Армянский алфавит - тема особая. Существует он с 4 века. Изобрел его Местоп Машроц - лингвист, просветитель, миссионер, переводчик Библии, основоположник национальной школы и педагогической мысли, теолог и документально известный изобретатель систем писем. В армянском алфавите того времени было 36 букв, сейчас их стало 39. По написанию он практически не изменился, и армяне его аутентичностью очень гордятся.
Из Еревана мы ездили на гору Арагац, и там на одном из его склонов видели памятник Армянскому алфавиту. 39 разбросанных по склону горы букв. Они стоят по одной, собраны в пары или даже в тройки. Здесь много туристов и местных жителей, которые очень любят фотографироваться именно с той буквой, с которой начинается их имя. Мы решили тоже последовать их примеру. Крайняя справа - это Н. :)
А это Дяня на лошади подъехал к букве Д, она тоже справа.
2.
А получилось так. Он влез на какой-то камень прямо посреди дороги, а по ней в тот момент ехал дедушка на лошади. Дедушка приблизился к камню с Даней, остановился, разрешил погладить Дане лошадь, а затем позвал кататься. Сначала посадил его впереди себе, а потом и вовсе позволил Дане ехать одному. При этом не взял ни драма, а когда мы сами ему стали давать денежку, долго отказывался и согласился лишь после того, когда мы сказали, что это лошадке на корм.
3.
Так вот, памятник появился здесь в 2007 году к юбилею. Тогда Армянскому алфавиту исполнилось 1600 лет . И мастера-камнерезы, приехавшие со всей страны, решили вырезать его из туфа.
4.
5.
Кроме букв, здесь стоят также вырезанные из туфа скульптуры их создателя Месропа Маштоца и его учеников.
6.
7.
А вообще, что самое интересное, сам Месроп Маштоц был родом тоже из здешних мест, а похоронен в селе Ошакан, в котором он основал школу. Это село известно тоже с 4 века. Историками описано сражение между персами и армянами, произошедшее там как раз в 336 году. Армяне тогда победили, и за проявленную доблесть их царь Хосрав Третий Котак (Низкорослый) подарил Ошакан князю Ваану Аматуни. Потомки же этого князя, тоже князья Аматуни, как раз и пожелали, чтобы Месроп Маштоц был похоронен именно здесь.
В общем, как вы уже, наверняка, и сами поняли, мы решили побывать в Ошакане и увидеть родные места создателя армянского алфавита своими глазами.
Ошакан оказался большущим селом с хорошо развитой инфраструктурой, школами, детскими садами, магазинами и даже детским реабилитационным центром. Он, как в давние времена, был окружен многочисленными виноградниками и гранатовыми садами. В общем, предстал перед нашими глазами вполне состоятельным и в меру богатым населенным пунктам.
8.
Месроп Маштоц умер в 442 году. Над его могилой через год была построена церковь. К сожалению, до наших дней она не сохранилась, но в конце 19 века на месте той старой церкви возвели новую.
9.
10.
В ту пору Месропа Маштоца уже причислили к лику святых Армянской апостольской и Армянской католических церквей, и поэтому церковь назвали в его честь. Под ее алтарем мы и нашли могилу Маштоца: мраморную плиту с его именем и годами жизни...
11.
Кстати, это место считается одним из самых посещаемых мест в Армении. Каждый год в сентябре сюда обязательно привозят местных и ереванских первоклашек. Они учат первую букву армянского алфавита именно в этой церкви и здесь же произносят свою торжественную клятву первоклассников.
12.
А еще интересно, что во дворе церкви святого Месропа Маштоца есть небольшой абрикосовый сад, в котором стоят хачкары - памятные плиты-стелы высотой примерно в человеческих рост. Хачкары - это камни-кресты, которые устанавливают в разных местах в знак памяти о каких-то добрых делах и просто, чтобы почтить человека, показать связь с богом. Я о них потом еще расскажу поподробнее. Но тут хачкары особенные. На каждом из них изображена одна из букв армянского алфавита, а также что-то, что на эту букву начинается. Например, на моем хачкаре с буквой Н был гранат, по-армянски он называется нур.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Но, разумеется, памятник на склоне Арагаца и село Ошакан, где похоронен Местоп Машрос - не единственные места, посвященные армянской письменности. Так, в Ереване есть уникальное хранилище древних рукописей - Матенадаран. Оно считается крупнейшим в мире, в нем хранится более 17 тысяч древних рукописей и более 100 тысяч старинных архивных документов. Кроме армянских рукописей здесь собраны я более 2000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, японском, персидском и других языках. В 1997 году ЮНЕСКО включило коллекцию старинных рукописей Матенадарана в Международный реестр "Память мира". Сейчас Матенадаран - это не только хранилище рукописных книг, но еще научно-исследовательский институт и музей. И мы, конечно, решили в нем побывать, чтобы увидеть всю эту старину своими глазами.
