Друзья, признайтесь, вы когда-нибудь ходили на экскурсию на производство? Причем, не на какое-нибудь пищевое, где делают мороженое, варят медовуху или пекут булочки - знаю, что в последнее время на такие экскурсии проводят часто. А на серьезный завод? На металлургический, например, где "варится" в ковше раскаленный металл? Оказывается, экскурсии на такие предприятия тоже уже есть. И недавно я на ней как раз побывала.
Дело было в Выксе. А завод называется Выксунский металлургический.
2.
Сразу скажу, что для того, чтобы попасть туда на экскурсию, нужно заранее позвонить по телефонам +7 (83 177) 9-07-07, 9-07-61, записаться, а заодно продиктовать свои размеры одежды и обуви. На заводе вам выдадут специальную форму. Да, всё сложно, но оно того стоит!
Ну, а это - наша компания. Вот в таком обмундировании мы и отправились смотреть, как льют металл. :)
3.
Вообще, Выксунский металлургический завод - предприятие древнее. Его основали промышленники, братья Иван и Андрей Баташевы еще аж в 1757 году.
4.
Но это, конечно, не значит, что с тех пор там все так и работает. Выксунский завод - современное производство. А выпускают на нем трубы большого диаметра и железнодорожные колеса. Знаете, что самое забавное? Вот, у нас принято ныть, что, мол, в стране нынче наблюдается производственный спад, заводы закрываются и все такое прочее. Так вот, на ВМЗ наоборот сейчас производственный подъем. Сами посудите. В 2012 году там было выпущено 690 тысяч тонн труб большого диаметра, а в 2015 году - уже в два раза больше. Теперь же здесь выпускают 2 миллионов тонн труб и 850 тысяч штук колес. Другими словами, если вы едете куда-нибудь на поезде, то знайте, что везут вас, скорее всего, именно выксунские колеса.
5.
Но давайте уже покажу и расскажу вам, где были мы и что видели.
А побывали мы в двух цехах: сталеплавильном и трубо-электросварочном!
6.
Если раньше, при братьях Баташевых, чугун на выксунском заводе выпускали из руды, которую добывали в окрестностях города, то сейчас для производства стали используют... металлолом. Да-да, его не выкидывают, а привозят сюда. Вот эти "корытца", которые вы видите на фото, правильно называются мульды, а сам металлолом - шихта.
7.
8.
После того, как их сюда привозят, за дело берется специальный кран. Он поднимает мульды с шихтой и доставляет к мартеновской печи. Вообще, надо сказать, что технология плавления металла в мартеновской печи уже устаревшая, и как нам объяснили на заводе, скоро ее будут закрывать, а точнее, вероятнее всего, оставят для туристов в качестве экскурсионного объекта. Тем более, что в других цехах этот процесс с помощью других технологий идет гораздо быстрее.
9.
Но зато посмотрите, как потрясающе выглядит действующая мартеновская печь, когда-то свершившая самую настоящую революцию в металлургии.
Вот это - сама печь.
10.
В ней пять ворот, в которые с помощью завалочной машины подвозят шихту на переплавку.
11.
12.
13.
Внутри завалочной машины сидит оператор. Работа, прямо скажем, не из легких! Знаете, какая температура внутри мартеновской печи? Больше 1500 градусов по Цельсию. Именно при такой плавится сталь! А внутри кабинки - не меньше 50. Конечно же, оператор получает многочисленные надбавки к зарплате за такую работу. Но вот вы решились бы?
Хотя надо прямо сказать, что та мартеновская печь, которая работает сейчас на Выксунском металлургическом - это уже, если можно так выразиться, печь нового поколения и очень отличается от тех, на которых рабочие плавили сталь 30-50 лет назад. Основные процессы тут компьютизированы. Так, рядом с печью находится небольшой павильон - рабочее место сталевара, который как раз следит по экранам компьютера за температурой, давлением, расходом кислорода и т.д. и т.п., и открывает створки ворот, когда ковш завалочной машины к ним приближается с новой порцией металлолома. Здесь уже не жарко, можно дышать полной грудью и не обливаться потом. :)
14.
15.
Вот так выглядит чан с расплавленным металлом. Правда, сверху - это "корка", состоящая из шлаков, в дальнейшем производстве она не используется. Сама же будущая сталь - это жидкая практически белая субстанция под ней.
16.
Тут специалисты отбирают образцы и с помощью пневмопочты отправляют их в лабораторию, где выясняется качество металла, его состав, примеси и т.д.
17.
Ну, а если всё в порядке (а по-другому и быть не может) чан перевозят туда, где металл разливают по формам.
18.
19.
Мы же отправились в трубо-электросварочный цех. В этом самом цеху впервые в нашей стране начали делать трубы большого, точнее, огромного, размера. Представьте себе - диаметром почти в полтора метра и толщиной около 7-10 сантиметров!!!
Уже готовые стальные листы задаются на производство специальным и очень мощным электромагнитным листоукладчиком.
20.
Процесс происходит так. Лист подъезжает на конвейере, над ним опускаются электромагниты - чпок! - и лист к ним моментально "приклеивается".
21.
Дальше листы отправляют на приваривание специальных планок.
22.
23.
А после этого им обрабатывают и подгибают кромки.
24.
25.
26.
Дальше начинается формирование самих труб. Правда, именно этот процесс мы уже не видели. Но зато я могу показать, что получается в результате. Оцените толщину и диаметр!
27.
А это - транспорт, на котором возят стальные листы.
28.
Вот такая история! Остается только добавить, что туристы могут посетить на Выксунском металлургическом заводе не только эти два цеха, в которых побывали мы. Маршруты экскурсий там разные. Можно, к примеру, увидеть самый современный на заводе металлургический комплекс СТАН-5000, литейно-прокатный комплекс или даже колесопрокатный цех - как раз тот, где делают железнодорожные колеса для поездов. Так что, будете в Выксе или в ее краях - не пропустите! :)
Сообщество 
travel_russia благодарит за организацию блог-тура управляющего директора АО «ВМЗ» Барыкова Александра Михайловича, Генерального директора гостиницы "Баташев" Бровку Виктора Михайловича (ООО «ОМК-Тур»), а так же Информационно-туристский Центр города Выксы.
Партнеры блог-тура:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июнь:
Выкса. Отель "Баташев". Ждут ли Путина в Выксе? Касимов. Гнездо ислама в 300 км от Москвы Маньяк-троеженец из Гусь-Железного Москва. Как меня снова занесло в больницу... Фотообзор: Москва - Гусь-Железный - Касимов - Выкса - Муром. Наше дело - труба! ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Нижний Новгород и по Нижегородской области:
2006 год, июнь:
Вдоль Волги-матушки на вертолете и восьми автобусах... #TRВыкса
+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