Трое в Коми

Apr 27, 2016 10:03

Из Сольвычегодска в Коми мы выехали рано утром. Когда мы ждали парома на переправе через Вычегду, туда внезапно подкатил автобус до Котласа, и мы успешно вписались в него и доехали до станции Вычегодск. В Вычегодске же мы пересели на поезд в Микунь, и через четыре часа были уже на месте. Вы спросите, почему мы вдруг решили ехать в Микунь? И вообще, что это за Микунь такая? Все просто. Ехать на самом деле мы собирались в Сыктывкар, но туда не нашлось ни одного прямого поезда в подходящее нам время, поэтому мы и отправились туда с пересадкой в Микуни.




Микунь же - это большой железнодорожный узел и маленький городок. Из достопримечательностей в нем есть дом культуры с памятником Ленину, старинный паровоз, музей истории Северной железной дороги, церквушка, много-много снега и мини-рынок прямо у железнодорожной станции, где торгуют местной рыбой, клюквой, морошкой и черникой в банках. А еще там есть креативные люди. Мы оценили их креатив даже по сувенирным магнитам, которые продаются в здании вокзала. Достопримечательный паровоз, дом культуры и надпись: "Брошу всё! Уеду в Микунь!" :)
Микунь - это уже Коми и самая северная точка нашего путешествия. Мы пробыли в ней около двух часов, пока ждали наш поезд на Сыктывкар, до которого было 96 километров. Микунь находится не за полярным кругом, но ровно в 14.40 там абсолютно стемнело и наступила ночь. Суровый край, однозначно суровый... Я, наверное, не смогла бы там жить... Полгода во тьме...
Впрочем, Сыктывкар, в который мы прибыли еще через два с половиной часа, встретил нас по-столичному: множеством огней, людей, автомобилей, многоэтажными домами, магазинами и торговыми центрами со сверкающими витринами.
2.


3.


4.


5.


Мы заселились в уютную квартирку в центре города и на душе полегчало. А когда на следующее утро ударил 20-градусный мороз и на небе засветило солнце, настроение вообще поднялось. Ну, что поделать, что зимой световой день здесь всего чуть больше пяти часов. Значит, надо просто активнее им пользоваться. Хотя бы нам во время путешествия. И мы, быстренько позавтракав, побежали осматривать Сыктывкар.
Не буду грузить вас историей столицы Коми, скажу лишь, что раньше Сыктывкар назывался Усть-Сысольск, и стал городом в 1780 году по указу Екатерины Второй. Местное население коми-зыряне называло город Сыктывдин, где Сыктыв - принятое у коми название реки Сысолы, на которой он стоит, а дин - значит "около", то есть, другими словами, Сыктывдин переводится, как "Место около Сысолы". Ну, а позже город был переименован в Сыктывкар, что значит "Город на Сысоле".
6.


Вообще, на протяжении всей своей истории Усть-Сысольск - Сыктывкар всегда был развитым торговым городом. Правда, как-то так сложилось, что старых зданий, сохранившихся с 17-18 веков, в нем практически не осталось. Самыми старыми считаются построенные столетием позже, да и их мало.
7.


8.


9.


10.


11.


Но забегая вперед, скажу вот что. В Сыктывкаре мы, конечно же, решили побывать в Национальном музее Республики Коми. И когда мы с нашим экскурсоводом, заведующей сектором музейной педагогики Юлией Недавней шли из этнографического отдела музея в дом-музей Морозова, она рассказывала нам о кладах, которые находили в Сыктывкаре при строительных, дорожных и ремонтных работах. Например, старинные монеты и четырехгранные гвозди, когда благоустраивали набережную Сысолы. А еще Юлия показала нам бывший купеческий особняк. Когда дом ремонтировали и экскаватором поднимали какие-то строительные плиты, вдруг прямо из ковша посыпались золотые монеты. Это был клад, запрятанный купцами несколько веков назад. Кстати, по словам Юлии, в настоящее время найдены, скорее всего, далеко не все клады. И вполне может оказаться, что их еще долго будут находить даже во время обычных дачных работ.
Ну, а в целом, Сыктывкар представляет собой современный город, большая часть его центральных улиц была застроена в советские годы. Но при этом город отнюдь не кажется серым и унылым. Он наоборот очень светлый, с широкими проспектами, чистый и вполне благоустроенный.
12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