Здание Матенадорана впечатлило нас уже внешне. Оно было огромным и монументальным. Перед ним рядом с выбитым в камне армянским алфавитом сидел каменный же его создатель с учеником, а у входа стояли скульптуры разных выдающихся деятелей армянского средневековья.
19.
20.
В этот раз мы решили взять по музею экскурсию. И не пожалели! Стоила она всего 2500 драмов, то есть меньше 400 рублей за всех нас, а рассказали нам столько всего интересного, чего я не прочитала бы ни в каком путеводителе.
Матенадоран появился в 1920 году на базе национализированной в 1920 коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Но с тех пор коллекция постоянно пополняется. Даже в наше время армянские диаспоры из разных стран продолжают дарить Матенадорану старинные книги. Да и не только диаспоры. Несколько лет назад какую-то ценную рукопись подарил музею сам президент Армении. Да и прочие меценаты не проходят мимо. Здание, же в котором сейчас расположена музейная часть книгохранилища, было построено в 1959 году - наверное, именно поэтому оно такое монументальное. Каждый зал музея выполнен в стиле какого-то армянского монастыря.
21.
22.
Но давайте я вам лучше расскажу об экспонатах. Первым делом, экскурсовод подвела нас к витрине с самой большой и самой маленькой книгами из их коллекции. Особенно эффектно они смотрелись вместе. Перед вами Мушский гомиларий, написанный в 1202-1204 годах, а на нем справа на полях видите книжечку? Это - церковный календарь 1436 года.
23.
Гомиларий весит 28 килограммов, каждый его лист изготовлен из практически цельной шкуры двухлетнего бычка. А церковный календарь весит 12 граммов, и на все его изготовление ушла одна-единственная шкура новорожденного ягненка.
24.
А это - самая старая из сохранившихся книг в мире. Ее в конце 19 века нашли в одной из пещер между Ахпатом и Санаитом. Она настолько стара, что лишь внешне напоминает книгу. На самом же деле ее страницы не перевернуть, ибо они превратились в камень.
25.
А так выглядит самая старая из сохранившихся рукописных книг - защитный лист Евангелия 5-6 веков. Самое интересное, что эта книга вообще не реставрировалась. Вы обратили внимание на сохранность записи, на то, что она никак не выгорела, не посветлела, не стерлась? Оказывается, писали в то время "чернилами", изготовленными из грецкого ореха. И сейчас специалисты считают, что благодаря именно такому их составу, мы и можем прочитать на страницах то, что писали наши далекие предки.
26.
Кстати, "ореховыми чернилами" продолжали писать и в средние века. А использовали писцы, кроме гусиных перьев и тростниковых палочек, "самопишущую" ручку, перо которой питалось чернилами из пустотелого шарика, закрепленного на стержне. Представили, да? Прототипы наших шариковых ручек!!!
Ну, а тут можно сравнить рукописи разных веков и разных народов. Как выглядели первые армянские книги, я вам уже показала. А такой, к примеру, была древнееврейская рукопись.
27.
Тамильская рукопись на пальмовых листьях.
28.
Эфиопская рукопись 16 века.
29.
Наша русская берестяная грамота из Новгорода 13 века. Мда... в то время, когда армяне...
30.
Но продолжим. Это - Эчмиадзинское Евангелие, первая книга с переплетом из слоновьей кости 6 века.
31.
А вообще, интересно, что же записывали в рукописях? Прежде всего, как вы, наверное, уже и сами поняли, было множество книг теологической тематики - разные Библии, Евангелия, жизнеописания святых и т.д. и т.п. В средние века это было самой важной темой, поэтому она и превалировала.
32.
33.
34.
35.
Во-вторых, в рукописи записывали всякие полезные вещи. Вот, к примеру, алфавиты народов древнего мира и средневековья, зафиксированные в 15 веке.
36.
А эта картинка показывает нравы в Армянских средневековых школах. Слева стоит учитель, по середине - ученик, а справа - слуга. Учитель держит в руке палку. Если ученик отвечал урок неправильно, учитель бил его этой палкой. А если палка ломалась, то слуга подавал ему новую.
37.
В-третьих, в рукописи ученые записывали всяческие свои измышления и труды. Это, например, географическая карта с теологическим уклоном, которую измыслили в 12-13 веках. В центре круга-мира находится Иерусалим, над ним половину круга занимает Азия, а под ним четверть круга - Европа и четверть круга - Африка.
38.
