- Сильва, а тот вечер в варьете - это что сон?
- Да, только сон.
- Но самый дивный сон во всей моей жизни! Ты вспоминаешь его?
- Очень часто…
Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось,
Лишь для тебя сердце пылало любя…
(И. Кальман, дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва»)
Впервые в Оперетту меня привела мама, когда мне было четыре года. Когда я спросила ее, почему выбор пал именно на театр Оперетты, мама ответила, что в нем шли красивые, добрые спектакли с великолепной музыкой, и играли прекрасные артисты. Именно это и определило мою дальнейшую любовь к этому театру. Мои собственные воспоминания о самом первом посещении театра Оперетты отрывочны и смутны: я помню, как мы с мамой сидели в бельэтаже, а на сцене играл оркестр, и танцевали канкан, помню музыку Штрауса и его портрет, помню Хоттабыча, кидающего за кулисы эскимо, и песенку пиратов из спектакля «Сокровища капитана Флинта».
Осознанная любовь к театру пришла лет в тринадцать, когда я впервые услышала изумительный голос Герарда Васильева. Что со мной было! Неожиданное столкновение с прекрасным голосом певца со странным зарубежным именем Герард, музыкой Кальмана, Легара и Штрауса, ариями, наполненными чувством, любовью, произвело на мою неокрепшую, жаждавшую чудес детскую душу неизгладимое впечатление. Это и стало началом одного из самых сильных увлечений моего отрочества. Как раз в этот период я и начала вести дневник, в котором рассказывала обо всех своих увлечениях, мечтах и переживаниях.
19.08.2000
Вчера я ходила в театр Оперетты на спектакль «Летучая мышь». Я давно не была в этом театре, последний раз с мамой, наверное. Должна сказать, что я разочарована. От этого спектакля я ждала очень многого, но по сравнению с фильмом, он оказался скучным. Но обо всем по порядку. Во-первых, в спектакле плохо пели. А я думаю, что это важно. Мне понравился только голос Адель, который звучал ярче, красивее, сильнее, чем голоса других певцов и певиц. Вообще, из артистов понравились только Адель и Фальк - они и пели, и танцевали, мимика, пластика все выделяло этих героев - они были прекрасны! Генрих Айзенштайн не понравился. Если бы голос фильмового Альфреда подарить театральному Альфреду, а внешность театрального - фильмовому, то получился бы Альфред, которого я себе представляла. Во-вторых, в спектакле много современного (очень много - это слишком!). Купальные костюмы, короткие мини-юбки - это все смотрелось как-то фальшиво. В спектакле пили за то, «чтобы ничто никогда нигде больше не взрывалось» (намек на недавний взрыв в переходе на Пушкинской). Конечно, звучит благородно, публика одобрительно реагирует, но ведь действие спектакля происходит несколько веков назад, тогда взрывчатые вещества уже может быть и были открыты, но террористические акты еще не проводились, и «ничто никогда нигде не взрывалось». Зачем же за это пить, если этого и так нет? Когда Розалинда разоблачила своего мужа, показала ему часы, уличила в том, что он изменял ей с ней же, и заставила его встать перед ней на колени и просить прощения, он сказал детским голоском: «Прости меня, Розалиндочка, я больше не буду так делать». Я бы за такое извинение его бы не простила! Это любовь, это святое, как можно все превращать в нелепый фарс! Если он так попросил прощения, значит, не осознал своей ошибки, значит, он и впредь будет изменять своей жене. Лично у меня осталось такое впечатление. Выйдя из театра, я была совершенно уверенна в том, что завтра Генрих снова оставит жену и побежит за первой повстречавшейся юбкой! Так что должна сказать, что я видела спектакли намного лучше!
Вот таким вот я оказалась строгим критиком. Добавлю, что Адель, так поразившую меня своим голосом, пела в тот день Лилия Амарфий, а Фалька играл Вячеслав Шляхтов, и хоть в целом спектакль не произвел на меня сильного впечатления, жанром я заинтересовалась.