Не могу сказать, что мы осмотрели в нем много достопримечательностей. Помимо национального музея республики Коми, я к главным достопримечательностям города отнесла бы еще театр оперы и балета республики Коми, Коми республиканскую филармонию, Стефановский собор и памятник буквы коми алфавита "Ö". Но честно скажу, что ни в театр, ни в филармонию мы не ходили, ибо до взрослых постановок и концертов наш юный путешественник еще пока не дорос. Но зато увидели все остальное. А первым делом, пока позволял световой день, мы отправились искать памятник букве "Ö".
Вообще, так исторически сложилось, что в советские годы изучение языка коми в республике не приветствовалось. Впрочем, так было почти везде. Повсюду основным языком был русский, кругом шла пропаганда его изучения, а местные языки практически сходили на нет. Постепенно получилось так, что говорили на них только пожилые люди, а те, кто помоложе либо не умели, либо стеснялись. С языком коми была в точности такая история. Но сейчас ситуация изменилась, и как нам рассказала Юлия Недавняя, теперь язык коми возрождается, и учат его теперь и в школах, и в детских садах. А идея создать памятник букве коми алфавита "Ö" созрела в кругу общественников из Сыктывкарского представительства МОД "Коми войтыр" в 2008 году. Установили же его три года спустя, автором памятника стал местный скульптор Александр Выборов.
21.


После того, как мы осмотрели памятник, мы отправились дальше, и вдруг, сами того не ожидая, каким-то образом вышли к Стефановскому собору. Честно говоря, история этого собора весьма грустная. Начали строить его по проекту, утвержденному самим Николаем Первым, в 1856 году. Достроили, освятили. Но простоял собор недолго. В 1929 году его закрыли, а еще через три года полностью разобрали.
Восстановить собор святого Стефана Пермского было решено в 2001 году. Но к тому времени Сыктывкар разросся, и тот район, в котором раньше стоял собор, оказался полностью застроен. Поэтому его перенесли в другое место. Вот так он выглядит сейчас!
22.


Ну, а теперь, друзья мои, давайте я вам расскажу о самом интересном. Помните, с чего я начинала эту заметку? С того, что абсолютно себе не представляю, как жили коми-зыряне. Это сейчас в Сыктывкаре светло в любое время суток из-за десятков тысяч фонарей. А вы представьте, как было раньше, когда электричества не было вообще, люди жили в деревнях, а зимний день длился от силы пять часов...
Познакомиться с жизнью коми-зырян мы и отправились в отдел этнографии Национального музея республики Коми.
23.


Там мы записались на семейную интерактивную экскурсию с элементами исследовательской деятельности под названием "Лесные байки". Ведь охота была главным промыслом коми-зырян, и по кому, как не по охотникам лучше всего судить о том, как они жили.
Вообще, коми-зыряне входят в большую семью финно-угорских народов, а их самобытная культура уходит в глубокую древность. В настоящее время численность коми-зырян составляет 345 тысяч человек, а в республике Коми проживает 291 тысяча человек из них. Что же касается охотников, то, как я уже говорила, еще век назад этим промыслом занимались практически все мужчины коми. Когда мальчику исполнялось шесть лет, отец начинал брать его с собой на охоту. А мальчишки в 11 лет уже без помощи взрослых ходили на охоту на волка.
Конечно, главной целью любой охоты была добыча мяса и пушнины. Коми-зыряне здесь исключением не были. И настоящие добытчики пушнины могли уходить из дома на несколько месяцев и даже на полгода. Правда, охотиться они могли только осенью, зимой и ранней весной, когда у лесных зверей и птиц не было потомства.
Вот так выглядел коми-зырянский календарь.
24.


А так - уже более новый календарь, которым они тоже успешно пользовались.
25.


Основными объектами промысла были рябчик, тетерев, глухарь, различные виды уток и гуси, белка, заяц, горностай, норка, куница, лисица, песец, реже рысь, выдра, росомаха, волк и медведь. Из копытных - лось и дикий олень.
Вообще, к лесу коми-зыряне всегда относились очень бережно. У них существовало правило брать у леса только то, что необходимо.
Кстати, на этот счет у коми-зырян есть легенда о Йиркапе - успешном охотнике, который-таки умудрился погнаться за выгодой, да и сам от этого пострадал. Легенда очень интересная, а не так давно для детей на ее основе сделали мультфильм. Нам его показали в музее, и так он лично меня впечатлил, что я бы очень хотела, чтобы вы его тоже посмотрели.

image Click to view



Так вот, конечно же, во время охоты охотники не всё время скитались по лесам и болотам. У них были специальные промысловые жилища, которые на языке коми назывались вёр керка. Внешне такое жилище представляло собой бревенчатую постройку небольших размеров, обычно с односкатной крышей и с одним окошком. Она была очень простой по конструкции, но в ней был необходимый минимум удобств для длительного в ней проживания. Внутри имелась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному, вдоль одной из стен располагались нары, стол и несколько чурбаков для сидения. Была планка, на которую вывешивались шкуры.
26.


