Все помнят рекламные ролики «Гринписа» начала 1990-х? Когда телевизионная реклама как таковая только появилась на наших экранах и попеременно втюхивала нам то «Гербалайф», то героические подвиги экологов с мировым именем, которые на утлых резиновых лодчонках воспряли против китобойных траулеров?
«Гринпис» с тех пор особо и не изменился. Они наравне с WWF (тот самый логотип с пандой), и в самом деле, как киты, которых они защищают, не спеша плывут себе по мировому океану, засасывая деньги, как планктон - тоннами. Сами гринписовцы, кстати, говорят, что принципиально не берут деньги у политических и всяких правительственных организаций, существуя исключительно на частные пожертвования. Но анонимную милостыню же никто не отменял, ведь так?
С этими ребятами все понятно. Без лицемерия и двойной игры 99% жителей планеты Земля существовать не могут. Естественный отбор с поправкой на homo sapiens: не схитришь - сожрут.
Другое дело, что с падением железного занавеса и появлением на наших отечественных экранах рекламы «Гринписа» «Гринписом» захотели стать все, кому не лень. Экология уже давно - стезя гуманитарная и весьма размытая. Как и журналистика. Хочешь называться журналистом - собирай сплетни во дворе и пиши их в бложек. Хочешь называться экологом - спаси пару бродячих собачек, убери раз в год мусор в парке, да напиши письмо в поддержку зауральского тюленя. И можешь смело идти требовать зарубежный грант.
Сейчас только в Алтайском крае с начала года зарегистрировано 24 новых экологических организации. Даже самому редкому ежу с самой редкой и самой единственной извилиной понятно, что львиная доля этих организаций - еще не забытые старые, только с новыми названиями и новыми концепциями.
Непонятно только, почему они до сих пор так активно открываются и на какие деньги намерены существовать. Закон «об иностранных агентах» ясно все прописал: получаешь бабло из-за бугра - регистрируйся как иностранный агент. Регистрироваться, как иностранные агенты у нас все сейчас почему-то застеснялись. Однако ж, вал новых общественных некоммерческих организаций пошел. Почему-то не верится в невыносимую легкость регистрации подобных НКО для первого встречного. И с трудом верится, что в России - десятки миллионеров, готовых за просто так спонсировать соотечественников, которым взбрело в голову пересчитывать поголовье букашек Olimpius Inferno в Северной Осетии или летать со стерхами, как Путин.
Но даже если предположить, что примерно 2/3 подобных организаций созданы как маленькие боевые батальоны для будущей революции, которую так ждет интернет-общественность (именно интернет-общественность: тем, кто пашет в полях и горбатится на заводах, реально не до протестных настроений - они семьи кормят), как они смогут скрывать зарубежные источники финансирования?
Странно это все. И тревожно. И слегка обидно за одураченных «добровольцев» псевдоэкологических НКО. Которые до сих пор так и не поняли, что во фразе «война за мир» как-то странно соседствуют взаимоисключающие понятия.