Это - Арифметика армянского ученого Анания Ширакаци, жившего в 7 веке. Перед вами страничка с таблицей умножения. :)
39.
Что-нибудь понятно? Мне тоже нет. А все дело в том, что буквы армянского алфавита еще обозначали и цифры. Первый столбик - цифры с 1 до 9, второй - десятки с 10 до 90, третий - сотни.
40.
И, разумеется, таблицу умножения тоже записывали буквами-цифрами.
А вот - древний учебник по медицине, написанный Амирдовлатом Амасиаци в 15 веке. Он назывался "Ненужное для неучей". Тело человека в разрезе с описанием всех его известных частей и органов. Кстати, трепанация трупов для медицинской пользы в Армении была разрешена еще аж с 12 века. Так что, медики три столетия спустя там были весьма продвинутые.
41.
Книга о лекарственных травах 18 века.
42.
Вообще, что касается разных рецептов всевозможных лекарств, то их тоже, конечно же, записывали в книгах. И только благодаря тому, что многие рукописи были буквально спасены во время геноцида в 1915 году, они дошли до нас. Вот, к примеру, рецепт особого церковного масла - Святого Мира, записанный во Врачебнике 17 века. По нему до сих пор готовят его армянские священнослужители. Причем, для этого существует свой ритуал. Святой Мир делают раз в семь лет, а затем через несколько месяцев освящают.
43.
44.
Или вот: Царский эликсир. Настоящее зелье, скажу я вам. :))
45.
Готовить его нужно было из 54 видов растений. Его пили в средние века царские особы, чтобы укрепить свое физическое и психическое здоровье и продлить молодость. Готовили и хранили эликсир в монастырях, там же над ним проводили священный обряд с молитвами и песнопениями. Сейчас по этому рецепту его тоже делают. Весь процесс занимает три года, а в состав входит: дестиллят из плодов армянского боярышника, вытяжка, как я и говорила, из 54 лекарственных и пряно-ароматических растений (в том числе, зизифоры, головчатки, мелиссы, сухоцвета отшельничьей травы, нарда ятаманского, мастики армянской, шафрана, душицы, касатика германского, амира, мирты, перца, кубебы и т.д.), экстракт араратской кошенили, а также натуральный горный мед.
46.
Царский эликсир повышает иммунитет, регулирует обмен веществ, тонизирует, улучшает самочувствие, работу сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и нервной систем, увеличивает жизненную силу, повышает сопротивляемость организма к стрессам, усталости и беспокойству. По определению средневековых врачей, "бодрит и веселит сердце".
Ну, а в завершении своей заметки я, конечно же, не могу не рассказать о красителях. Вообще, экскурсовод нам сразу сказала, что все те яркие рисунки, которые мы сейчас видим в старинных книгах, во время реставрации никак не обновлялись. Специалисты реставрируют только бумагу вокруг, а рисунки оставляют такими же, какими они дошли до наших дне. То есть, краски на этих рисунках за несколько столетий никак не поблекли и не побледнели. В чем же дело? Конечно же, в том, что все краски были натуральными. Например, синюю краску получали из минерала лазурита, зеленую в зависимости от оттенка - из малахита или глины, золотой краской была вовсе не краска, а сусальное золото, тончайшие пластинки которого приклеивали на основу с помощью чесночного сока.
47.
Кстати, что касается основы, то есть, листов, на которых писали, то их тоже делали из разных материалов: из пергамента, из кожи животных, начиная с 10 века - из бумаги. Правда, бумагу для художественных рукописей применяли редко, так как пергамент обладал большей прочностью, красивой фактурой и на него лучше ложилась краска.
Но самое интересное то, как добывали красную краску. Вы наверняка слышали о кошенили, правда? Так вот, кошениль - именно армянское изобретение. Делали красную краску из жучков. Причем, из жучков особенных. Водятся они исключительно в корнях растения под названием Порфирофора, которое растет только в Араратской долине.
48.
Выползают жучки на поверхность лишь в какое-то определенное время.
49.
Именно тогда их собирали, высушивали, измельчали и получали красный порошок, коий потом замешивали, как правило, с масляной основой и получали полноценную краску.
50.
Конечно, сейчас, когда так много искусственных красителей, кошениль уже не производят для этих целей. Но зато научились использовать ее в косметологии и фармацевтике.
Вот такая история про армянские алфавит, письменность, рукописи и книги. Не хотите выучить? :)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
Армения. Хочу есть! Армения. Ереван. Как мы пробовали коньяк Черчилля Про Армению и армян Армения. Красный Ереван Армения, Нагорный Карабах, Грузия. Фотообзор: Большое семейное путешествие по Закавказью