Так как наша экскурсия была семейная, то Даню первым делом тоже привлекли к теме и нарядили охотником.
27.


Костюм же у охотников был очень интересным. Носили они просмоленную обувь и вот такие своеобразные куртки. Плечи прошивались толстой кожей, потому что охотники везли еще и норт - специальные сани, спереди и сзади с внутренней стороны были большие карманы. В передний карман они складывали провизию, а в задний - добычу. На спине была петля для того, чтобы носить топор.
28.


Так как снег в Коми выпадал всегда рано, а таял поздно, то на охоту, как правило, ходили на лыжах. Лыжи назывались лызь и были особенные. Во-первых, длинными и довольно широкими, чтобы не проваливаться в снег. А во-вторых, их всегда обшивали шкурками. Честно говоря, я и раньше видела такие охотничьи лыжи, но не догадывалась, для чего охотники так делали. Но сейчас наш экскурсовод нам объяснила. Оказывается, шкурки очень хорошо скользят по снегу. Охотникам же не редко приходилось в самом прямом смысле гоняться за добычей. Так, Юлия Константиновна нам рассказала, что однажды ее дед аж восемь часов бегал на лыжах за лосем. Понятное дело, что для таких целей лыжи должны быть самыми быстрыми.
29.


Лыжных палок у охотников, разумеется, не было. Но зато вместо них была вещь, которая называлась койбедь. Она на фото слева рядом с лыжами. Вещица эта была многофункциональной. Снизу у нее был металлический наконечник. Его охотники использовали для защиты от внезапно решивших напасть диких зверей или для того, например, чтобы прорубить лунку во льду, дабы добыть рыбу. Сверху же было деревянное подобие небольшой лопатки. Ею раскапывали снег, если вдруг туда падала добыча, стучали по деревьям, когда нужно было спугнуть с них белок или другое зверье, и даже использовали, как штатив - втыкали в снег и клали сверху ружье для прицеливания.
Сани же назывались норт. Они были узкие и длинные, с шириной полозьев равной ширине лыж. Делали их такими тоже неспроста. Деревья в тайге растут довольно часто, и на узких санях можно было проехать среди них быстро и не застрять. Ну, а одинаковая с лыжами ширина полозьев позволяла тащить их с меньшими физическими усилиями.
30.


Еще охотники, конечно же, не просто гонялись за дичью, но и ставили на нее капканы и ловушки.
31.


Все они были настолько хитроумные, что сразу догадаться, как они работали, лично нам удалось не сразу. Однако, наш экскурсовод предложила Антону покумекать и поставить вот этот капкан. Муж в итоге, в общем, справился, правда, и не без ее помощи.
32.


Ну, и еще расскажу о рыболовстве. Оно тоже было традиционным занятием у коми и его вели повсеместно. Орудий и приемов лова было очень много. В ходу были различные сети, рыболовушки, лучение, ловля на удочку, дорожку, перемет и т.д. В основном рыбу ловили для собственного потребления и ценные породы рыб - и для торговли.
33.


Что же касается нашего времени, то рыболовство сейчас еще по-прежнему развито, а вот охота уже уходит в прошлое. Но зато ей на смену приходит фотоохота. И когда Юлия Константиновна предложила Дане заняться ею, он заметно обрадовался, чем, кстати, порадовал и нас с папой. Фотоохота всегда лучше охоты обычной. Ведь правда же! :) В общем, Юлия Константиновна показала Данилке фотографии зверей, которые водятся в лесах Коми, рассказала, как они называются на языке коми, и как выглядят их следы.
34.


35.


Экскурсия оказалась настолько интересной, что отведенный на нее час пролетел совершенно незаметно. При этом уходить из музея нам абсолютно не хотелось. Да и столько всего там еще оставалось посмотреть! И тогда Юлия Константиновна стала рассказывать нам дальше. В итоге мы прошли по всему музею.
36.