23.09.2000
Ура! Сегодня мне подключили музыкальный центр! Я уже послушала единственный свой диск, который мне подарила мама: «Оперетта, оперетта, оперетта», такая музыка красивая! Мне больше всего понравился дуэт из «Сильвы» «Помнишь ли ты?». Красивый голос у певца Г. Васильева. Мама сказала, что его зовут Герард, и что это самый известный голос Московской Оперетты. Мы смотрели с ним спектакли, когда я была маленькая, но как он выглядит, я не помню.
30.09.2000
Мне сегодня приснился смешной сон. Мы делаем в квартире ремонт, и вот мне снится, что вместо наших обычных мастеров, которые меняют нам пол, пришел Герард Васильев. Мама удивилась, что это он пришел ремонт делать, а он говорит: «Нам, артистам, платят мало, вот я и подрабатываю». Приснится же такое! И это при том, что Васильева-то я не видела. Определенно надо меньше слушать этот диск, и спать ложиться вовремя.
01.10.2000
Сегодня прекрасный день! Много интересных новостей. Сегодня закончились олимпийские игры в Сиднее. На первом месте команда США, на втором - команда России, на третьем - сборная Китая. Второе место - это, бесспорно, большой успех. Мы не перегнали американцев потому, что у них в команде много африканцев, а уже научно доказано, что у них в крови большая предрасположенность к спорту. Следующая олимпиада будет проходить через четыре года в Афинах. Будем ждать.
Сегодня я проснулась в 10 часов от телефонного звонка. Звонила наша соседка. Она пригласила меня в театр Оперетты на мюзикл «Метро». В театре я увидела, как выглядит Васильев. Он играл в «Летучей мыши» князя Орловского. Мне он очень понравился. Спектакль показывали ко дню учителя. Сценарий такой: молодые люди с улиц Москвы (продавцы, куртизанки, наркоманы, преступники) пришли пробоваться в мюзикл…, в общем, сценарий довольно примитивный, но музыка и артисты мне понравились. Подробнее расскажу потом, так как мама гонит меня собирать портфель.
PS 17.10. я иду на «Катрин» с Герардом Васильевым и Татьяной Шмыгой!
18.10.2000
Ну вот и наступила та неделя, которую я так долго ждала. Она началась великолепно! Вчера я ходила на спектакль «Катрин» в театр Оперетты! Расскажу содержание. Франция, революция. На одной из улочек живет обыкновенная прачка Катрин, ее играет Т. Шмыга. Она сильная, мужественная женщина, которая любит своего Лефевра - сержанта Национальной гвардии, его играет Г. Васильев. Катрин живет счастливо, всюду в военных походах сопровождает своего мужа, «радуется его первой победе и плачет над его первой раной». После революции к власти приходит Наполеон, и Катрин становится герцогиней, женой маршала, герцога Жозефа Лефевра. Любовь к мужу и сыну помогает ей предотвратить войну Франции и Австрии. В спектакле был смешной эпизод: друзья Лефевра и Катрин устроили пирушку, и кто-то из зрителей бросил цветы на сцену. А Васильев подполз к цветам, взял их в зубы и на коленях преподнес Шмыге. Прекрасно сымпровизировал!
Я хорошо помню первый увиденный мной спектакль «Катрин». Именно с него началось мое серьезное увлечение театром Оперетты. В этом же спектакле я впервые увидела Александра Маркелова, который играл Наполеона. Я обратила на него внимание после реплики: «Принесите мне карты Австрии (пауза) и России», слово «Россия» он произнес грассируя, и этим очень понравился и запомнился мне. Сейчас, через 11 лет, я снова услышала его раскатистое «р», но уже в «Золушке» - круг замкнулся, я вспомнила себя, какой я была в отрочестве.
