С большим удовольствием размещаю отзыв моей подруги, с которой мы вместе смотрели этот замечательный спектакль.
"Нет, бытие - не зыбкая загадка!
Подлунный дол и ясен и росист,
Мы - гусеницы ангелов; и сладко
Вгрызаться с краю в нежный лист.
Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
И чем жадней твой ход зеленый был,
Тем бархатистей и великолепней
Хвосты освобожденных крыл".
(В. Набоков, 1923 г)
Спектакль «Приглашение на казнь» настолько многогранен, символичен и полон различных загадок, что лишь просмотрев спектакль дважды в РАМТ и прочитав это произведение, мне лишь немного удалось приблизиться к расшифровке его символической нагрузки.
Символика бабочек
Эпиграф к данному отзыву выбран мною не случайно. На протяжении всего спектакля зритель не может не заметить оригинально и живо показанный полёт бабочек над сценой и головами актёров. Особенный смысл придаёшь этому полёту, когда слышишь волнительный голос Цинцинната перед казнью «Мои бумаги вы уничтожите, сор выметете, бабочка ночью улетит в выбитое окно, - так что ничего в этих четырёх стенах от меня не останется..». Бабочка здесь символизирует «гусеницу ангела», душу, внутренний мир одарённого человека, осознающего, что он «есмь» всем назло, но в этом бренном мире, не имеющий возможности вырваться, оторваться от реальности, и ищущий спасения лишь в «бегстве в воображение». Но, покидая этот мир, жертвуя собой, несмотря на непреодолимый страх, герой блаженно осознаёт, что наконец-то он увидит тот «оригинал», подлинник мира, в жалкой копии которого он томился столько времени. Именно в этот момент, из гусеницы вылупляется бабочка, маленький ангел, то самое «верное и вечное» вырывается на свободу из темницы. Никто теперь не в силах этому помешать!
Символика зеркал
Тема таинственных зеркал, волшебных «неток», отражений невольно приковывает внимание зрителя. Цинциннат (его глаза, душа) является сам по себе своеобразным зеркалом, которое весь мир отражает в другом свете. Более того, глаза каждого человека также являются кривым зеркалом, каждый видит мир по-своему. Но мир Цинцинната намного сложнее и глубже, чем «королевство кривых зеркал» остальных посредственных, стадных людей и за это он должен страдать и даже принести в жертву свою жизнь.
Во время спектакля чувствуется, что в «непроницаемом», зазеркальном мире Цинцинната бушуют, клокочут, протестуют какие-то неведомые силы. Они ищут выхода, понимания, но всё время, как бабочка, стремящаяся к свету, натыкаются на стены и преграды. Привлекает внимание фраза героя, которой он пытается описать свой идеальный мир: «Там сияет то зеркало, от которого иной раз сюда перескочит зайчик». Возможно, гениальные люди и есть те самые зеркальные «зайчики», то есть отблески высших одухотворённых миров, меняющие мир и совершенствующие его?
Мир через призму детского мировоззрения
Интересно то, что Цинциннат противопоставляет «благополучное небытие взрослых истуканов» незамутнённой восприимчивости детского сознания. Герой признаётся, что только ребенок имеет какие-то «лазейки для мысли» Цицинната. Этим объясняются те несбывшиеся надежды на понимание и возможное спасение, которые главный герой возлагает на неиспорченное внешним посредственным миром детское восприятие Эммы. Глубина детского мировоззрения подчёркивается также тишиной и замиранием всех героев спектакля в сочетании с парящей как «непокорная лань» девочкой и летящей бабочкой под потолком. Нельзя не согласиться с В.Набоковым! Кто как не дети, являются наиболее свободными от стереотипов, предрассудков и наиболее близкими к природной естественности и гармонии с самим собой и с окружающим миром?
Символика теней
Большое место в спектакле уделяется не только таким символическим образам как бабочки, зеркала, незамутнённый взгляд ребёнка, но и... тени. Вспоминается завораживающий диалог героя с самим собой: «Между движением человека и движением отставшей тени,- эта секунда, эта синкопа,- вот редкий сорт времени, в котором я живу,- пауза, перебой,- когда сердце, как пух (...) Всегда часть моих мыслей теснится около невидимой пуповины, соединяющей мир с чем-то,- с чем, я еще не скажу...». Ведь каждый гениальный человек оставляет что-то после себя, что-то незыблемое, вечное "есмь". И этот теневой отблеск пульсирует, словно живая жилка сквозь века. Эта тень способна питать и обогащать других людей, делать их лучше и благороднее. Разве не являются такие глубоко чувствующие и одухотворённые люди как Цинциннат тем связующими звеном, пуповиной между миром обычных людей («корявой копией») и высшим космическим духовным миром («оригиналом»)? Только лишь чувствуя духовное величие таких людей, купаясь в их теневых отблесках, можно приблизиться к постижению вечного вопроса: "Что есть истина?".