Что могу сказать? Музей оказался просто шикарным, а об уровне профессиональной подготовки экскурсовода в пору писать отдельно! Вот если бы в каждом музее все экскурсоводы подходили к своему делу с такой любовью!
В музее очень много было посвящено обрядам знакомства, свадьбы и создания семьи у коми.
37.


Вообще, коми - народ очень мирный, у них никогда не было войн с другими народами, и даже когда эти самые другие народы проникали на север, то все то положительное, которое они приносили с собой, коми безропотно принимали и использовали. И честно говоря, традиции знакомства молодых людей и девушек мне тоже показались очень похожими на старорусские. Парни и девушки коми знакомились на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни православных праздников (да-да, православие коми тоже благополучно переняли). Для таких гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни. Смена пар в хороводе, игра в нападение разбойников и множество других шуточных забав по сути подготавливали парней и девушек к выбору своей "половины". Например, была такая игра "Кыйом-Вийом" - "Охота". Играли в нее летом. Девушки брали в руки шесты, которые использовали для переноса сена и вставали парами. По их живому коридору убегали девушка с белым платком в руках - "дичью". А догнать ее должен был парень - "охотник". Подруги ей всячески помогали убежать, а парню наоборот препятствовали. Но если ему удавалось догнать девушку и выхватить у нее платок, то, чтобы вернуть его, она должна была поцеловать парня.
38.


К свадьбе коми относились очень серьезно. К ней готовились заранее. А сама свадьба представляла собой действо со множеством ритуалов. Прежде всего, в день свадьбы жених и невеста становились самыми главными людьми в деревне. Неважно, какое у них было положение, но жениха всегда называли князем, а невесту - княжной.
39.


Длилась свадьба две-три недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты.
Ну, а потом начиналась самостоятельная жизнь молодой семьи, рождение детишек. В семьях коми раньше обычно бывало по 5-8 детей. Так как коми детей очень любили и всегда стремились к продолжению рода, то беременную женщину всегда оберегали от тяжелой работы, порчи и сглаза, который мог напустить злой колдун - "еретник". Чаще всего женщины рожали в бане, которая по поверьям коми находилась на границе мира живых и мира предков и служила этаким домашним святилищем.
40.


Видите луковицу на камнях в бане? Лук туда клали неспроста. Ведь баня была, своего рода, также и медицинским кабинетом, в который люди приходили попариться и подлечиться. А лук, как известно, обладает бактерицидными свойствами.
41.


Но вернемся к родам. Как только малыш рождался, его подхватывала на руки бабка-повитуха со словами: "Благослови, Христос, долголетия и счастья, выживет пусть..." Затем ребенка крестили. Это был обязательный обряд, потому что считалось, что души младенцев, умерших некрещеными, могут стать бесами.
42.


Отец делал для ребенка колыбель - зыбку и подвешивал ее на гибком шесте в избе. Если ребенок умирал, то колыбель сжигали. А если вырастал здоровым и сильным, то колыбель использовали и для других младенцев - считалось, что в ней все дети вырастут здоровыми.
43.


А так выглядел дом коми-зырян в конце 19 - начале 20 века.
44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


А это - вовсе не похороны, хотя очень на них похоже. На самом деле, это - гадание "с покойником".
51.


Дело в том, что коми-зыряне были народом очень суеверным и гадали очень часто. Самым жутким гаданием считалось как раз гадание "с покойником". В нем принимали участие только мужчины, да и то не все, а лишь те, которые решались испытать силу своего духа. Гадание проводилось в каком-нибудь нежилом доме, в бане или в овине, то есть, там, где считалось, что граница между мирами слабее. Один из мужчин изображал покойника. Его сначала обмывали, потом обряжали и укладывали в передний угол, как настоящего. Прикидываете, какая жуть! В руки ему давали горящую свечку. Все остальные гадающие держались за мизинцы, а потом по одиночке выходили из избы в сени. Покойник через систему зеркал наблюдал за ними и делал предсказания. Кого-то он видел с гробом, кого-то с книгой, кого-то с венцом, кого-то с ребенком и т.д. А еще считалось, что, если во время гадания сказать "покойнику" "прости-благослови" или воткнуть в стену рядом с ним иголку без ушка, то он умрет по-настоящему.
Вот такие были жуткости!
Ну, а мы вместе с Юлией Константиновной пошли в другой музей - в дом-музей И.П. Морозова на семейную интерактивную программу, посвященную русскому чаепитию, которая так и называлась - "В кругу семьи за чашкой чая". Иван Павлович Морозов был первым секретарем Коми обкома КПСС. Он сделал очень много для Сыктывкара, и поэтому после его смерти здесь и открыли его дом-музей. Но так как в наше время желающих узнать о жизни бывшего партийного деятеля с каждым годом становится все меньше и меньше, в музее решили открыть еще несколько экспозиций. И, пока наша экскурсовод готовила "реквизит" для интерактивной программы, мы осмотрели выставку старинных часов.
52.