23.10.2000
Сегодня в школе было очень скучно. Двух уроков не было, учительница заболела. Девчонки купили двухлитровую бутылку пива «Очаково» и пили, очень некрасиво, громко разговаривая. А я сидела и мечтала… Я люблю мечтать о несбыточном, придумывать различные истории про своих любимых актеров. Мне иногда очень хочется, вот прямо сейчас быть актрисой театра Оперетты, чтоб у меня были там друзья. Тогда бы я пришла в школу вместе с Г. Васильевым, Э. Орловецким, А. Маркеловым, Ю. Веденеевым и мы все вместе спели бы что-нибудь из «Сильвы», например, «Красотки кабаре» или «Без женщин жить нельзя на свете, нет», или что-нибудь из «Катрин» («Порох и свинец»), а может что-то из «Летучей мыши» (песенку Орловского). Мои любимые артисты бы мне подпевали, и кто-нибудь из них обязательно сыграл бы на фортепиано. Мы устроили бы феерическое шоу, и все в моем классе узнали бы, что я за человек, мальчишки пораскрывали бы рты и так бы и остались сидеть! Мне почему-то кажется, что артисты театра Оперетты непременно самые добрые, верные, лучшие люди на свете. Они всегда поймут и пожалеют, помогут даже в самый тяжелый момент. Может, это только так кажется из-за того, что они создают прекрасные образы на сцене? Хотя я уверенна, что Васильев - добрый, прекрасный человек. Человек с таким голосом не может быть плохим, злым!
В классе у меня настоящих друзей нет. Вот я особенная только в том, что люблю театр, книги и красивую музыку, к тому же я младше всех, мне 13, а всем уже 14-15 лет. Казалось бы, маленьких надо защищать, а получается наоборот. Мне нужен, обязательно нужен верный друг, который всегда поймет, выслушает, не осудит, даст совет. Вот я и влюбляюсь в артистов, мечтаю, что они меня понимают, помогают и любят. Как-то Сергей Иосифович, мой бывший историк, сказал про меня: «Человек-загадка», а Лия Исааковна
[1] расшифровала: «Вы рассуждаете, как взрослая, но в вас живет ребенок, который будет жить в Вас всегда». Может и верно.
Но я нагнала на себя тоску. Надо ее развеять! Вчера я ходила в театр Армии, смотрела «Идиота» Достоевского. Князя Мышкина играл Б. Плотников, сыграл очень хорошо: манеры, движения, тембр голоса - поистине мышкинские. Настасью Филипповну играла Людмила Чурсина, Ганю - Федор Чеханков (он, кстати, оперетту когда-то пел). Сегодня я, чтобы развеселить Лию Исааковну, сказала: «Если бы князь Мышкин женился на Настасье Филипповне, была бы счастливая семья, у них родились бы маленькие идиотики, и я вышла бы замуж за одного из них». Лия Исааковна очень смеялась. Ну а что? На самом деле, после спектакля я все думала: если бы Настасья Филипповна вначале не уехала с Рогожиным, а осталась бы с князем, стала бы его женой. Он бы ее любил, уважал, берег. Она была бы с ним счастлива. Они бы жили и радовались каждому дню, у них были бы дети. Не было бы обморока Гани, почти сгоревшей пачки денег… Вот здорово было бы!
В пятницу мама купила мне фильм «Сильва». Мне понравилось, как Бони, Виталий Соломин, сказал: «Кто может быть лучше наших лучших друзей? Только их жены!». Хорошо сказано!
В субботу по телевизору был прекрасный фильм про Штрауса, про его любовь, «Прощание с Петербургом», мне так понравилось!
29.10.2000
Вчера получила письмо от Маши, сразу же ей написала. Им там скучно в Ташкенте, наверное! Я написала, как ездила в Архангельское, как там красиво и как я размечталась, что когда вырасту, заработаю много денег, куплю усадьбу с лесами, конюшней, речкой и собственным театром, в котором мои любимые артисты будут играть и петь только для меня и моих друзей. Я буду давать балы, на них будут играть вальсы Штрауса!
02.11.2000
Вот и кончился октябрь. Завтра в школе учимся последний день и уходим на осенние каникулы. Наши ребята уже целиком погрузились в сладостное чувство ничегонеделания. Что до меня, то я заболела и о каникулах думаю мало. В основном я думаю о своем бедном, сопливом носе, из которого льет, как из открытого крана. Уже пять платков пришли в нерабочее состояние! Но не будем о грустном. В понедельник мы с мамой ходили в театр Оперетты, смотрели балет (вернее, отрывки из балетов). Танцевала Нина Ананиашвили и ведущие солисты Большого театра. Очень красиво, особенно танец Китри из «Дон Кихота». В театре я видела фотографии Васильева, Маркелова и Орловецкого. Когда я вышла из театра, у меня было такое ощущение, что я ними пообщалась.
