пишу...

Dec 10, 2008 21:52

Для любителей теории.
Начала писать одну ба-а-а-льшую работу на тему "Режиссерских приемов в документалистике", выкладываю начало. Пишите, если будут силы и желание читать, что да как...


Творческие приемы в практике режиссуры - тема, несомненно тянущая на целый труд. Причем, труд отнюдь не из легких.
Любая классификация и систематизация творческих аспектов - дело трудное и ,на мой взгляд, неблагодарное по нескольким причинам. В природе каждого художника отсутствует такое понятие, как «планирование» в своем изначальном понимании. Невозможно запланировать создать шедевр - это смешно.
Это скорее, сверхзадача любого творца, но не его сквозное действие. Не думаю, что известные всему миру художники, поэты и композиторы «вынашивали» план создания своих гениальных произведений, продумывали приемы, которыми они заставят публику вдумываться , размышлять и ассоциировать и восхищаться своими работами Отнюдь нет! Это скорее касается людей, которые видят в искусстве больше коммерческую сторону, а не творческую. Но при таком раскладе - и речи об искусстве быть не может. В реальности - все происходит «по наитию». Все метафоры, ритмы, символы рождаются в момент созданияия произведения, являсь гармоничной частью творческого процесса.
То же самое касается и режиссуры. Конечно, не стоит забывать, что важную часть режиссерской профессии составляет период написания сценария, который так или иначе является некими плановым периодом в режиссерской практике. И, как правило, именно в этот момент и рождаются «приёмы» и способы воздействия на зрителя. Но, думаю, никто не будет спорить, что сценарий - эта не менее творческая составляющая будущей работы, чем сам съемочный период. Это как набросок, который художник рисует на бумаге, прежде чем перенести его на холст. Это фундамент любого проекта под названием «фильм». И здесь режиссер не составляет план своего будущего произведения - он уже творит.

Возвращаясь к классификации творческих приёмов в режиссуре, стоит заметить, что она скорее полезна начинающим, новичкам в профессии. Потому что мастера своего дела, основываясь на опыте, «чутье», степени таланта и фантазии, на подсознательном уровне приходят к решению добавить в свою работу тот или иной творческий прием.
Режиссёрский прием - это образ действий режиссера, инструмент, с помощью которого режиссер помогает себе достичь заданную цель. А цель режиссера - донести свою идею до зрителя.

Документалистика - это отдельная глава режиссуры. Именно в ней талант использования «приемов» особенно важен, так как именно в документальном кино, как ни в каком другом, прием- это едиснтвенный способ режиссера воздействовать на происходящее и, не меняя его ход, рождать в головах у зрителя определенные мысли и эмоции.
Режиссер-документалист изначально оказывается в сложной ситуации, в которой, казалось бы неосведомленному, и места режиссуре быть не должно, иначе документализм потеряет свой исходный смысл. На сегодняшний день на эту тему существует немалое колличество споров, существуют мнения, что «чистое» документальное кино невозможно по определению, потому что там уже есть режиссер. Это, конечно, тема для отдельной работы, но стоит заметить, что без режиссера документальное кино тоже не сможет состояться. Потому что кто-то должен наблюдать, чтобы потом передать это нам.

Наблюдение

Вот мы и добрались к одному из творческих приемов в документалистике.

Наблюдение - это основа документального кино. Это самый глобальный и самый, на первый взгляд, невинный инструмент в руках режиссера-документалиста. Одни скажут, что наблюдение совсем не прием - а то, чем дышит и живет документальное кино. Но вспомним то, о чем мы говорили, что прием - это образ действий режиссера, это инструмент. Наблюдение и есть тот самый образ действий. С одной стороны, совершенно обстрагированный, позволяющий нам максимально объективно оценить происходящее, но, с другой стороны, ни капли не лишенный режиссерского видения. Пусть это будет скрытая камера, которая дает нам возможность подсмотреть за происходящим, которая максимально документальна, но даже она не лишает снятое режиссерской точки зрения (в прямом понимании). Хотя бы то, как располжена камера и под каким углом - уже призма видения режиссера. Но мы снова возвращаемся к теме «чистоты» документального кино - а это, как уже говорилось, другая тема.

Итак, наблюдение как прием имеет много преимуществ. Оно вовлекает, оно заинтересовывает взгляд любопытного зрителя и оно абстрагирует нас от формата «фильма», показывая жизнь на экране, действие, эмоцию так, как они есть в реальности.
Наверное, самый яркий пример, где на основе данного приема построен весь фильм - это работа Виктора Косаковского «Тише!» (2003год). «Тише!» снят Косаковским как режиссером и оператором из окна его питерской квартиры. Режиссер наблюдает за людьми, проходящими перед окном, за проезжающими машинами, за переменами в природе. И за рабочими, пять раз кряду вскрывающими и вновь укладывающими асфальт, - трубу теплоцентрали прорывает. Раз от раза дыра в почве все больше увеличивается, что сообщает обстоятельствам комическую фатальность. Комедия в документальном кино - большая редкость. И большое документалистское мастерство - разглядеть и поймать для фильма подстроенную и срежиссированную самой жизнью комедию.
«Фильм сделан без какого-либо вмешательства в «заоконную» ситуацию - ведь в жизни ничто неповторимо для дубля» - написано в одной из критических статей. Именно в этом и заключается смысл этого приема. Наблюдать, не вмешиваясь в реальность,не раздражая ее, а только запечатляя.
Но стоит заметить, что этот проект Косаковский снимал ни много ни мало - целый год, и, как вы понимаете, фактически бесперерывно будучи в ожидании события...

Но, говоря о наблюдении как приеме, речь так же может идти и о более коротком по протяженности, но не менее сильным по воздействию моменте наблюдения (прошу прощения за тавтологию) за главным героем фильма. Это может быть тот случай, когда действия, взгляд, поведение героя говорят гораздо больше, чем его слова. Как раз благодаря этому наблюдению ваш персонаж может быть максимально раскрыт.
Previous post Next post
Up