Самое интересное, что все эти часы когда-то обязательно были в использовании. Мне же выставка очень напомнила музей часов в швейцарском Цюрихе, в котором мы были пару лет назад. По крайней мере, некоторые экземпляры были явно не хуже. Здесь были и часы-свечка. И огромные песочные часы.
53.


И солнечные часы с компасом 18 века, которые использовались в морской навигации.
54.


И механические каретные часы 1911 года.
55.


И механические часы со стрелками, кои раньше висели на здании сыктывкарского железнодорожного вокзала.
56.


И часы с изображением первого президента России.
57.


И многие другие.
58.


59.


60.


61.


62.


63.


Я, к примеру, увидела в коллекции часы с кукушкой, которые когда-то были у нас. Правда, музейным часам повезло больше. В наших же куковавшую каждый час кукушку однажды подкараулил хулиган-кот, открыл на нее сезон охоты и не угомонился, пока она не стала его добычей.
64.


А это Даня нарисовал одни из здешних часов.
65.


Ну, а вскоре Юлия Константиновна позвала нас пить чай из самовара с шанежками и конфетами.
66.


Правда, перед тем, как пригласить за стол, она попросила нас переодеться. Ведь раз мы попали в прошлое, да еще и в русскую избу, то и одеты мы должны быть соответственно, по-русски. Поэтому Антону она выдала белую узорчатую рубашку с воротом, а мне сарафан и плетенку из бересты на голову. Красавцы, правда? :))
67.


Ну, а Даня вызвался помогать ей разливать чай.
68.


69.


Вообще, чай в России, как оказалось, попробовали раньше, чем в Европе. Случилось это в 1567 году, когда казачьи Атаманы Петров и Ялышев побывали с экспедицией в Китае, попробовали там его и немного привезли с собой. Но в то время чаем никто в России не проникся, и о нем благополучно забыли. Но прошло меньше века, когда российский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу в подарок от западномонгольского Алтын-хана 64 килограмма чая. Алтын-хан буквально навязал нашему послу свой чай в обмен на соболиные шкурки. Посол чувствовал себя глубоко обманутым: "Как так? Обменять пушнину и серебро на 2 пуда какой-то сенной трухи?" Да и сам царь был в непонятках от такого подарка. Но вскоре ситуация изменилась. "Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде", - отчитался Старков перед государем. Ну, а царь пригласил своих бояр на дегустацию "сушеных листьев". Правда, бояре сперва не поняли вкус напитка. Но глядя на Михаила Федоровича, который, как казалось, пил чай с удовольствием, тоже стали его нахваливать. А потом они вдруг заметили такой эффект: если выпить этого ароматного напитка в полдень, то потом и в сон не клонит, можно заседать в Думе дальше. В общем, чай в России прижился.
Правда, стоил он очень дорого и позволить его себе могли разве что царь, его придворные и бояре. Да вы сами подумайте, чай из Китая в Москву везли караванами, пусть составлял 9 тысяч миль, а весь процесс занимал аж целых 16 месяцев! Прибывший чай имел "копченый" привкус, назывался "караванным" и очень высоко ценился.
Путь чая из Китая в Россию назывался "Великим чайным путем". Он проходил по части Сибирского тракта - старинного сухопутного транспортного пути. Отправной точкой из Китая был город Калган - крупная застава на Великой Китайской стене, считавшаяся "воротами в Китай". Именно сюда поставлялся чай из южных провинций Китая.
В Калгане представители Русских торговых компаний покупали чай и снаряжали караваны, состоящие из 200-300 верблюдов. Впереди был трудный и медленный переход через пустыню Гоби. В Северной Монголии была остановка в Урге для поверхностного осмотра товара, после этого караван продолжал путь до границы с Российской империей - заставы Кяхты. В Кяхте коробки с чаем проверялись, маркировались и вшивались в бычьи шкуры - тюки. Дорогие черные чаи предварительно особенно тщательно паковали в бумагу и фольгу, для предотвращения попадания влаги в чай и помещали в бамбуковые коробки. Тюки загружали в телеги или сани, запряженные лошадьми, и отправляли до Иркутска, а оттуда через тайгу, бурные реки Сибири, в любую погоду - дожди, слякоть, снег, мороз - в Москву.
Только в 19 веке, когда Россия начала активно строить железные дороги, стоимость чая упала, и он стал доступен для всех. Продавали его купцы вот в таких чайных жестяных банках. В принципе, они и сейчас такие же примерно. :)
70.


