Осторожно: слова! (часть 1)

Jan 15, 2012 08:27

Оригинал взят у aksik в Осторожно: слова! (часть 1)
начнем тему о словах, и сегодняшняя часть о воздействии метафорических характеристик на подсознание
Чем младше ребенок, тем больше авторитет родителей, и тем больше он доверяет их словам. То есть, взрослые формируют его мир своими отношениями, действиями, словами и мыслями. Ребенок довольно долго (до периода младшего школьного возраста) не умеет критически обрабатывать информацию, он только принимает ее. Но даже и в более поздние периоды, включая подростковый и юношеский, дети очень сильно зависят от мнения родителей. (Даже если ребенок внешне спорит, особенно в "кризисные" периоды он часто говорит "нет", но внутренне, подсознательно, он всегда принимает информацию от родителей безоговорочно). Особенно это касается любой информации о нем самом - прежде всего, на интуитивном уровне (желанный ли ребенок, любят ли его и т.д), далее на невербальном, и уже затем - на вербальном.
Слова родителей для ребенка - истина в последней инстанции. Он воспринимает любые их оценки, характеристики его самого и его действий как вердикт, не подлежащий оспариванию. Конечно, это проникает глубоко внутрь подсознания, внешне ребенок может выдавать негативную реакцию, плакать, спорить, но от этого слова родителей не становятся слабее.
Не помню, к сожалению, источника, но есть такой известный эксперимент: взяли два класса с одинаковым коэффициентом интеллекта в среднем. В одном классе (допустим, "А") учительница все время говорила, что они идут по особой программе для одаренных детей, что их тестировали и они все умные-разумные, их показатели превышают все в их возрасте и т.п. В итоге к концу года дети действительно стали заниматься по усложненной программе и их показатели коэффициента интеллекта значительно изменились в лучшую сторону. В другом классе (допустим, "Б") учительница постоянно твердила, что у них очень низкие показатели, они слабые по всем дисциплинам, она вынуждена давать им облегченную программу и т.п. в итоге они действительно очень съехали в смысле умственных способностей, и мотивация оказалась на нуле. Но это были дети школьного возраста, уже не малыши, и говорила это учительница, менее важная в иерархии, нежели родители.

Слова родителей "программируют" подсознание детей, определяя их будущие способности, реакции, поведенческие модели. Поскольку у детей мышление образное, самыми опасными являются метафорические характеристики, то есть, когда ребенку присваивается некий негативный образ. У ребенка очень сильное воображение, плюс, как уже сказано, мышление лучше всего на данный момент оперирует образами (на этом основан психотерапевтический эффект сказок). Так родители дают своему ребенку негативный образ, который укореняется в подсознании, и волей-неволей ребенок идентифицирует себя с ним. Подсознанию совершенно все равно, какой образ усваивать. ПОскольку родители для ребенка являются высшим авторитетом, этот образ является как бы приказом к действию для мозга и подсознания, и личность формируется в рамках этого образа. (потом мы дойдем до темы, как от таких образов освобождаться и почему у одних они оказывают больше влияния, у других меньше).

примеры метафорических характеристик:
"у тебя кривые руки" ("руки не оттуда", "руки-крюки", "рук, что ли, нету?" и т.п.)
"что ты копаешься, как черепаха!"
"извозился весь, как поросенок!"
"все разбил - как слон в посудной лавке!"
"надулась, как мышь на крупу"
"рева-корова"
"у тебя крокодиловы слезы"
"ты упрямый, как осел!"
"трясешься, как осиновый лист!"
"что ты кривляешься как обезьяна!"

Первое домашнее задание - вспомнить, не награждали ли вас в детстве родители подобными "образами"?
Второе - подумать, не повторяете ли вы пример своих родителей, нет ли в вашей речи негативных образов по отношению к своим домашним? (начните с супругов!).
продолжение следует. те комментарии, которые разрешили открыть к посту с вопросами - открыты.

parenting

Previous post Next post
Up