09.01.2001
«Человеку необходимо состояние влюбленности, иначе просто неинтересно жить». Мне вдруг захотелось поразмышлять на эту тему. Со знаменитой фразой из кинофильма «Доживем до понедельника» я полностью согласна, на своем опыте часто испытывала это. Я вообще ужасно влюбчивая, правда, влюбляюсь, в основном, в артистов, в образы, которые они создают, в характеры их героев. Так же и с Васильевым. Мне нравится его обаяние, притягательность, мужественность, голос. Ему дан дар воплощать на сцене все, что задумано автором и композитором, и что так восхищает зрителя. За это я его и люблю!
22.01.2001
У Таи в воскресенье день рождения. Когда я спросила, что ей подарить, она ответила: «Виллу на Канарах». Ничего себе! Хотя, если бы меня спросили, что я хочу на свой день рождения, у меня тоже были бы большие запросы. Во-первых, я бы хотела провести свой день рождения в самом любимом месте в Москве, в театре Оперетты, во-вторых, в спектакле обязательно должен играть Герард Васильев (кстати, как раз в мой день рождения будет «Прощай, Эдвин?»), в-третьих, хочу сидеть на любимом месте в театре (бельэтаж, 1 ряд, место 23) и быть надушена любимыми духами. Кроме этого, я хотела бы на день рождения еще один диск с ариями из оперетт и кучу интересных книг.
27.01.2001
Сегодня мы с мамой гуляли по центру Москвы. У театра Оперетты много народу, у кассы очередь чуть ли не на улице, еще бы, сегодня вечером играют спектакль «Прощай, Эдвин?» с Герардом Васильевым. Мне стало обидно, у театра стоят мальчишки, они сегодня увидят и услышат его, а я нет. И еще больше было обидно из-за того, что он был рядом со мной, в соседнем доме, близко, но, в то же время, - далеко. И я разрыдалась, еще никогда в жизни мне так сильно не хотелось в театр!
29.01.2001
Начала готовиться к конкурсу чтецов, он не за горами. В прошлом году я читала Горького, отрывок про Пепе из «Сказок об Италии», и заняла II место на окружном конкурсе, мне подарили много интересных книг. А в этот раз мы с мамой выбрали «Корзину с еловыми шишками» Паустовского про маленькую девочку Дагни и композитора Грига, который написал для нее прекрасную музыку. Я уже выучила больше половины произведения и с первых же слов почувствовала, какое оно красивое, завораживающее, притягивающее. В нем слышится музыка, шум прибоя, шелест листьев, грибной воздух, запах ели и еловых шишек! Произведение мне не просто понравилось, я им заболела! Но и прочитать его нужно так, чтобы всех пробрало до слез, до мурашек, чтобы всем захотелось его прочитать полностью (я читаю только отрывки). Я хочу, чтобы все слушали заворожено, мои одноклассники, учителя, комиссия, но это очень трудно. Чтобы все получилось, главным образом мне нужно научиться дышать, чтобы дыхание не перехватывало, не волноваться и не краснеть. А все-таки, какой красивый рассказ, какое счастье, что я буду читать его! Какое чудо! Я еще послушала свою кассету с Пером Гюнтом и фортепианным концертом и услышала все это в музыке. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде». Наверное, и мои любимые артисты испытывают такое счастье, выходя на сцену.
Я помню, с каким упоительным чувством я читала этот рассказ на конкурсе. Я была и Григом, писавшим музыку, и Дагни, открывшую для себя красоту жизни. Выступление на публике с рассказом «Корзина с еловыми шишками» было удивительным счастьем, которое я никогда не забуду.
[1] Лия Исааковна Родина - мой учитель литературы и русского языка. Она учила меня думать, откликалась на мои увлечения, объясняла многое, что мне было не понятно. Благодаря этому замечательному педагогу, тем знаниям, которые она мне дала, ее поддержке, умению направить мои увлечения в нужное русло, мне многое удалось в жизни.