Кстати, а такой чай помните? Я еще помню. Его в советские годы частенько давали в продуктовых наборах к праздникам. Правда, вкус его у меня, увы, не отложился - я тогда была мелкой и гораздо больше любила соки. :)
71.


72.


Но мы отвлеклись, вернемся лучше в купеческие времена. Пили в то время чай из самоваров. И Юлия Константиновна показала нам, как это было.
73.


Понятное дело, что никакого электричества в ту пору не было, и топился самовар углями.
74.


Внутри у него для этого была специальная конструкция. В металлическую ёмкость клали горячие угли, а вокруг - как бы между внешней стенкой самовара и стенками этой конструкции - наливали воду.
75.


Чай пили с вареньем, с мёдом, с пирогами и пряниками.
76.


А еще с сахаром. Правда, сахар всегда ценился очень высоко, и позволить его себе мог далеко не каждый.
77.


Кстати, самое забавное, что именно тогда пришла мода на черные зубы у женщин купеческого сословия, и некоторые из них их даже специально чернили. Догадались, почему? А потому что у тех, кто ел много сахара, зубы чернели от банального кариеса. Но ведь сахар стоил дорого! То есть, черные зубы были признаком состоятельности! Вот такая вполне логичная мода.
Пили чай с сахаром тремя способами: внакладку, вприкуску и вприглядку. Внакладку - это, когда откалывали от большой сахарной головы кусочки, клали в чашку, размешивали и пили. Вприкуску - когда от кусочков откусывали еще более маленькие кусочки и запивали их чаем. А вприглядку был способом самым экономным. Кусочек сахара мочили в чае, а затем укладывали его на пирожок. Пока пирожок ели, сахар сдвигали носом и от него оставалась на пирожке сладкая дорожка. :)
78.


Ну, а потом уже, когда сахар подешевел, появились и леденцы.
79.


За чаепитиями общались, слушали музыку, играли в игры. Мы с Даней, например, сыграли в "Алёнушку-Иванушку". Игра была исключительно детская. Одному игроку, допустим, Иванушке, завязывали глаза, и в его задачу входило найти Аленушку. Он кричал ей: "Аленушка!", а она откликалась: "Иванушка!" И он должен был понять по голосу, в какой стороне она находится, и поймать ее. В общем, Даня меня почти сразу нашел.
80.


81.


А закончилось наше чаепитие опять-таки так же, как это было принято раньше. Хозяйка, то есть, Юлия Константиновна, выдала нам... разгонный пряник. Знаете, что это такое? Разгонные от слова "разгон", то есть, такие пряники хозяйки выдавали особенно засидевшимся гостям, которым уже пора было расходиться по домам. Кстати, обидными такие пряники не считались. Просто люди, которые получали их, понимали, что застолье закончилось. :)
Вот такой он - город Сыктывкар. И такие в нем потрясающие программы в музеях!
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, декабрь:
Архангельская область. Сольвычегодск. На соляной игле
Архангельская область. Котлас. Что делать, если в пятницу 13-ого вы встретили черную кошку и женщину с пустыми ведрами?
Вологодская область. Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза. Бизнес на детях
Вологодская область. Великий Устюг. Дед Мороз как офисный планктон
Вологодская область. Великий Устюг. Что делать в Великом Устюге без Деда Мороза?
Вологодская область. Тотьма. #КАЛИФОРНИЯНАША
Вологодская область. Семенково. Парк Древнерусского периода
Вологда. Музей кружева. Чего только не наплетут!
Вологда. Без пяти минут столица России
Вологда. Отель "Aria SPA Hotel". Турция и Египет закрыты. Теперь вы будете отдыхать вот в таких отелях!
Вологда, Вологодская область, Архангельская область, Сыктывкар, Коми. Фотообзор. Отмороженные: 1000-километровый бросок на север с ребенком

Мы в ЖЖ
Мы в Фейсбук
Мы в Инстаграм
Мы в Ли.ру

Коми, Сыктывкар

Previous post Next post
Up