За все время нашего плавания по рекам, каналам и озерам от Питера до Москвы мы прошли через 17 шлюзов. Конечно, не все они были днем, пожалуй, как раз большая часть выпала на ночь. Но это и хорошо, потому что обычно только первые шлюзы, в которые попадает теплоход, кажутся пассажирам интересными. А остальные из-за того, что все они очень похожи друг на друга, быстро надоедают. В результате самые последние хочется пройти, как можно, быстрее, так как на стоянку в них совсем нет желания тратить время.
Однако ж первые, повторюсь, интересные, поэтому о них я вам сейчас и расскажу.
Нашим самым первым шлюзом, в который мы попали, стал Нижнесвирский. Находится он, собственно, на Свири, примерно в 15-20 километрах от
деревни Мандроги. Перед шлюзом наш корабль остановился, и мы постояли минут десять.
Как нам позже объяснил капитан, по правилам речного судоходства, если к шлюзу одновременно подходят два пассажирских теплохода, то первый в него заходит тот, у которого больше палуб. А мы практически весь маршрут проделали вместе с четырехпалубным теплоходом "Княжна Анастасия". В нашем же теплоходе палуб было всего три, а потому "Княжну Анастасию" нам приходилось повсюду пропускать вперед. Зато мы полюбовались, как она его проходит и уплывает дальше (см. первое фото).
Тут она же, кстати, на шлюзе у Вытегры.
...
Пошла дальше.
Кстати, иногда из кораблей перед шлюзом образуется целая очередь. И эти очереди мы тоже наблюдали ни раз. Например, у шлюзов Волго-Балтийского канала они были вообще обычной картиной.
Ну, а принцип действия такой. Допустим, теплоход, как наш, из нижнего течения реки поднимается вверх и доходит до места, где уровень дна русла резко повышается. Именно в таких местах принято строить шлюзы, чтобы дать судам возможность идти дальше. Теплоход заходит в шлюзовую камеру, там его привязывают, створки дверей за ним тут же закрываются, а в камеру начинает поступать воды, и корабль на ней всплывает, как поплавок.
Стенка камеры.
Зашли в камеру. Стулья стоят на корме нашего теплохода.
Створки камеры закрываются.
...
...
Поднимаемся.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Когда уровень воды в шлюзовой камере достигает уровня воды в верхней части реки, то открываются створки камеры с другой стороны шлюза, и теплоход может плыть дальше.
Выходим из шлюза.
...
Полный вперед!
Если же теплоход идет из верховьев в низовья, то после того, как он заходит в шлюзовую камеру, воду в ней спускают.
Весь процесс занимает около 20 минут, но я вспоминаю, что в пору моего детства, когда мы плавали на теплоходе по Волге, то в шлюзах стояли гораздо дольше - не меньше сорока минут. Если учесть, что по размерам шлюзы были примерно одинаковые, то я могу предположить, что способ их наполнения был другой. По идее, вода в камеру должна поступать естественным путем, то есть стекать из той части реки, которая выше. Этот процесс довольно-таки медленный, и корабль в камере поднимается долго. Но в этот раз наш теплоход поднимался очень быстро, а потому я думаю, что вода поступала в камеру не только естественным путем, а ее еще и закачивали.
Ну, и, конечно, нас поразила предприимчивость товарищей, живущих в окрестностях шлюзов Волго-Балта. На одном из них мы заметили рекламный плакатик: "Продукты. Доставка до борта. 24 часа". Согласитесь, весьма креативно! :))
...
...
...
Фотографии
reon.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, август:
Мандроги. Развесистая клюква для иностранцев Теплоход "Петр Первый". Жизнь на воде Царское Село. Почувствуйте себя принцем! Великий Новгород. Музей забытых вещей. А вы что-нибудь забывали в гостиницах? "Витославлицы". В краю деревянных куполов Свято-Юрьев монастырь. По-тихому и по-мужски Великий Новгород. Город Новый - город древний Петергоф. Фонтан или не фонтан? Вышний Волочек. Как почувствуешь толчок, значит - Вышний Волочек! Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие и Москвы в Петербург и обратно Мои другие рассказы из путешествий в Санкт-Петербург и по Ленинградской области:
2010 год, май:
Кронштадт. История о том, как мы проникли на военный корабль Кронштадт. Бескозырка белая, в полоску воротник Выборжское граффити - искусство Выборг. Как мы фестивалили на "Майском дереве" Монрепо. Вот это, я понимаю, - дача! Выборг. Под сенью средневековья в шведско-финском исполнении Фотообзор: Море, замки и майские деревья 2009 год, декабрь:
Музей шоколада. А вы пробовали Ленина на вкус? Кунсткамера. В гости к индейцам, монголам и жителям Африки Мариинский театр. Есть билет на балет Музей хлеба. Конфетки-бараночки... Музей Арктики и Антарктики "Васька" - Васильевский остров На "Сапсане" из Москвы в Петербург Фотообзор: Зимой в Санкт-Петербург Мои другие рассказы из путешествий в Ярославль и по Ярославской области:
2010 год, июль:
Молога и Юршинский. Город-утопленник и остров-утопленник Рыбинск. "Побеги". Все побежали, и мы побежали! Рыбинская рыба и кое-что еще Фотообзор: Путешествие в Фишбург 2010 год, март:
Ярославль. Музей "Мой любимый мишка. Превед, Медвед!" Ярославль. Музей "Музыка и время". Музыкально-временной континуум Предъюбилейный Ярославль, или поход по достопримечательностям с тысячерублевой купюры Фотообзор: По весеннему Ярославлю 2006 год, август:
Ростов Великий уже не великий, но по-прежнему симпатичный 2006 год, май:
Великолепный Переславль-Залесский Мои другие рассказы из путешествий по Тверской области:
2007 год, сентябрь:
Старица. Очумелые ручки Старица. Как мы на родину Бабы Яги ездили