог любви, и как Человек пострадал ради любви к нам. И в самом деле, такого Бога и такого Ближнего очень легко любить».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к Нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3,20), - Христос входит в сердце как друг, чтобы явить Себя в человеке, разделить с ним трапезу, но тот должен быть достоин Его дружбы: «Это достоинство выражает себя в отказе от своего греховного я, в смирении нашей воли ради такой дружбы, в послушании ей», - пишет о. Владимир.
По учению святых отцов, христианин должен от всего сердца любить ближнего своего, но эта любовь не должна быть пристрастной, потому что главное место в сердце православного христианина занимает Бог. Ведь «всяк человек ложь» (Пс. 115,2), - ближний может предать, он может умереть, а Господь всегда рядом.
«Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце свое, - от Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь», - говорит Бог душе человека.
Таким образом, святые отцы научают нас любить ближних в Боге и ради Бога. Вот как преподобный Максим Исповедник об этом говорит: «Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога и Ему единому служить всей крепостью. Ибо пока Он хранит нас, то и все друзья нам благоприятствуют, и все враги сделать нам зла не сильны. А когда Он нас оставит, то и все друзья от нас отвращаются, и все враги берут силу над нами». Он же пишет: «Много друзей, но во время благоденствия, во время же искушений едва найдешь и одного», и надо быть к этому готовым: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс.145,3).
Отрезвляюще действуют слова свт. Николая Сербского: «Придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви».
Таким образом, даже если в этой жизни мы не будем лишены радости пребывания с нашими дорогими друзьями, то на Страшном Суде каждый человек предстанет перед Богом один. И тогда выяснится, научился ли он, в этой временной жизни быть искренним другом Богу и ближнему. Ведь Господь будет нас судить за то, научились ли мы любить.
Поэтому не следует закрываться и отдаляться от людей. Епископ Михаил (Таврический) пишет: «Да, мы должны быть как можно дальше от всего худого и в нас, и в других. Но ведь это худое есть то, что отчуждает людей друг от друга и производит между ними вражду и нестроения». Наша задача - перевернуть мир, преобразить его из мира, где человек человеку - волк, - в мир, где человек человеку - брат и друг. Вот к чему призван человек, по мнению епископа Михаила: «Преодолевать наш эгоизм в каждый миг нашего общения с людьми, просветлять всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое мы получаем свыше … отдавать им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них».
Господь дал нам обетование о том, что если мы в этой жизни безраздельно последуем за Ним, мы никогда не будем одиноки: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10, 29-30). Но христианин может обрести множество верных, преданных друзей, и не покидая мира и семьи. Об этом свидетельствуют многие жития святых угодников Божиих, которые посреди мира «отверглись себя» и посвятили свою жизнь самозабвенному служению Богу и ближнему.
Таким образом, каждый человек призван к святости, к дружбе с Богом. Святые отцы пишут, что христианину надо познать свою (возможную - потенциальную) святость, чтобы знать всякий грех, оскверняющий ее. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) пишет: «В идее Отца мы прежде создания мира задуманы как полнота совершенства».
Христиане наделены даром дружбы с Богом, но это ничуть не умаляет неодолимого расстояния между нами и Им. Господь обожил человеческую природу: Он стал человеком по природе, чтобы человек стал богом по благодати. Православные христиане соединяются с Господом в таинстве Евхаристии, поэтому тема дружбы с Богом отражается в молитвах ко святому причащению. Тело и Кровь Господа подаются святым, - людям, очищенным от греха. «Беседуеши им многажды, якоже другом твоим истинным», - говорится в одной из молитв. Это значит, что причастники Святых Тела и Крови Господа - истинные друзья и собеседники Божии. Господь призывает человека к дружбе с Собою, «облекая его Своим присутствием, Своим доверием, Своей любовью». Свт. Иоанн Златоуст пишет о том, что «имеющий в мыслях Того, Кто благоволил воистину возлюбить нас, и помнящий о Нем» никогда не почувствует какую-нибудь печаль и не убоится чего-нибудь страшного и опасного. Святые «ради любви Христовой претерпели все скорби на земле, не боялись никаких страданий, и тем прославляли Господа». Святые угодники Божии возлюбили Господа всем сердцем и всей своей жизнью доказали Ему свою преданность: «Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святого». И Господь их прославил и принял как Своих драгоценных друзей в райские обители.
«Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображенные. Основа святости - не только осознание своей глубокой поврежденности и желание спасения, не только жизнь по заповедям Божиим и стяжание Духа Святого, но и вера». «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Поэтому, святые - те, кто жил по вере. Но важно не то, что они имеют какие-то личные добродетели, а то, что в них живет Бог. Ведь «каждый поступок, каждое слово христианского святого есть действие Божие, совершаемое через человека, который становится со-трудником Божиим», - пишет владыка Антоний Сурожский. Святые в своей жизни раскрыли ту красоту, которая была заложена в них Богом. Св. прав. Иоанн Кронштадтский так восхваляет святых: «Человек святой - это звезда Божия, это - цвет роскошный, весь прекрасный, чистый; это - кедр благовонный, это - камень драгоценный, которому нет цены, это - прекрасное плодовитое дерево рая Божия».
Всем христианам нужно помнить, что и их Господь призывает к святости, к дружбе с Собою. Ведь цель нашей жизни, по словам преп. Серафима Саровского, - «стяжание благодати Святаго Духа Божия», - святость, -следовательно, и дружба с Богом.
Заключение
В данной дипломной работе было рассмотрено понятие дружбы в свете православного богословия. Логика исследования строилась следующим образом.
Сначала было рассмотрено представление о дружбе у философов античности. Из сравнения которого с православным пониманием, был сделан вывод о том, что идеал христианской дружбы - совершенный и чистый. В то время как к античному пониманию дружбы примешан грех. Но при этом в античности уже прослеживается стремление к высшему нравственному идеалу. Таким образом, имеет место быть некое преемство в пониманиях между христианской дружбой и дружбой языческой античности. Солнце Правды взошло над всеми человеческими отношениями и преобразило их изнутри. Сохранилось название явления: «дружба», - но содержание стало иным. В христианстве дружба - не просто какая-то добродетель, но всецелое положение своей души за друга своего, - во образ Господа нашего Иисуса Христа.
Далее в работе было рассмотрено отображение феномена дружбы в Священном Писании. Уже в Ветхом Завете встречаются прообразы истинной христианской дружбы. А Новый Завет являет нам дружбу совершенную, основанную на жертвенной любви. При этом, в Священном Писании встречаются два вида дружбы: один изображает искреннюю привязанность с сердечной любовью и истинной преданностью, а другой отмечает лишь внешнюю сторону: знаемого и пребывающего в общении человека, который не только не является другом, но иногда оказывается врагом. Именно в таком контексте Спаситель ответил Иуде на предательское лобзание: «друг, для чего ты пришел?» (Мф 26:50). Но в целом, дружба в Священном Писании знаменует самые тесные и теплые взаимоотношения между людьми (Быт. 38, 12; Втор. 13, 6; 1 Цар. 30, 26; 2 Цар. 13, 3).
Следующим шагом на пути к достижению поставленной цели, стало рассмотрение понятия дружбы в свете творений святых отцов и учителей Церкви. Сначала были изучены поучения святых отцов о выборе друга, в которых они предостерегают от дурных содружеств и одобряют добрые, ведь «какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь».
Затем в работе были соотнесены понятия дружбы и любви. В результате чего было выяснено, что дружба - это высшее проявление любви к Богу и ближнему.
Далее было проведено сопоставление понятий дружбы и братства. Выяснилось, что многие святые отцы отождествляют понятия «друг», «брат» и «ближний». Но некоторые проводят между ними различие. Ближний - это всякий человек, встречающийся нам на пути. Брат - это наш единоверец. А друг - это очень близкий человек, с которым нас связывает взаимное доверие и взаимная любовь.
В целом, святые отцы пишут о том, что любовь к другу, брату и ближнему основывается на любви к Богу и дружбе с Ним. Поэтому далее было рассмотрено понимание дружбы с Богом в святоотеческом наследии. Из чего был сделан вывод, что в стремлении к святости, к дружбе с Богом - смысл нашего существования.
Таким образом, в процессе рассмотрения трудов различных богословских и светских авторов, в дипломной работе была произведена попытка решения проблемы неисследованности феномена дружбы.
Святые отцы говорят о том, что «дружбе не должно знать пределов». Будь то искренняя дружба с человеком, или с Богом, ей должны быть присущи жертвенность, самозабвение: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17, 33). Следовательно, наше спасение невозможно без деятельной любви к ближнему, в котором нужно видеть друга, видеть Бога.
Общий вывод о том, что есть дружба в свете православной богословской традиции, можно сформулировать словами о. Павла Флоренского: «Сущность дружбы - именно в погублении души своей ради друга своего. Это - жертва укладом всей своей организации, своей свободой, своим призванием. Кто хочет спасти душу свою, тот должен положить ее за друзей всю; и не оживет она, если не умрет».